‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Драгоценный дар Божий - живое общение

Гостем Православной выставки «Благословенная Самара» стал известный духовник и писатель протоиерей Валериан Кречетов.

Гостем Православной выставки «Благословенная Самара» стал известный духовник и писатель протоиерей Валериан Кречетов.

И снова в губернской столице, в выставочном комплексе «Экспо-Волга» по благословению Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия открылась Православная выставка «Благословенная Самара». И вновь - ликующий звон колоколов, созывающий православный люд на молебен, который служит настоятель самарского храма во имя Святителя Спиридона Тримифунтского протоиерей Иоанн Мохов.

Теплятся свечи у ковчега с великой святыней - частицей ризы Пресвятой Богородицы, и рядом - икона святой праведной Анны, матери Царицы Небесной…

И, отслужив молебен, отец Иоанн тепло поздравил всех с открытием православной выставки и поблагодарил за то, что мы пришли сюда - не просто походить и посмотреть, но и поучаствовать своей молитвой. Послушать тех, кто приехал на встречи с верующими Самары - из года в год на выставку приглашают известных богословов и проповедников, православных писателей.

Во время молебна обратила внимание на седенького батюшку в скромном облачении, но с необычным наперсным крестом. Знакомое по фотографиям на обложках духовных книг благородное лицо - это же протоиерей Валериан Кречетов! Встреча с ним, духовником Московской епархии и писателем, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района Московской области, станет главным событием субботнего дня 14 декабря, а для многих встреча продолжится и в воскресенье…

- Это человек-легенда! - сказал о протоиерее Валериане отец Иоанн. - Возможность вживую пообщаться с батюшкой не у каждого бывает. Могу вам сказать как священник: во время постов, когда мы, священники, должны приехать на Исповедь к епархиальному духовнику - очередь целая стоит, чтобы попасть к нему. А представьте: Москва - тысяча сто храмов и часовен, более полутора тысяч священнослужителей! А духовник у них один. И духовник этот стоит у престола уже полвека, с советской эпохи, с тех времен, когда было гонение на Православную Церковь и избравшие служение священника шли изначально на риск и на подвиг.

«Как же нужно любить человека!..»

Еще до начала встречи отец Валериан с улыбкой процитировал обступившим его журналистам четверостишие, которое услышал от своего прихожанина, полковника в отставке:

На заре двадцать первого века,
Когда жизнь неподвластна уму,
Как же нужно любить человека,
Чтобы взять и приехать к нему.

Вот эта любовь к нам и подвигла далеко уже не молодого священника взять - и приехать в Самару, чтобы говорить с нами о самом волнующем, чем живет православная душа. И во второй уже день чуть приоткрылась еще одна тайна: оказывается, отец его, тогда мирянин Михаил Кречетов, отбывал срок на Соловках вместе с Митрополитом Мануилом (Лемешевским)! А это имя дорого для всех верующих Самары. И это тоже в какой-то степени стало поводом для приезда батюшки Валериана в наш город на Православную выставку.

- Мамочка моя - Царство Небесное! - кстати, она в ваших краях когда-то была, и Архиепископ Алексий (Палицын), который служил тогда на Куйбышевской кафедре, даже держал меня на руках, - рассказал отец Валериан. - Мне хочется посетить его могилку…

Меня Господь сподобил, что я с детства в Церкви. Одна раба Божия спрашивает: как вы пришли в Церковь? А я ответил: я не пришел, меня принесли. И носили, а потом сам стал ходить в церковь.

Безценный дар Божий - живое общение. Апостол Иоанн говорит о Спасителе: «…что мы слышали, что видели своими очами, …и что осязали руки наши, о Слове жизни… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1: 1, 3). Этих Апостолов слышали их ученики, а их уже другие святые, и так дальше и дальше, непрерывно до наших времен. В этом и заключается сущность нашей Православной веры - в истине живого преемства. Господь и сказал Пилату: «Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину». Что интересно, китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит глубокое рассуждение: «Учиться и не размышлять безполезно, а размышлять и не учиться губительно».

Это значит, что нужно размышлять над тем, чему ты учишься, что познаёшь. Печальная картина в том, что у нас все пользуются всеми достижениями, кроме духовных! Скажите, кто сейчас читает Евангелие? Я уж не говорю о всей Библии. И сколько еще духовных книг… - нет, всему учатся, кроме того, что действительно нужно для души. Как мне сказал один режиссер: «Беда человечества в отсутствии информации - и дезинформации». Или человек ничего не знает, или ему преподается ложь.

Я Божией милостию пятьдесят лет служу на одном месте, и множество историй проходит передо мной. Однажды, еще во времена безбожные, стоит юноша лет восемнадцати в храме у дверей, слушает проповедь. И вдруг появляется его мать и начинает кричать: «Что вы охмуряете людей! Мы своего сына воспитывали в светской культуре, он десять лет учился в школе, а вы тут его взялись к вере приобщать!» У меня, грешного, язык чесался ответить ей: «Ему десять лет школа долбила свое, вы его восемнадцать лет учили… Несколько слов батюшки - и всё это прахом пошло. Чего же стоит это ваше научение!»

Ему говорили, что попы все темные, серые, а не совсем так оказалось. Ну вот не серый поп, а смиренных тонов… А уж серый - ну, это как сказать! Тем более когда его отец, подполковник, затем пришел со мной подискутировать (как сын мне потом рассказывал, он впоследствии стал священником). А тогда получилось, что я всё отвечал ему наперекор. Он начинает: «Вот у меня два высших образования, я врач и фармацевт», - ну так ведь каждый нормальный врач должен знать и лекарства, естественно! Я говорю: «Ну простите - я уж молчу о Духовной семинарии и Академии, но у меня и два светских высших образования, довольно разных». Получается, у него два высших образования, а у меня три. «Вот мой сын из-за вашей церкви ничем не интересуется!» Ну а я припомнил, что мой отец стал священником в пятьдесят с лишним лет, он в 49 лет пошел в семинарию и окончил ее. Так он в свое время был чемпионом Москвы по академической гребле. И нас он так воспитал: «священник должен быть сильным и выносливым!» - я занимался лыжами, плаванием, акробатикой, а еще боксом - есть такой вид спорта, когда можешь защитить кого-то, а кого нужно, поставить на место. Но без зла, без ненависти…

У верующего человека может быть самый широкий круг интересов. У меня, к слову, два патента, я и сейчас занимаюсь изобретательством. Участвовал в движении «Церковь и Армия», преподавал в Академии Генерального Штаба, два года преподавал в ракетной академии, и мне присвоили звание «почетный профессор Военной академии ракетных войск стратегического назначения». Я говорю об этом не потому что хочу сказать, что из себя что-то представляю, а просто - мои религиозные убеждения ни в чем мне в жизни не помешали. Да, я не был ни пионером, ни комсомольцем - это да. Тогда на меня смотрели косо - ну смотрели и смотрели… а потом по-другому стали смотреть.

Какая вера была у людей!..

Говорят, веру и обычную жизнь невозможно совмещать. Почему? Очень даже возможно. Я, веруя в Бога, до тридцати лет на светской работе трудился, три года отработал в Чусовском леспромхозе на Северном Урале, в Пермском крае. А крестный моего старшего сына профессор Владимир Николаевич Щелкачев был величиной почти мирового масштаба в нефтяной отрасли, много лет работал в институте имени Губкина. Щелкачев был в Куйбышеве именно в то время, когда произошло Стояние Зои. Я тоже застал это событие, слышал о нем. Ездить сюда мы не могли, просто денег не было, но знали об этом. Владимир Николаевич тоже был глубоко верующий. Во все времена, когда человек верующий был и специалистом, к нему относились с уважением. Вот Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): его и сажали, и ссылали, а оперировать-то нужно, а кто еще так может - лучше-то нету! И поэтому вынуждены были отпускать его на волю.

Я лично знал архимандрита Тихона (Агрикова). Он на фронте во время бомбежки спрятался в какое-то углубление, рядом упала бомба, и его накрыло взметнувшейся от взрыва землей. И придавило - он чувствует: всё!.. И взмолился: «Матерь Божия, оставь меня, я буду Тебе служить!» В тот же миг вторая бомба падает рядом, и с него всё сметает такая же воздушная волна. Он целую часть вывел из окружения через болото: ему явилась умершая мать, поманила за собой и перевела через топь.

В Соловках какая вера была у людей! Там же в лагере отец спрашивал схиархиепископа Феодосия, теперь уже канонизированного: «Не знаю, как дальше жизнь строить». Представляете - там, за решеткой, о таком спрашивал. Он спокойно сказал: «Положитесь на волю Божию». - «Да я положился». - «Ну а зачем тогда спрашивать!» И действительно, отца освободили и даже реабилитировали, что неслыханно, в тридцатые годы! Моя мама, тогда еще невеста, написала Сталину о том, что ее жених невиновен. И его освободили!

В том, что совершилось, был Промысл Божий, непостижимый. Меня Господь сподобил служить четыре с половиной года с отцом Сергием Орловым в Акулово, где я и сейчас служу. Он родился в 1890 году. Учась в семинарии, увлекся революционными идеями, «Капитал» Маркса прорабатывал подпольно. Я его спрашиваю: «Батюшка, ваше мнение об этом произведении?» Он так почтительно сказал: «Да-а, там расписано всё филигранно. Ну, правда, в жизни всё наоборот».

Я смотрю, в зале в основном старшее поколение, а молодежи мало. А ведь именно для них очень полезно было бы услышать то, о чем мы здесь говорим. Мы сегодня молились Богоотцам Иоакиму и Анне. А кто они - дедушка и бабушка Спасителя! И значит, дедушка и бабушка - какое высокое звание!

Так вот Господь оставляет нас для того, чтобы мы передали веру своим потомкам. Многие получили ее через бабушек и дедушек. Мой отец рассказывал необычную историю. К нему в храм, когда он уже был священником, ходила одна бабушка с правнучкой. Родители - они молодые, они дочку отослали к бабушке, а та и сама еще молодая и отправила девочку к прабабушке. А прабабушка с ней идет в церковь. Ну дети воспринимают всё непосредственно, пришла она домой и начала молиться. Бабушка возмутилась: «Да ты что! Кто же Бога видел?!» Ребенок и ответил: «Бабушка, мы недостойны Его видеть!» Ну в самом деле, кто видел Патриарха или президента? Не все, конечно. Не всякий сподобится такого общения. А тут - с Богом! Это куда выше.

Что посеешь, то пожнешь

Как-то мне даже пришлось пострадать немного, потому что я высказал крамольную мысль. Существует постановление, что нельзя перевозить в автомобиле детей без специального детского кресла. Ну что ж, в этом есть некоторое разумное основание. Но задумайтесь: если у тебя нет маленьких детей, а стало быть, и такого кресла, и ты в холод и пургу едешь на машине, а у дороги стоит женщина с ребенком, ты не имеешь права их везти! Пусть они замерзают, иначе ты же нарушишь закон! Что-то не продумано! А говорить об этом не моги. Ну уж извините - у нас ведь свобода слова! Вот я и говорю об этом.

Кстати, о свободе слова. У нас болтовни немеряно, особенно по телефону - трепотня сплошная. И называется она - празднословие. А что такое празднословие? Это свобода слова, умноженная на отсутствие мысли. Или современные песенки. Помните, в «Евгении Онегине» Пушкин описывает природу:

Как стих без мысли в песне модной -
Дорога зимняя гладка.

Вот ведь, оказывается, модная песенка - стих без мысли.

Мудро сказано: произволение сердца от человека, а изречение уст - от Бога. Еще в начальной школе мы узнавали, из чего состоит слово: корень, приставка, суффикс и окончание.

И вот один монах рассказывал мне, как был он посажен в тюрьму за исповедание веры, и ему говорят: «А ну докажи нам, что есть Бог!» А он так смиренно отвечает: «Не-ет, зачем мне у вас хлеб отнимать? Этим вы занимаетесь». - «Мы доказываем, что Бога нет, мы безбожники!» - «А из чего состоит ваше наименование? В нем корень - Бог, а вы только приставка!» Как можно отрицать то, чего нет? Значит, вы отрицаете то, что есть.

Был у нас в Москве тяжелый случай. Гуляли родители с девочкой лет четырех или пяти в парке Горького и потеряли ребенка. Кинулись искать, не нашли. Объявили везде - нет малышки! Представляете, что они пережили. Сейчас столько всяких опасностей, не знаешь, чего и ожидать! Пришли ко мне. А в храме еще батюшки были после службы.

Спрашиваю родителей:

- Ну вот вы просите помочь, а вы венчаны, ходите в церковь?

- Не венчаны и в церковь не ходим…

Так и вспомнилась современная, можно сказать, притча. Спрашивают одного человека: «Как к тебе твои дети относятся?» - «Как к Богу». - «Как это?» - «Живут как хотят, только помощи просят!» Грустно, конечно… Я сказал им: «А может быть, это вам для того, чтобы вы задумались, как вы живете?» Но попросил батюшек, помолились вместе о пропавшей девочке. И через три часа ребенок нашелся! Живой и невредимый. А не было целую неделю. Ну потом выяснилось, что, оказывается, они перед этим устроили шашлыки в Страстную пятницу - вот и получилось такое. Мы думаем, всё просто, а ведь что посеешь, то пожнешь. Есть такие примеры, даже страшные. Родительская ответственность, конечно, должна осознаваться прежде всего.

О чем молчат ученые

Человек создан по образу Божию, и всё его существо почему такое? Потому что так было задумано в Предвечном совете. То, что нам непостижимо. Господь сотворил человека и потом воплотился в такого же человека - из всего творения, не в Ангела, а в человека. Вот какая высота!

Кстати, «обезьянья» гипотеза, которую до сих пор мусолят, - стыдно слышать о ней… Преподаватели и сейчас эту галиматью детям рассказывают. Говорят: древний человек встал с четверенек на две ноги. Человек прямоходящий!.. Но и обезьянки могут ходить на двух ногах, и медведи, и обученные собаки. Значит, это еще не главное. А вот как и когда эта животина начала говорить, об этом ученые молчат. Хотя вот в этой книге - «Всё ли создал Бог?» - очень хорошо всё сказано. Ее автор Сергей Юрьевич Вертьянов приводит высказывания великих ученых. «Еще студентом я отверг взгляды Дарвина», - это писал Эйнштейн. Почти сто процентов великих ученых - верующие. Великих!

Но вы знаете, на что направлена эта теория происхождения человека? На нарушение Заповеди «Чти отца твоего и матерь твою».

Однажды ко мне пришел человек, который хотел, чтобы я окрестил его дочь. Спрашиваю: «А вы-то как относитесь к вере?» - «Я твердый материалист». Я никак не мог уразуметь его логики. Зачем ему тогда крещение дочери нужно? Его друг объясняет: «Батюшка, а он не может справиться с дочерью и надеется, что после крещения она будет его слушаться». - «Да с его философией она его никогда не будет слушаться! Он ведь, по его же мнению, недавно с дерева слез, хвост отвалился - чего же ей слушать его?» На самом деле, чем дальше в лес, тем больше обезьян.

Ломоносов знал наизусть Псалтирь - вы об этом знаете? Александр Васильевич Суворов, кстати, полиглот, он знал несколько языков и наречий, - глубоко верующий человек. Он бой не начинал, пока не закончится обедня. А помолившись на Литургии, шел в бой и побеждал. Вот какие у нас были предки!

Те, кто решил свое родословие вести от скотины, это их дело. Мой сын Тихон сейчас священник, наставник Марфо-Мариинской обители, - его в школе позвали посмотреть альбом приматов: «Посмотри, тут наши предки!» А он ответил: «Может быть, ваши, но не мои».

Наука совершенно не противоречит вере. Макс Борн, немецкий британский физик и математик, один из основателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии, писал: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Всё еще спорят: вводить ли Основы Православной культуры в школе или не вводить? А почитайте у Константина Дмитриевича Ушинского: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». Мне кажется, такие вещи нужно знать. Печально, что учителя не знают.

У нас есть свидетельство Воскресения Христова. Мы верим, и это истинно так. До сих пор сходит Благодатный огонь - только у Православных. Но и это до сих пор подвергается сомнению. Всё дело в том, что вера - она принимается, она не доказывается. Когда пытаются противопоставить науку и религию, то это просто бездна безграмотности. Потому что на самом деле и в одной, и в другой области принципы очень близкие. Такая сухая наука, как математика, основана на аксиомах. А они принимаются без доказательств. Поэтому слова: «Докажи мне, что…» - противоречат математике. И есть свидетельства сверхдостаточные, но одни принимают их, другие не принимают.

Отец Геннадий Заридзе, настоятель Покровского храма в Воронежской области, который возглавляет Объединение православных ученых, приехал на схождение Благодатного огня и как ученый не выдержал. Взял серебряную пластинку, которая мгновенно накаляется, поднес ее к Благодатному огню и на нее навел аппарат. 42 градуса! Скептики подозревают какие-то манипуляции… Но зажечь-то ты зажжешь огонь, а как сделать, чтобы он не жегся? Если просто чиркнуть спичкой и сунуть палец в слабенький огонек свечи - тут же отдернешь: больно, жжется! А Благодатный огонь первые мгновения после возгорания не обжигает. Потом уже - да, температура начинает повышаться. Но не в первые мгновения. И это свидетельство неизъяснимого человеческим разумом происхождения Благодатного огня.

Молись - и Господь укажет

Знаете ли вы, как заканчивается изречение: «Век живи - век учись»? - «…как подобает жить». Не всему учись. Размышляй над тем, чему учишься. А то у нас получается с точностью до наоборот. В этом и беда, что у нас истину отвергают, а всякой глупости верят. Дьявол всячески старается увести людей от истины. Поэтому всё проверяется Священным Писанием и молитвой. Когда что-то досаждает вам, что бы то ни было, надо обращаться к молитве. Это необходимое условие. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Духовная дочь Епископа Игнатия (Брянчанинова) увидела своего наставника после его смерти в духовном видении. Святитель явился ей и сказал: «Я вам говорю как другу: жизнь коротка, готовьтесь к вечности. Молитесь!» И он открыл ей глаза, и она увидела безобразных, подобных слизи духов злобы поднебесной, которые облепили ее, тянули в разные стороны, не давая призвать Бога на помощь. Не было ни слов, ни сил, чтобы осенить себя крестным знамением, произнести молитву. Злобные существа вопили: «Поздно, после смерти нет молитвы!» Из последних сил она изобразила рукой крест на воздухе - до лба донести руку не могла, - и страшилища в ужасе стали корчиться. Язык не повиновался, но она духом представила себе имя Господа Иисуса Христа, и это имя обжигало, расплавляло злобных духов. Но то, что она пережила, была мука невыразимая. На самом деле это всё с человеком происходит, и только молитва избавляет от этих мук. Почему Апостол наставляет: «Непрестанно молитесь, за всё благодарите».

Как здесь ни крутись, всем нам когда-то придется отвечать перед Богом. И в любом споре последний аргумент: помрем - тогда и увидим. Это же основополагающее: помни последняя твоя, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Память смертная в этом и заключается.

Первый образ покаяния дал нам пророк Давид - помните: «Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Сознание его греховности было таково, что он идет, а его подданный поносит его, он же молчит. Оруженосец не выдержал и хотел вступиться за царя, но тот удержал: оставь его, Господь велел ему поносить Давида. Достойное по делам моим приемлю… Видите, какая красота, какая глубина!

Непрестанная молитва - это предстояние пред Богом. Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. Молись - и Господь укажет.

Когда Авраам шел с Исааком на гору, чтобы принести его в жертву, он верил, что Господь его воскресит, но все равно с каким сердцем он шел, представляете? А сын спрашивал: отче, а где жертва всесожжения? - Бог укажет, - отвечал Авраам. И мы помним, что Господь указал иную жертву вместо Исаака - принесенного Ангелом агнца.

Будущий священномученик Серафим (Звездинский) во дни гонений давал своим духовным чадам правило: не всегда будет возможность общаться с духовником и другим духовным лицом, но Господь есть всегда и везде. Нужно молиться, и Господь Сам укажет, как поступить.

Я на себе испытал это правило. В 1960 году приехал в Троице-Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу (Павлову) и спросил: батюшка, не знаю, какой путь избрать, монашества или семейной жизни. Он говорит: «Господь тебе укажет». И я не стал спрашивать, а как Он укажет, я пошел. Пришел к отцу Тихону Пелиху, будущему тестю моего брата - Николай собирался жениться. Беседую с отцом Тихоном. И вдруг какая-то девчонка прибегает. Дочь отца Тихона говорит ей: «Наташа, зайди. Познакомьтесь - это Колин брат». Я и не обратил на нее внимания. Оказывается, мне уже было показано… Прошло некоторое время. Я приехал к батюшке Евгению Тростину, у него читал, пел, молился. И услышал: а тебе надо жениться. Но на ком? У меня никого не было. «А вот девушка - на ней и женись». И благословил иконой. Но она же меня и не знает, скажет: пошел вон! Все же подошел, поговорил. Стали переписываться. А потом - Епископ Стефан (Никитин), это тот, которого блаженная Матрона Анемнясевская молитвой вызволила из лагеря, - он мне сказал: надо делать предложение! И вот сколько лет мы вместе, теперь уже у нас семь детей, пять сыновей и две дочери, и пока тридцать пять внуков. Кстати, девятнадцать внуков от двух дочерей, а от пяти сыновей - шестнадцать. Потому что там невестки…
Моя матушка Наталия Константиновна крестница священномученика Сергия Мечева.

Вот тот пример, когда по молитвам Господь указал путь.

Главное - быть человеком

В этой жизни больше вопросов, чем ответов. Священникам особенно бывает иногда непросто ответить на некоторые вопросы. Потому что есть вопросы, на которые невозможно ответить - или же те, кто спрашивает, не могут понять ответ. Потому что когда человек очень увлечен чем-то, он не может остановиться и посмотреть с другой стороны.

Мы начинаем что-то понимать по прошествии многих лет. В свое время я венчал поэта Анатолия Жигулина, который написал замечательное стихотворение «Кукует поздняя кукушка»:

…Но не могу переупрямить
Ту боль, что сердце мне свела, -
Моя измученная память
Гудит во все колокола.

Гудит во мне глухим набатом
О днях ошибок и потерь,
О том, что сделано когда-то
Не так, как сделал бы теперь...

А лес шумит на косогоре...
Скажи, кукушка, сколько дней
Ещё мне жить,
Ещё мне спорить
С жестокой памятью моей?

Всё дело в том, что - сколько еще дней нашей жизни, когда мы будем осмысливать, что мы сделали? «Век живи, век учись… как следует жить!» Над этим мало кто задумывается и мало кто передает своим детям. А дети не всегда и слушают. Но это уже горе тех, кто не желает слушать.

Были когда-то лозунги: «Техника решает всё!» Оказалось - нет. И лозунг стал иной: «Кадры решают всё!» Именно личность имеет первостепенное значение.

Николая Ивановича Пирогова спросили, кем хотел бы он видеть своего сына - врачом, военным, инженером? «Я хочу видеть его человеком», - ответил знаменитый хирург.

Есть красивое изречение, не знаю, кому оно принадлежит: «Над умными есть разумные. Над разумными есть мудрые. Над мудрыми премудрые. А над премудростью святая простота». Кстати, это вещь очевидная, но мало кто задумывается над ней. Думать - прерогатива немногих людей.

Как-то меня спросили: как вы воспитываете детей в наше время? - а время было советское. Я ответил: «В духе Конституции! В ней записано: человек может исповедовать религию или не исповедовать. Моим детям я говорю о вере, и у них есть выбор. Они по Конституции живут. А ваши по Конституции не живут - вы им выбора не даете».

Тоже я повенчал одну семью, а потом люди часто меняются не в лучшую сторону, и жена стала возражать против того, чтобы ребенка водить в церковь: «Вырастет - сам выберет!» Кстати, принцип православного диалога исключает спор: спор - яд для души. Только вот согласие: «Да, ты совершенно права. Пусть выбирает. Но если ты пришла в магазин, а там полки пустые - какой выбор тогда?» Это игра в одни ворота. Чтобы человек сделал выбор, ему нужно и другое показывать.

И на возражение: зачем в школе преподавать Основы Православной культуры? - ответ простой: для того, чтобы дети могли сделать свой выбор. «Вы их заставляете верить в Бога!» Простите! Когда в школе преподают ботанику, зоологию, физику и другие предметы, никого не заставляют быть ботаниками. Дают информацию, а дальше - твое дело, кем ты станешь.

К несчастью, люди теперь с программированным мышлением. Я кибернетику изучал в институте. Говорят: «думающая машина». Ничего эта машина не думает, она работает по программе. Программа, написанная для бухгалтера, не напишет стихотворения. А человек, будучи бухгалтером, инженером или врачом, может писать прекрасные стихи. Вот Ломоносов - великий ученый: и математик, и физик, и химик… - и литературные произведения писал, да еще какие! Вот это - человек.

Истинное родство - по духу

Душа отпылала, погасла,
состарилась, влезла в халат,
но ей, как и прежде, неясно,
что делать и кто виноват.

Ко мне приходят: батюшка, связал свою жизнь не с тем человеком - а что теперь делать? Вопрос веры первостепенный, поэтому нужно говорить о духовном родстве.

В эти дни здесь на молебнах читаются строки Евангельской главы о том, как к Христу пришли Мать Его и братья и не могли из-за множества народа подойти к Нему. Иисус же сказал: «…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50). Истинное родство - оно по духу. Иоанн Златоуст говорит о браке, что прежде всего должно быть духовное единство, потом душевное, а дальше уже телесное для продолжения рода, но это не обязательно. Душевное и духовное единство было уже у Адама и Евы, а телесного в Раю у них не было. А дальше что? От одних родителей рождаются Авель и Каин, один мученик, другой убийца. Проходят тысячелетия - рождаются Исав и Иаков. Один больше к работе с животными тяготеет, другой к духовному миру. И так далее.

Что делать, когда муж и жена разного духа... - в Православии есть на это ответ. Ну да - человек сам себя не может понять, тем более другого. И лишь Господь знает сердце одного человека и другого. И муж неверный освящается женою верною, и наоборот. Господь может исправить. Но нужно молиться и самому быть примером.

Одна женщина была строптивого нрава, а муж был кроткий, незлобивый. И она считала его слабым, безвольным. Но когда он умер, она нашла у него записи о глубоких духовных вещах - и тогда-то поняла, почему у нее был такой муж. После этого она исправилась и стала православной верующей. Такие примеры есть.

Больше того, скажу о своем отце. Он спросил совета у своего духовного отца, батюшки Владимира Воробьева (он был дедом протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского гуманитарного института). Какую жену выбрать? И священник ответил: «Бери такую, чтобы была Христианка как кремень. Даст тебе Господь такую жену… - взял его за руку и повел по Горнему месту, где кроме священнослужителей никто не имеет права проходить, отец мой был же тогда мирской. - Вот так возьмет тебя за руку и поведет в Царство Небесное». И мама еще невестой добилась его освобождения и замуж за него вышла, когда он сидел в тюрьме. Политическая статья, представляете себе? Мама верила ему, а не тому, кто оклеветал отца. А когда его призвали на фронт, как она ему писала: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни было, знай, что я всегда тебя разыщу и буду тебе служить. Иди и выполняй свой долг».
Вот такие были жены. Вот почему мы победили в войне. Кстати, когда обследовали русских девушек, которых угнали в Германию, почти все они оказались девственницами. И врач немецкий тогда сказал: «Этот народ мы не победим». И не победили. Оказывается, чистота - залог победы.

Когда мой отец вернулся, мама напомнила ему, как Владыка Мануил (Лемешевский) на Соловках сказал ему, тогда еще неженатому, что рано или поздно он будет священником. И мама сказала: «Вот тебе говорили быть священником - и иди». Нас трое мальчишек. «А ты как же?» - «Обо мне не безпокойся». И он в 49 лет пошел в семинарию, в 52 года стал диаконом, потом священником и тридцать с лишним лет прослужил. В 1986 году он умер. Так вот что значит вторая половина! И что значит женщина! Есть стихи, навеянные Некрасовым:

Слова, как слеза на поленьях,
Вечерний загадочен свет…
Есть женщины в русских селеньях,
А в прочих селеньях их нет!

Напился ямщик из Гаскони,
А кони возьми - и ку-ку!
Кто?! Кто остановит вас, кони?
В Гаскони на полном скаку?

Пылают пожары в Техасе,
Но - некому с криком «Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!»
В горящую избу войти...

Кречет птица боевая

А после того, как закончилась вторая встреча на выставке, батюшка уже не в зале, а лицом к лицу ответил на многие вопросы. Одна женщина - спасибо ей! - догадалась спросить о необычном наперсном кресте. Оказалось - мощевик с частицами Честнаго Древа Креста Господня, мощей Преподобного Серафима, святых Петра и Февронии. И стоявшие рядом (и я в том числе) сподобились приложиться к этой святыне. А потом отец Валериан, которого уже умоляя звали: батюшка, вам отдыхать пора! - ответил и на несколько вопросов для газеты «Благовест».

- Вы говорили о духовном отце своего отца. А кто был вашим духовным отцом?

- А вот отец Сергий Орлов. До этого, когда я был мальчиком, отец Алексий Резухин был. Он после войны служил у нас в Зарайске, где я рос. Но потом: «С таким попом мы коммунизм не построим!» - его убрали, даже увезли от нас, потому что он, молодой и энергичный, проповедовал безбоязненно.

Отец Сергий Орлов мне сказал: «Инженеров хороших полно, иди в священники». Я попросил благословения у своего отца. Он подумал - и благословил. Сначала я стал священником, потом мой брат Николай. Я общался с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым. А сейчас все больше с отцом Илием. Знал отца Кирилла (Павлова), отца Тихона (Агрикова)… Отец Димитрий Смирнов был у меня в храме в Акулово алтарником. Отец Владимир Воробьев - мы с ним встретились независимо от наших родителей: я знал уже, что его дед был духовником моего отца, а моя теща училась в МГУ с его отцом. О моей матушке говорили: вторая Софья Ковалевская. А вот сейчас у нас 35 внуков… Дочка моей младшей дочери заняла второе место в международном конкурсе молодых исполнителей на фортепиано.

- Вчера удивительное чувство возникло, когда вы говорили о преемстве. Вспомнилась молитва: «Воскресение Христово видевше…» - мы этого не видели, но тоже свидетельствуем - мы это приняли как преемство.

- Нет, здесь не совсем так. Отец Сергий Мечев говорил, что в нас есть воспоминание, есть сопереживание того самого момента. Там времени нет - понимаете?

Особое состояние у священников бывает, когда происходит хиротония. А у меня не было ничего. Всё так, как было, я с детства в церкви вырос, настолько всё привычно… Но на четвертый день хиротонии я служил - вот тут у меня наступило состояние, которое описать невозможно! Время перестало существовать. Ничего больше нету. У меня уже трое детей было, у меня жизнь какая была - и я не мог ничего этого вспомнить. Было такое, что времени нет.

- Батюшка, а ощущаете ли вы связь со своей фамилией? Кречет - это же такая птица!..

- Боевая! После орла - вторая. Кречет да еще сокол - мощные птицы.

- И вот вы чувствуете в себе что-то от этой птицы?

- …Что вы птица высокого полета, - подсказала стоящая вплотную со мной женщина.

- Нет, - не согласилась я, - не о высоком полете, не надо! Речь о другом: чувствуете ли вы, что, как эта птица, рождены для битв? Духовных битв?

- Ну как сказать. Господь воюет, а я только участвую… Понимаете, мы все воины Христовы, становимся ими в крещении. Недавно на Рождественских чтениях выступал профессор Академии МВД: «Информационная война… проиграли…» Я послушал. «Как это проиграли! Ничего мы не проиграли. Война - она идет. Она была в Раю, когда дьявол оклеветал Бога. Потом за деньги оклеветали Воскресение Христово. И сейчас идет информационная война. А конец неизвестен еще. Точнее - известен. Церковь до конца мира будет, и не одолеют ее врата адовы, так как же мы - проиграли?»

Ничего мы не проиграли. Мы как воины Христовы должны твердо стоять каждый на своем посту.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

325
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
24
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru