‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​«Как просторно жить на свете!»

Слово о поэте Владимире Осипове.

Слово о поэте Владимире Осипове.

Ему 8 февраля исполнилось бы только 60 лет. Я пишу о своем друге, поэте, актере и режиссере Владимире Ильиче Осипове. Умер он 6 февраля 2010-го, прожил всего 52 года. Хоронили Володю в день его рождения у нас в поселке Майском, на сельском кладбище.

В начале 1980-х годов я работал корреспондентом нашей пестравской районной газеты «Степная коммуна». Сотрудничал с областными газетами «Волжская коммуна», «Волжский комсомолец». С корреспондентом «Комсомольца» Володей Осиповым у нас сложились добрые рабочие отношения. Он звонил мне, заказывал то один материал, то другой. Я тоже звонил ему, спрашивал совета, интересовался, что нужно газете.

Владимир Осипов (на снимке слева) и автор статьи Эдуард Анашкин в поселке Майский.

Однажды последовал звонок от редактора «Волжского комсомольца» Владимира Наганова с просьбой приехать в редакцию. В четырех-этажном здании Дома печати я бывал не раз, встречали по-доброму, по-хорошему. И на этот раз приехал с радостью, хотя и не знал, зачем. А дело оказалось стоящее: мне вручили удостоверение внештатного корреспондента областной газеты. Доверие большое. Нашел в своем архиве это удостоверение. Темно-коричневые толстые корочки, моя фотография и подпись редактора. Вот там, на втором этаже Дома печати, я и познакомился с Владимиром Осиповым уже очно. Именно тогда пробежали первые искры нашей дальнейшей мужской дружбы.

Я немного знал о Володе. Отец и мать — деревенские люди, подавшиеся в город на заработки, устраивать свою жизнь. Мама, Вера Григорьевна, работала бетонщицей на железобетонном заводе № 2, заработала вибрационную болезнь и стала инвалидом. Затем работала уборщицей. Отец, Илья Порфирьевич, работал слесарем, а потом перешел на работу сантехником. Мечтал видеть сына образованным. И Володя не подвел ни отца, ни мать — окончил два высших учебных заведения.

Еще в школе Володя начал писать стихи. В 1975 году представлял Куйбышевскую область на Всероссийском слете юных пушкинистов, участвовал в работе секции «Юные исследователи творчества Александра Сергеевича Пушкина». За отличные успехи выпускник самарской школы № 84 Владимир Осипов был награжден Похвальным листом. А за особые успехи в литературе ему выдана Похвальная грамота. После окончания школы Володя ни одного дня не просидел дома — устроился на работу в цех № 7 завода «Экран» слесарем механосборочных работ, а 1 сентября, сдав все вступительные экзамены, поступил в Куйбышевский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы.

В армию Осипов не попал. Врачи его признали «годным к призыву только в военное время» (он этот диагноз перетолковывал на свой поэтический лад, видел в нем право на активную жизненную позицию). Врачебная комиссия нашла редкую болезнь: амиотрофия мышц Шарко-Мари. Он играл в футбол, бегал, тогда еще ничего не предвещало трагедии, хотя она могла произойти в любой миг, любой час. Нигде в стихах он не жаловался на болезнь, лишь однажды, вспоминая детство, в стихотворении «Безымянка» написал:

Гагарин — над нами!
И славен советский футбол!
Больными ногами
я вкатывал первый свой гол…

Владимир пишет рассказы, стихи, рассылает их в центральные журналы. Понятно, что время его стихов еще не пришло, рассказала мне его вдова Галина Викторовна. Гремела эстрадная поэзия Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, рекламировалась проза Даниила Гранина, Виля Липатова — тех, кто потом круто изменит вектор своего творчества. А Осипов как писал на духовные темы, так и будет писать. Будет терпеть бедность, но останется честным, прямым и верным выбранной дороге. Своим творчеством будет бороться против тех, кто не «за наших». Он порывал с теми, кто мельчал и выслуживался.

После окончания института Володя работал сторожем, стрелком в охране, в редакции газеты «Рабочий» Куйбышевского металлургического завода имени Ленина литературным сотрудником, потом редактором радиовещания, а затем переходит в «Волжский комсомолец».

Через некоторое время Владимир Осипов позвонил мне и сообщил, что уезжает в Москву, он поступил во ВГИК. И наше общение прервалось надолго — более чем на десять лет, хотя я начал читать его стихи в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия». Видел его в художественных фильмах, где Володя снимался: «Сто солдат и две девушки», «Ангел смерти», «Дорога в Парадиз», «Сезон обнаженного сердца», «Сталинград». Всего на его счету пятнадцать актерских работ.

После недолгой учебы на сценарном факультете Осипов поступает в этот же институт на режиссерский факультет, о чем и мечтал все время. Учился он в мастерской Юрия Николаевича Озерова, вместе с Володей постигали профессию режиссера Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Тигран Кеосаян.

Однажды мы с Володей сидели у него дома, пили чай, и он мне рассказывал о годах учебы в мастерской Озерова. Юрий Николаевич прошел войну с самого начала до конца. Он воевал под Москвой, в Карпатах, освобождал Польшу, Пруссию. Закончил свой боевой путь в Кёнигсберге в звании майора. В 1946 году поступил во ВГИК. Юрий Николаевич любил и уважал студентов из простых семей. «Спорьте, не соглашайтесь, даже ошибайтесь, только, ради Бога, размышляйте», — любил повторять он.

К этому времени Озеров снял эпопею «Освобождение» в пяти фильмах и «Солдаты свободы» в четырех фильмах и пригласил талантливых студентов сняться в фильме «Сталинград». Володя показывал мне сохранившийся режиссерский сценарий этого фильма с автографом выдающегося советского кинорежиссера: «Владимиру Осипову с верой в его талант. Юрий Озеров. 4.12.1987 года».

— Однажды Юрий Николаевич, — вспоминал Осипов, — взял бутылку вина (сейчас не помню, какого). Дело было в Прощеное воскресенье, пригубил с нами, студентами, и попросил у нас прощения. Вот после этого случая я стал больше читать духовной литературы, осмысливать её.

Сам факт, что руководитель, учитель, наставник вдруг попросил прощения у своих учеников, запомнился Владимиру на многие годы.

В 1991 году Осипов снял первый свой фильм как режиссер, по сценарию Елены Дудукаловой, «Русские идут». Фильм о беженцах, вынужденных уезжать из бывших советских республик. Озвучивал ленту ныне печально известный Александр Невзоров. Снимался в этом фильме известный поэт Станислав Юрьевич Куняев. Этот фильм принес молодому режиссеру известность в среде московских кинематографистов. После этого Осипов снял документальный фильм по поэме Андрея Вознесенского «Ров». Соавтором киносценария был мэтр отечественной поэзии, который за кадром читал отрывки из своей тогда нашумевшей поэмы. Эта работа была показана на международном кинофестивале в Москве, но затем киностудия «Мосфильм» положила «Ров» на полку — потому что Владимир Осипов категорически отказался в ленте что-либо менять. Он следовал в жизни принципу: «Надо жить честно и говорить, писать и снимать только правду...»

С 1991 по 1993 год Владимир снимал фильмы, работал в рекламе. Осенью 1993 года был на площади у расстреливаемого из танков Белого Дома. Ему там крепко досталось...

В 1993 году Володя возвратился в Самару к больным родителям, стал работать в Театре юного зрителя заведующим литературной частью.

Встреча с Епископом Самарским и Сызранским Сергием (ныне Митрополитом Самарским и Тольяттинским) в корне изменила его жизнь. А произошла эта встреча благодаря протоиерею Владимиру Назарову, которому Осипов помогал восстанавливать храм в Большой Царевщине. Это было для Владимира тяжелое время. Отец вскоре умер, а дома лежала парализованная, почти слепая мать Вера Григорьевна. Надо было готовить пищу, стирать, убирать в квартире, ходить по аптекам. Днем Володя снимал, по ночам монтировал, писал, много публиковался в самарском журнале «Русское эхо». Началось активное сотрудничество с газетой «Благовест» и журналом «Лампада» — это сотрудничество продолжалось до самой его кончины. При жизни Володя выпустил четыре сборника стихотворений: «Жертва вечерняя», «На русском рубеже», «Выселки», «Нечаянная радость», два сборника прозы: «Монастырская дорога», «Небесный причал». Владимир Осипов единственный поэт в России, все книги которого выходили по благословению Правящего Архиерея.

С 1995 года он стал работать руководителем пресс-центра Самарской епархии. В эти годы он снял много документальных фильмов, из которых особенно известны «Стояние Зои», «Территория голода» (о голоде в Поволжье в 1921 году), «Блаженная Мария», «Чудеса в Державино». Владимир Осипов — лауреат всероссийской литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского (первая премия в номинации «Поэзия»), член Союза писателей России. Свои последние десять лет он прожил в селе Майское Пестравского района Самарской области. После смерти Владимира Осипова на средства его друга и сокурсника по Куйбышевскому педагогическому институту Александра Васюкова были изданы две большие книги — «За наших» и «Однажды на земле». Я также благодарен Александру Николаевичу за помощь в издании моей книги воспоминаний о великом русском писателе Валентине Григорьевиче Распутине.

Когда читаешь поэзию Владимира Ильича Осипова, смотришь фильмы с его участием, его режиссерские работы, кажется, что он прожил не одну жизнь: так много им сделано. В стихах он делится с читателем своими сомнениями, рассказывает о поисках смысла жизни. Свет щемящей красоты степной разлит в его стихах.

Но Родина для него не только деревня, это и Самара-городок, где родился и вырос поэт.

Дар постигать трагическое придает его поэзии особую глубину, тонкость и обостренность чувств на грани срыва. Слова «боль» и «печаль» служат для выражения мучительного чувства сыновней любви к родине и всему живому.

Его поэзия пронизана жизнелюбием, но и болью прощания с земным миром, благодарностью Богу за счастье родиться и жить на этой земле.

Его личность вызывала злобную ненависть одних и уважение других. В одном из самых известных своих стихотворений — «На русском рубеже» — Володя ставит себя в одну боевую дружину с Пересветом!

Мы вновь на поле Куликовом.
Как ощетинилась орда!
Зарницы в сумраке суровом
И красная в реке вода.

Засадный полк еще в засаде
И гибнет полк передовой.
И суть не в славе, не в награде — 
Я в черной сотне рядовой.

Я в Черной сотне. Слава Богу -
Аз есмь на ратном рубеже.
И в сердце свет, а не тревога,
Успокоение в душе.

И с нами Спас Нерукотворный,
Хранитель праведных побед.
Я в Черной сотне самый черный,
Чернее — только Пересвет
.

Кроме стихов, он выпустил при жизни книгу рассказов «Небесный причал» — двусоставную повесть. Это своеобразный мозаичный портрет человека и образ его родины, а точнее, это судьба человека в судьбе родины. Можно назвать это произведение и портретом души одного из наших современников. В этих невыдуманных повестях на равных живут деды, родители, родственники и друзья главного героя. А есть и весьма известные люди, с которыми автора свела жизнь. Писатели Куняев, Проханов, Крупин, Шипилов, актеры Никоненко, Гармаш.

Однажды осенним утром я зашел в комнату, где работал Осипов, он подал мне два исписанных листочка: «Эдик, прочти. Вот два новых стихотворения. Написал рано утром». Читаю. Одно стихотворение посвящено мне, а другое его крестнице Анечке — дочери редактора газеты «Благовест» Антона Жоголева. Анне Жоголевой недавно исполнилось 20 лет, а тогда еще она была совсем маленькой. Привожу эти стихи целиком.

Анне

Эта связь неуловима.
Ангел строгий, пожалей!
Полечу я струйкой дыма
к крестной дочери моей.
Всё увижу, всё узнаю,
обо всем поговорю,
сказку на ночь почитаю
и молитву подарю.
Лишь она об этом знает,
улыбается светло,
никого не посвящает,
кроме Бога одного.
Эти мысли, эти слезы,
Жизнь, которою горим…
Под плакучею березой
Мы весною постоим.

Э. Анашкину

Я всего сказать не смею,
Осторожно говорю…
Как просторно суховею
Во степном седом краю!

Как просторно жить на свете!
Нелюдим и одинок — 
Только ветер, ветер, ветер
Свищет между стылых строк.

Только ветхие селенья
На родной моей глуши.
На краю стихотворенья
Помолись и не спеши.

Всё придет само собою —
Воля Божья, говорят.
За бедою, за судьбою
Что не нажил — тем богат.

Виноват пред миром, Богом;
Ни обид, ни поздних слез.
По проселочным дорогам
Горе горькое принес.

Но всего сказать не смею,
Между строк поговорю…
Как просторно суховею
Во родном степном краю
.

Здесь, в Майском, Володя не просто отдыхал, читал и писал, здесь он нашел свое личное счастье. Осипов познакомился с замечательной женщиной, педагогом, другом нашей семьи — Галиной Викторовной Бузаевой. Сначала они расписались, а затем обвенчались в храме.

Владимир посвятил ей одно из лучших своих последних стихотворений.

Галине

Когда вознесусь, вознесусь, вознесусь,
от ближних и дальних моих отрекусь,
мне станет просторно, покойно, светло,
тогда лишь в твое загляну я окно,

где ты долгой ночью не спишь и скорбишь,
но, вздрогнув, почувствуешь что-то, простишь.
Над мглистой округой взойдет тишина,
И ты вдруг подумаешь:«Я же — жена,

А вдовы пусть плачут и волосы рвут,
На кладбище хлеб поминальный несут,
а  м о й  лишь вознесся за дальний предел,
как этого очень и очень хотел.
И жизнь свою прожил, себя истребя…»
И тихо присяду я возле тебя.

Они любили друг друга, бережно относились один к другому, много ездили в паломнические поездки по стране. Галина Викторовна выполнила все наказы мужа, собрала и издала две книги, разобрала архив, переписала на жесткие диски все его фильмы.

После смерти мужа Галина Викторовна написала такое стихотворение.

Володе

Когда я стану снегом и жнивьём…

В. Осипов.

В феврале метут метели.
В поле холодно, темно.
Ты вернешься снегом белым,
Постучишь в мое окно.

Настежь распахну окошко.
К дому занесло тропинку.
Упадет мне на ладошку
Нежно-райская снежинка.

За окном в поле дорога
В доме тишь, лампады свет.
И поверю, что у Бога
Живы все и смерти нет.

Завершив дела земные,
Я уйду за окоём.
Когда стану снегом белым,
Снова будем мы вдвоем.

Мы часто бываем на сельском кладбище на могиле Владимира Осипова. И я, и моя жена Тамара Михайловна, и Володины друзья Александр Крючков с женой Ниной Ивановной, Анатолий Леонидов с женой Раисой. Берем с собой лопаты, метелки, очищаем могилу от снега, сорной растительности. Но больше, конечно, здесь бывает его жена Галина Викторовна.

Эдуард (в крещении Сергий) Анашкин,
член Союза писателей России, пос. Майский Пестравского района Самарской области.

314
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru