‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Хрустальная ваза

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

См. также...

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.

2017 год.

1. Разумная свобода воли человека, созданного по образу Божию, растет в любви, тает в эгоизме. Свободой в истине-любви-красоте призваны мы делиться друг с другом. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Ища своего, мы подражаем дьяволу.

2. Люди ныне взвизгивают от малейшего касания истины. Говорил оптинский старец: тронь пальцем, а в ответ — кожу сдирают! Пришел к святому Амвросию Лев Толстой. От старца, исполненного божественной любовью, люди уходили растроганные, в умилении сердца. Толстой вылетел раскрасневшийся, с всклокоченными волосами. Вышедший следом старец опечаленно молвил: «Трудно ему — гордыня!»

Вспомнились крики бесов из бесноватых: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Любовь ли мучит? Истина, красота, сила жизни преизбыточествующей? Тьмолюбивых мучит свирепая ненависть к малейшим проявлениям Божественного света.

Во французской психиатрии есть термин: преследуемый преследователь. Вера подняла человека над животным миром, воздвигала цивилизации, а преследуемым преследователям она казалась опиумом для народа, — хотя революционер Оноре Мирабо произнес эту фразу иначе: «дайте мне опиум, чтобы я не думал о вечности». Он просил опиум как раз для того, чтобы хоть как-то заглушить неистребимую тоску по Богу.

До каких истязаний не доходили мучители верующих после установления советской власти! Что делать с отделенцами от истины, которых, подобно Ленину, трясет от злобы при упоминании о Боге? Если любовь Божия так мучительна для них, если они не хотят и уже не способны к вечной жизни в любви Пресвятой Троицы, то остается оставить их в желанной для них богооставленности, что и есть ад.

3. Дар управления Апостол Павел причислял к дарам Святого Духа. Дионисий Ареопагит открыл человечеству понятие иерархии (в сочинении «О небесной иерархии»). Иерархия — священноначалие. А Одно, из которого истекает всё в аспекте динамики жизни и истории, есть Промысл Божий. Без Промысла не было бы ничего. Он разлит в мире. Его всеприсутствие дает возможность черпать управляющие идеи из всех областей бытия. Принцип обратной связи на заре капитализма был открыт случайно, ребенком, который должен был возвращать рычаг на исходное место после завершения цикла. А тот, чтобы освободить себя от нудной работы, привязал рычаг к какому-то элементу машины, который возвращал рычаг на исходное место. Машина заработала как первый в истории автомат.

Бог заложил в мир принцип обратной связи много раньше. На нем основывается гомеостазис биологического существа. Человеку не нужно как можно больше витаминов: при избытке они начинают интенсивно разрушаться, так что может возникнуть авитаминоз. Не нужна гипервентиляция мозга: при избытке кислорода человек падает в обморок от сжатия сосудов. Примеры безчисленны. То же в педагогике: обратная связь должна быть точной и быстрой. То же в управлении коллективами. Автором перспективной идеи может быть любой работник — и эти идеи нужно ловить и внедрять. На японских предприятиях нет ноу-хау: всякая идея подхватывается и внедряется. Изобретателю же — честь и вознаграждение. Современные методы процессного управления производством основаны как раз на системной проработке всех импульсов снизу и от всех частных сторон целого. Все едино! Это закон. И учимся мы здесь фактически умению слышать Промысл и учиться у него. Свыше открываются возможности. Их начало — тоже в Промысле Божием. А людям надо быть просто чуткими к ним.

4. В самом организме обращали внимание на крупные органы. А оказалось, свою роль играет всё: фасции, правильное расположение органов. Организм прислушивается к положению органов, к самочувствию клеток. И реагирует системно. Если что не так, все стягивается к страдающему органу, возникают зажатости. Рак — от испуга клеток, которые начинают в панике размножаться… Великая премудрость! Тонус фасций, которые держат все органы, не давая им сваливаться вниз, в проекции на общество — это жизненная сила, сила жизни преизбыточествующей, сверхзарплатный энтузиазм, красота, всё то, что поддерживает силу вдохновенной жизни, посылаемой Духом Святым народу.

5. В духовном сердце — тоже закон Одного, в котором всё. Что это одно для сердца? Душа, единая многоспособная сила, создана по образу Божию. Если ум — око души для зрения истины, для Богосознания, то предмет сердца — любовь в осияньи красоты. Бог есть любовь. Любовь — не просто свойство, это сущность Бога. Вот чему главному должно быть открыто сердце! Оно — место встречи Бога и человека. Потому так важно заботиться о его чистоте: она определяет судьбу человека и человечества в вечности. Доверие, открытость, стремление услышать должны пронизать все общественные отношения. Деловые, производственные — в том числе. Гендерные — тоже. Роль женщин в управлении велика. От них тепло, если они в Духе. Если же не в Духе Святом, то в коллективе умножится противоположный дух подозрительности, враждебности, эгоистичного замыкания в своей мелочности и хищениях. Ничего хорошего без Духа быть не может.

6. Нужно помнить пророческое предостережение Святителя Григория Паламы еретику Варлааму, увлекшемуся естественным откровением в ущерб откровению вышеестественному, гласу Божию в сердце и совести: «пока ты познаешь внутренность звезд — тысячу раз нагрешишь, потеряешь верное направление жизни и погибнешь навеки». Предупреждение, прозвучавшее в XIV столетии, с каждым веком звучит всё настоятельнее. Обнаруживая безконечную просчитанность законов мирозданья, люди потеряли дар благодарения Творца, совсем не ищут Его — вопреки заповеди. Соответственно и тучи на горизонте будущего явно сгущаются. Спасут ли нанороботы потемневшие души?

Воспитание человечества к последней цели жизни — единственное наше общее дело на земле. Даже в советское время как заклинание повторялось главное требование педагогики — неразрывность образования и воспитания. В эпоху постмодернизма, торопящегося сменить Новейшее время временем Апокалиптическим, идея воспитания выброшена на помойку.

Разрыв образования и воспитания опасен: человечество может просто не успеть воспользоваться грандиозными перспективами нанотехнологий, если тенденция разрушения духовных оснований жизни будет нарастать существующими темпами.

На днях снился мне странный сон: по какой-то причине осталось мало людей на планете. На моих глазах останавливались заводы, гидроэлектростанции, замирала научная жизнь: поредевшее население Земли не могло удержать на высоте наработанные историей технологические навыки, деградировало искусство, дегенеративные процессы охватили общество.

В сфере образования и воспитания новых поколений наметилась еще одна неприятная тенденция — расширение пропасти между элитным и массовым образованием. Для элиты в Итонском колледже (Великобритания) преподается предмет Перспективы — на религиозной и моральной основе. Без умения видеть перспективы, направляя жизнь к новым возможностям, — нет стратегического мышления. А для управляемых оно как бы и излишне, вредно. Для них — нововведения болонского процесса, удручающая стандартизация, не видящая различий между специальностями (стремящаяся, например, навязать тестовую систему в творческой, художественной сфере), переоценка информации при недооценке способности проникать в сущность вещей, видеть невидимое, мертвящий формализм, глупейшие ФОСы, строжайший мелочный контроль в презумпции обмана государства со стороны педагогов и студентов, жизнь ради баллов и бонусов, раздергивающих людей в ажиотаже ненужных покупок, исключающая вдохновение и радость творчества.

Однако всем ходом истории наша страна призвана показать пример совершенно иного образования — совестливого, цельного, доброго, охватывающего всё сущее, опирающегося на опыт человечества, не отделяющего личность от величайшего призвания человека, возводящего народы к тому Одному, от которого и к которому всё. От кого зависит осуществление призвания? Только от нас, от нашего желания смысла. «Блаженны алчущие и жаждущие правды»!


* * *

Вобрать в себя всю эту жизнь,
Вдохнуть весь дым воспоминаний,
Ошибок, встреч и расставаний -
И взять иные рубежи.

Но в небе догорел закат,
И затуманились дороги…
Я нищий, сирый и убогий
И прячу свой печальный взгляд.

Пройдя пешком сквозь глубь веков,
Я наконец дошел до Бога!
Но… растерялся у порога
И не нашел заветных слов…

Прости меня, Спаситель мой,
За то, что я не в той одежде,
Что нерадивый я, как прежде,
Все с той же нищенской сумой!

Лишь только в сердце — море слез,
И боль, и скорбь десятилетий…
О Господи, я не заметил,
Как время жатвы началось!

Протоиерей Сергий Гусельников.


7. «Мы проспали, продремали Царствие Небесное». Отчего так ободряюще действуют слова и ритмы этого духовного стиха? В них покаянный дух и призыв к бодренности. «О, Господи, я не заметил, как время жатвы началось!» Эти слова из стихотворения протоиерея Сергия Гусельникова «Время жатвы» (2010) тоже заставляют вздрогнуть сердце. Они отсылают к притче Христовой о пшенице и плевелах, произрастающих на поле истории до времени жатвы. Плевелом или пшеницей предстанет пред судом каждый из нас?

8. Высшим проявлением неустойчивости в общей форме истории станет время апокалиптическое (в него Земля уже входит). Почему высшее? Потому что долгожданное избавление от возрастающей неустойчивости жизни состоится уже при новом небе и на новой земле, что по грандиозности сопоставимо с сотворением мира. Там время было создано в устремлении к Царствию. Здесь оно непостижимо растворится в вечности, утратив разобщенность прошлого, настоящего и будущего. Святые мечтали жить в наше время. Оно небывалое. Его несказанное величие можно пояснить аналогией. Чуткая стрелка компаса за тысячи километров ловит притяжение магнитного полюса Земли. А если приблизить сильный магнит — что с ней будет? Кто-нибудь пробовал удержать в руках два магнита? Они, в зависимости от полярности, либо неудержимо рвутся друг к другу, либо упруго противятся сближению. Магнитные стрелки — наши души. Благодатно намагниченные, они тянутся к истине, красоте, любви, святости Божией. Дьявольски перемагниченных — трясет от святости. Когда ж приблизится избавление — вострепещут все души, и добрые, и злые. Но по-разному. В каждую секунду переживут столько, сколько за века прошлых времен. Бесноватых охватит желание бежать от Христа, вжаться в горы, чтобы спрятаться, искать смерти, которая не примет их. А верных обымет трепет упования…

9. «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим. 9, 3). Отлученным от Бога, от рая, вечности… Каково оказаться навсегда в нескончаемой тьме? Любовь непостижима, потому что божественна. Любовь — всегда дуновение Святого Духа. Сколько ж примеров такой любви в истории! Последняя цель святой любви к людям — спасение их в вечности.

Вот Евангелист Иоанн Богослов (его же память сегодня), узнав, что обращенный им к вере юноша во время его долгого отсутствия попал в дурную компанию, возглавил, наконец, шайку разбойников, — тотчас спешит к ним в логово. Главарь же, гонимый стыдом, бежит от святого старца, бегущего вслед и умоляющего остановиться. Раскаявшись, разбойник бросает свое ремесло.

А Тихон, Патриарх Московский (его память тоже сегодня)? Кого избрать Патриархом в самый трагический момент Русской истории? Древние язычники, ждавшие Спасителя, тысячами обращались к вере после каждой казни христиан. Но последние времена истории — не первые века христианской надежды. В беснующейся стране это проблематично — достаточно только вглядеться в безумные глаза людей на фотографиях времен революции. Как вести Церковь в условиях, когда власть Ленина и подручных искала только повода, чтобы уничтожить верующих, не смущаясь масштабами репрессий? Это сложнее, чем вести всех по лезвию бритвы, — и только любви дается эта способность. Стенограммы допросов Патриарха Тихона, которого мучили, не давая спать, открывают его мудрость, лишившую власть возможности придраться к его ответам на иезуитские вопросы. А выбрал святого в Патриархи Сам Господь, когда Церковь, помолившись, по древнему церковному обычаю кинула жребий. Много говорят о Патриархе Тихоне его слова: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза». Россия оценила его подвиг.

10. Блаженный Августин хорошо сказал: если Бог на первом месте, то и все вещи на своих местах. Найдется место тогда и частным потребностям души и тела. Христос наставляет: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). А океан Божественной любви в Духе Святом — не прилагается к остальному и прочему.

В премудрой сказке Пушкина оставлена старуха у разбитого корыта, дабы не погибнуть ей в распалении безумных мечтаний, которым служили бы невидимые ангельские силы. Разбитые мечты, если они мешают откровениям Божественной любви, — во спасение.

Если б только захотели мы того, чего желает Бог! Что мешает? Наработанные привычки. Марию Египетскую в пустыне долго мучили развратные песни, к которым она привыкла в прежней греховной жизни. Помогла ей решимость воли. Не была она холодной и железной, как у Рахметова (из книги Чернышевского «Что делать?»), спавшего на гвоздях ради крепости самодостаточной воли. Железо каяться не способно, и обрести любовь не может, и в рай не стремится. Сердце же Марии было объято огнем в первый же миг решимости — и сплавились в нем воедино желание и воля. Толчком стала молитва пред иконой Пресвятой Богородицы. Жажда чистоты пронзила сердце кающейся, и она без колебаний направилась на подвиг в пустыню.

Такое бывает раз на миллион — скажут в свое оправдание многие. Но Господь принимает и путь более долгого возрастания в любви. Принимает даже «в одиннадцатый час». «В чем застану, в том буду судить». Если мне не изменяет память, то, кажется, Амвросий Оптинский в юности проявил колебания в исполнении обета. А в житии преподобного Серафима Вырицкого Господь на время даже отодвинул от него заветную стезю монашеской жизни — так что по послушанию прозорливому старцу вступил он на путь семейной жизни, стал миллионером, торговал пушниной на мировых рынках. И это не помешало подвигу его смиренной души, который был прославлен Пресвятой Богородицей, назвавшей (в явлении ушедшему в затвор молитвеннику за Россию, будущему патриарху Гор Ливанских) святого старца первым из тех, ради кого Господь дал победу СССР в кровавой схватке с Гитлером.

11. Надо быть внимательными к подсказкам Свыше. Святой праведный Иоанн Кронштадтский подметил: при чтении духовных и светских книг, бывает, какая-то мысль, словно нежным лучиком, высвечивается в сердце. Значит, она нужна нам именно в этот момент жизни. Матушка Антония советовала в такие моменты остановиться, удержать в душе поразившие сердце слова или напевы, молитвенно вслушаться в них. Макарий Великий говорит о дверях внимания, которые мы должны открывать Богу, а «черных ефиопов» (так древние Отцы иногда называли бесов) не пускать.

12. Посмотрел почтовые присылки — анонс публичных лекций с СПб-форума, посвященных 100-летию революции. Опять начинают с середины, не с начала. Пережевывание жвачки — доколе?

Начало дум о революции — мысль Христа о неоднородности истории, о совместном произрастании пшеницы и плевел до жатвы. Жатва приблизилась.

Революция — манифестация Новейшего времени, выявление его сути. Этимологически «революция» — «откат». Откатилось Новейшее время от главного. Отреклось от него возбужденно, оглушительным ором социальных требований прикрыв главную цель богоборчества, осуществленную со свирепостью.

Новейшее время впервые в истории христианской цивилизации программно и богохульно отреклось от Бога. Французская революция была пробой. Русские войска в Париже в 1814 году избавили XIX век от катастрофы.

Богоборчество — нерв Новейшего времени. Ключом к первому, революционно-авангардистскому его этапу оказывается второй, либерально-содомитский — заключительный каданс декаданса. Цель Новейшего времени достигнута: связь Неба и земли разорвана, мир оставил молитву, смысл жизни и истории порушен, свет истины померк во мраке всеохватной лжи, любовь как дарение себя, как жизнь в другом, замещена хищением удовольствий и мировой дракой, красота сметена смакованием безобразий, обезбоженный человек, как наперед сказано (Еккл. 3, 18), превратился в животное, живущее материей. Лозунги социальной справедливости отброшены, как ненужное уже прикрытие богоборчества. В этом плевельном пласте истории жвачка пустых слов сохранится до конца времен.

Но до конца времен не исчезнет и фундаментальная неоднородность истории, равно как и Божественная помощь хотящим жить по совести. Соответствующим образом нужно оценивать ретроспективу истории. В нашей стране в особенности. И в советское, и в постсоветское время не оставлял ее Бог Своим Промышлением, являя славу Свою в красоте искусства, в величии Победы в кровопролитнейшей из войн в светлые Пасхальные дни православного церковного года, в науке, в сверхзарплатном энтузиазме труда. А обилие святых? Не только мучеников за веру. Вспомним молитвенника за русскую землю преподобного Серафима Вырицкого; прозорливого Лаврентия Черниговского с его удивительными, по сей день сбывающимися пророчествами; преподобного Амфилохия Почаевского, отстоявшего Лавру, победившего лютого богоборца Хрущева, снятого со всех постов в день Покрова Божией Матери; духовную дочь старца Амфилохия схимонахиню Антонию (Кавешникову), которой Пресвятая Богородица открыла выход из кровавой круговерти детоубийств (абортов) в стране и мире. Это малая часть неисчислимых милостей Божиих!

Точно так же и в апокалиптическое время не оставит Бог верных Ему, наперед призывая их восклониться и поднять головы (Лк. 21, 28).

Так — подъемно и вдохновенно — надлежит жить в сегодняшнем историческом настоящем. На сетования о временах и нравах блаженный Августин отвечал: мы и есть времена, мы и есть обстоятельства. «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения», — учит Христос (Лк. 12, 15). «Живый в помощи Вышняго»… — в ней, в помощи Свыше, самый могучий, чистый, нескончаемый родник жизненной творческой энергии на Земле.

13. Мы потому только и можем любить Бога, что Он первым возлюбил нас. Он всегда взирает на нас с любовью, ибо природа Бога неизменна. Однако увидеть нас в лицо, а не в ускользающий во тьму затылок, и так познать нас в Царствии Своей любви может только в жесте нашей открытости — в силу данной нам богоподобной свободы произволения. Открываясь Богу, причащаясь Божественной любви, человек обретает безсмертие, становясь тем, чем является по призванию: богом по благодати.

«Христос соединил тело Церкви с небом и землей, с ангелами, с людьми и со всем творением, со всей тварью Божией, с животными и птицами, с каждым, даже самым маленьким полевым цветком, с каждым насекомым. Церковь, таким образом, стала полнотой Наполняющего всё во всём, то есть Христа» (преподобный Порфирий Кавсокаливит). Таково величие Божественного замысла о человеке, величие Божественной антропологии и космологии!

Эту последнюю тайну сущего хранит для всего человечества Православие. Да не скроет ее Россия от мира! Судьба мира определяется возможностью ее собственного воскресения в правде, пусть это будет и в самом преддверии нового неба и новой земли (Откр. 21, 1).

Вячеслав Медушевский

362
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru