‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мудрость души

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

См. начало...

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Здравствуйте, мои дорогие!

«Мы учимся на своих ошибках» — так многие говорят, но мудрее становятся не многие. Чаще наоборот: люди с годами как-то странно глупеют… Опыт прежних ошибок: временных слабостей, неуемных страстей; опыт трусости, опыт гордыни. «Мои года — мое богатство…» И что же мне делать с этим «богатством»?

Есть прекрасный житийный рассказ о путешествии Святителя Иоанна Новгородского в Иерусалим на бесе. Святой Архиепископ Иоанн был долго искушаем бесом, но однажды его терпение кончилось, и он, пленив злого духа молитвой, поставил ему такое условие высвобождения: «Тут же доставь меня, вражья сила, во Святой Град поклониться Гробу Господню». Бес исполнил волю святого, а потом стал его умолять: «Не позорь меня, не рассказывай людям о том, что я для тебя сделал…» Так Святитель подстегнул злого духа на доброе дело, а потом еще и опозорил его, поведав людям о том, что зла не надо бояться.

Зла не надо бояться… Не надо лишь прятаться, убегать, отчаянно защищаться… Зло надо себе подчинять, в корне менять его сущность: грех — в покаяние, страх перед смертью — в предвкушение вечности, плотскую немощь — в крепость души…

И зачем мы стремимся отрешиться от прошлого? И даже думать боимся о будущем? Мы упрямо желаем жить в настоящем… Но человек — создание вечное! И душа человека уже здесь, на земле, живет вне всякого времени. Она до сих пор еще — в прошлом, и давно уже — в будущем. Одна самарская старица, ныне покойная схимонахиня Сергия, мне говорила: «Чем ближе смерть, тем нереальнее кажется настоящее. Всё это как-то неважно… Важнее, реальнее становится прошлое».

Преподобный Амвросий Оптинский.

Круг времени замыкается, и в вечность мы входим через образы прошлого. Даже самые мудрые люди лишь перед смертью начинают чувствовать присутствие Бога в событиях прожитой жизни. Радости, горести; удачи и неудачи — всё освещается светом иным, благодатным…

Разве есть что-то новое в моих мыслях? В самой жизни моей разве есть что-то новое?.. Всем известен тот факт, что цветы после срезки распускаются быстро; они словно спешат показать всю заложенную в них красоту… Когда я пишу вам, я словно срезаю свои недозрелые мысли, как цветы еще не распустившиеся, и складываю их в букет… Никакого отношения к книжному богословию я не имею. И многие мои мысли, наверное, есть «отклонение от общепринятого». Но ведь Православие дало мне обязанность жить по уставу — и при этом законное право «отклоняться от общепринятого». Быть не как все. Какое еще мировоззрение может сочетать в себе такие несочетаемые возможности?!

Одно время я неожиданно увлекся иконописью. Неожиданно, потому что никаких особенных художественных талантов у меня не было, но мне очень хотелось проникнуться этим «умозрением в красках». Я окончил специальные курсы; накупил себе кисточек, темперной краски. Но дальше теории и учебных работ у меня не пошло. Отсутствие времени — самое универсальное оправдание. Но, конечно, причина не в этом. Иконопись не может быть увлечением, она должна стать судьбой. А я к этому не был готов. Но что-то я все-таки понял: рамки канона — не помеха для творчества!

Евангелие — не «устав внутренней жизни», а библейские заповеди — не «кодекс строителя коммунизма»… Христианство часто обвиняют в узости взглядов, в «подавлении личности»… Но «узость» христианского взгляда — это не отсутствие широты, это характерная для мудрости пристальность! Способность увидеть именно то, что находится в самой основе (в глубине или в выси!). Эта «узость» соразмерна душе человека. Иными словами, христианский взгляд — это исключительно личный, осмысленный, творческий взгляд конкретного человека.

Чтобы честно прожить свою жизнь (не выдуманную, не чужую) надо думать, искать, сомневаться… Мыслить надо не «правильно», а своей головой; жить не так, «как положено», а так, как Богу угодно!

Как много глупости в современном мире!.. И как много ее в церковной среде…

Глупость — не отсутствие знаний и даже не недостаток ума. Глупость — это леность души, духовное иждивенчество: ожирение сердца, расслабленность воли… «Пофигизм», безразличие к жизни… Это покорность общему мнению. Отсутствие веры в то, что душа Бога слышит!

Время антихриста настанет тогда, когда люди совсем перестанут творчески думать, иметь свое мнение. Когда все будут «знать», как устроена жизнь, а в ней — «свое место»…

Людей по-настоящему глупых не так уж и много, но много людей равнодушных. А человек глупеет тогда, когда начинает думать лишь о себе, когда перестает о ком-то с любовью заботиться. Равнодушные люди — трудные люди. Но как нелегко им самим! Жить безсмысленно — трудно.

Одним лишь псевдосмирением спастись невозможно. Чтобы войти в Царство Божие, нужны все силы души! Одна их них (исключительно важная!) — мудрость души!.. С годами мудреет не разум — мудреет душа…

Однажды преподобному Амвросию Оптинскому кто-то сказал: «Вы, батюшка, говорите так просто и мудро», — на что старец ответил: «Я этой простоты двадцать лет у Бога просил».

Простите.

Протоиерей Игорь Макаров.

1038
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru