‣ Меню 🔍 Разделы
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин

Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Остров на краю земли

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый кафедральный собор в Южно-Сахалинске. На этом Богослужении молился и известный самарский писатель протоиерей Николай Агафонов.

Далеко-далеко, на краю земли Русской, есть удивительный остров — Сахалин. Смотришь на карту — будто диковинная рыба выплыла из глубины океана… И, к слову, один из главных промыслов на Сахалине, наряду с добычей нефти и газа, как раз — ловля рыбы. Об этом рассказал известный писатель, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия, клирик Петропавловского храма г. Самары протоиерей Николай Агафонов. Недавно он вернулся из поездки на этот дальневосточный остров.

— Поездка на Сахалин состоялась в начале сентября в рамках книжной выставки «Радость слова», — сообщил отец Николай Агафонов. — Эта книжная выставка действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уже более пяти лет. Проект этот возглавляет Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского отдела Московской Патриархии. Целая команда готовит книги, доставляет их в определенный регион, устраивает выставку. И люди могут купить разнообразные книги. К участию в этой программе приглашают лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии. Как участник этого проекта я только в прошлом году побывал в десяти регионах России, посетил Хабаровск, Благовещенск, Алтайский край, Северный Кавказ, Краснодар, Астрахань, Ульяновск, Казань, Воронеж.

Так совпало, что мы приехали на Сахалин в те же дни, когда на остров прибыл со своим Первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Шесть лет назад, в 2010 году, в свой визит в Южно-Сахалинск он с горечью отметил, что губернская столица не выглядела тогда как православный город. Совершая Божественную литургию на площади Победы, Патриарх сказал, что на этом месте должен стоять кафедральный собор. Ведь именно кафедральный собор, по словам Патриарха, является визитной карточкой и духовным символом города.

Теперь Святейший Патриарх уже с борта самолета, подлетая к Южно-Сахалинску, с радостью увидел величественный собор в честь Рождества Христова. У Святейшего Патриарха Кирилла была широкая программа. На Сахалине он посетил еще и Невельск, где совершил чин малого освящения деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение». Удивительна история создания этого храма: его решили построить после землетрясения в 2007 году. Город Невельск был спасен предстательством Божией Матери: за три месяца до землетрясения на Сахалин из Киева была принесена чудотворная, отразившаяся на стекле киота икона Божией Матери «Призри на смирение». И Патриарх Кирилл в Первосвятительском слове отметил:

— Этот образ провезли на корабле вдоль берега, на котором стоит Невельск, и многие, как я узнал позже, именно с этим обстоятельством соотнесли защиту города от страшного цунами, которое по всем физическим законам должно было стереть его с лица земли. Город был спасен, и в память об этом чуде возведен благолепный храм на берегу Охотского моря.

После Сахалина Святейший побывал и на Чукотке, и на Ямале, в Якутии… Ну а нам довелось встретиться с Предстоятелем Русской Церкви в Южно-Сахалинске. В самом конце августа Приморье оказалось во власти тайфуна, он не унялся и в начале сентября. Из-за этого книги, которые уже два месяца везли через всю Россию на Дальний Восток для нашей выставки, задержались на материке — теплоход, на который их погрузили, не мог выйти в бушующее море. И когда Святейший Патриарх прилетел в Южно-Сахалинск, Митрополит Климент огорченно сообщил ему, что теплоход с книгами не прибыл. Я сказал, что виновата непогода.

— Да, знаю. Тайфун… — сочувственно ответил Патриарх.

Все же выставку мы организовали. Выгребли все, что было на складе Сахалинской епархии, увезли на выставку и там распродали все книги, которые у них лежали по нескольку лет. В цокольном этаже нового собора была размещена прекрасная выставка, посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне. Были на ней хорошо оформленные дореволюционные и современные фотографии.

Непогода помешала и Патриарху прибыть вовремя. 3 сентября его прилета ждали до вечера, но уже началась Всенощная, а самолет еще не прибыл. Я был в соборе. Смотрю, духовенство стало выходить: «Мы едем в аэропорт встречать Патриарха Кирилла!» Я не мог участвовать во встрече, я же не из принимающей стороны. Остался на Всенощной в соборе. А утром мы уже со священниками и с народом встречали Патриарха у кафедрального собора. И я был в числе сослуживших Святейшему Патриарху во время великого освящения собора и на Божественной литургии.

— Вы же встречались с Патриархом и два года назад, когда получали Патриаршую литературную премию.

— Не только. Я состою в попечительском совете по присуждению Патриаршей литературной премии, участвую в заседаниях. Ну и книги мои, наверное, Патриарх Кирилл знает. Он меня сразу узнал. Когда подходят причащаться, все называют свои имена, а я не успел назвать, а Святейший сам сказал: «Протоиерей Николай».

— Кто еще из Православных писателей был в этой поездке на Сахалин?

— Приехал туда и лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года Виктор Николаевич Николаев (многие знают его книгу «Живый в помощи»), но после Южно-Сахалинска мы отправились по острову — каждый своим маршрутом.

Святейший Патриарх Кирилл и Митрополит Климент в Южно-Сахалинском соборе Рождества Христова. Слева протоиерей Николай Агафонов, справа писатель Виктор Николаев.

На Сахалин я летел с некоторым волнением, потому что там побывал Антон Павлович Чехов. В 1890 году писатель провел на Сахалине три месяца — и написал об этом книгу. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано», — вспоминал он.

Антон Павлович привез с острова «целый сундук всякой каторжной всячины» и «много всяких бумаг». Я читал его «Остров Сахалин». Конечно, за это время очень многое изменилось на острове, но было интересно, что именно и как изменилось. Я летел, собственно, на совершенно другой остров. Хотелось побывать там, где побывал мой любимый писатель. И Господь так судил, что мне удалось побывать именно в тех местах: в программу моей поездки включили город Александровск-Сахалинский, куда в порт — тогда это была столица Сахалина — прибыл Чехов. Ну это я забегаю вперед… А вначале меня ждал небольшой городок Долинск.

Протоиерей Вячеслав Каличава усадил меня в свою старенькую машину. Карбюратор плохонький, вода вытекала, но батюшка оптимистично заверил: «Доедем!» И доехали. В Долинске всего один храм, уютная деревянная церковь. На встречу в Дом культуры пришло немало людей, и они уже знали мои книги. И батюшка сказал: «Ваши книги сразу разбирают».

В этот же день я вернулся в Южно-Сахалинск. А уже вечером отбыл на север острова, в Александров-Сахалинский. На карте остров кажется маленьким, но поезд шел целую ночь. Утром мы были на станции недалеко от города, меня встретил водитель мэра, а в Покровской церкви — заботливые послушница Пелагия и монахиня Вероника.

Когда-то в Александровске был очень красивый храм. Это ведь была столица губернии, там находилась и кафедра Правящего Архиерея. Но в тридцатые годы прошлого века в храме устроили тюрьму, в алтаре — карцер. Впоследствии храм был разрушен. И лишь в 1990-е годы на прежнем фундаменте было начато строительство нового храма. Такая вот история...

Утром я поехал на встречу с читателями в библиотеку. Скажу вам, не каждый районный центр на материке имеет такую библиотеку. И книжный фонд очень хороший. Порадовало, что книги мои там хорошо знают. Одна читательница принесла с собой мою книгу «Иоанн Дамаскин», попросила подписать. Были на встрече учащиеся техникума и просто жители. Сотрудник библиотеки Григорий Николаевич Смекалов, человек православный, создал в библиотеке музей истории. Он так увлеченно рассказывал об истории Сахалина, о войнах и открытиях. Чувствуется, что он живет этим.

— А удалось ли вам посмотреть город, чеховские места?

— Удалось. Сразу после встречи заместитель мэра по культуре дала машину и отрядила со мной директора историко-литературного музея «Чехов и Сахалин» Владимира Александровича Равдугина. Приехали в музей Чехова — аккуратный одноэтажный деревянный домик, в нем размещена вся экспозиция. В музее есть подлинные вещи Чехова. Что-то им передал Ялтинский музей. Этот сахалинский музей входит в систему чеховских музеев. Очень любят здесь свое дело, настоящие ученые. Сотрудники музея очень много рассказали мне о Чехове и еще могли бы рассказывать, если бы мне не надо было торопиться.

На встрече с читателями в библиотеке поселка Тымовского. Во втором ряду, слева от отца Николая Агафонова протоиерей Валерий Мельник.

А потом мы поехали смотреть природные ландшафты. Шахты, где первый уголь обнаружили. Был я на берегу океана, видел, как добывают креветок.

Наутро 6 сентября меня повезли в поселок Тымовское. Тымовский благочинный и настоятель местного храма протоиерей Валерий Мельник сначала привел меня в свой храм. Тоже очень красивый деревянный храм, цветы во дворе. Накормили меня обедом — очень вкусные рыбные котлеты из кеты. Я бы мясо в жизни не ел, если бы у нас была такая рыба. Меня уже в Александровске огорошили, поставили передо мной целую миску икры. Притом икра не такая, как в магазинах, очень вкусная. И разные рыбные деликатесы, которые тут вылавливаются. Там ведь и сами батюшки с удочкой, со спиннингом ловят рыбу, по примеру апостолов. Ловят не только души человеческие… Угощали и королевскими креветками, и крабами. Всего этого я на гостеприимном Сахалине поел вдоволь.

Встрече в Тымовском были рады, только огорчились, что я приехал без книг. Но я успокоил их, что корабль с книгами скоро придет, и они смогут привезти их из Южно-Сахалинска.

— Когда-то мы в детстве выбирали в библиотеке самые потрепанные книжки: чем хуже она выглядит, тем больше народа ее прочитало. Стало быть, интересная…

— Вот и мне было приятно увидеть, что моя книга не просто стоит на полке, но читана-перечитана. И когда я упомянул один рассказ, батюшка сказал: «Я читал его…» Так что и на далеком Сахалине я находил свои книги.

— Какое впечатление от духовной жизни на Сахалине?

— Там идет воцерковление, но очень непросто идет. Многие еще относятся к Церкви настороженно. Там много действовали сектанты. Сейчас Православие укрепляется, но все еще если идешь по городу в подряснике, на тебя смотрят, бывает, и враждебно. И наследие каторжного края преодолевается не вдруг. Многие, особенно молодежь, не могут найти работы и уезжают.

Но те, кто очень любят этот суровый край и преданы ему, никуда не хотят уезжать. Одного священника я встретил в Долинске. Батюшка приехал из России в командировку, послужить какое-то время. И остался с семьей, служит в глухом сахалинском селе, очень бедном. Спрашиваю: как же вы живете? — Бог помогает… Грибов там море! За два часа четыре ведра белых грибов собрать — не проблема! Подосиновики, подберезовики. Ягоды необычные, каких на материке нет, рыба и морепродукты — прокормить семью можно. Я видел, как на берегу люди ходят в высоких сапогах, вылавливают креветок. У нас таких называют королевскими, а там это обычные креветки. Очень вкусные, крупные, свежие — не то что перемороженные из магазина.

На Сахалине ждут книгу и рады ей. Люди там счастливы, что пришло к ним Православие, потому что остров в духовном плане был обездолен, почти не было церквей до начала 1990-х годов. Южно-Сахалинская епархия существует всего 20 лет, но за это время многое сделано. Так что на русской земле Православие проповедано от востока до запада.

Во всех этих поездках меня всегда поражает духовенство. Один батюшка рассказывал. Приехал с большой земли, старается людей приобщить к Храму, по городу ходит в облачении. А те от него так и шарахаются. И до того он устал, что решил: все, уеду отсюда, сколько можно! Идет по городу, а навстречу ему женщина с маленькой девочкой. Он поздоровался. Женщина промолчала, отвернулась, а малышка так радостно: «Здравствуйте, батюшка!» У меня, говорит, чуть не слезы. Я понял, что надо остаться.

В Южно-Сахалинске не так давно произошла трагедия — один начал стрелять в храме, погибла очень хорошая монахиня, мать священника…

— Мы писали об этом по горячим следам…

— Что интересно, зашел разговор о бомжах, и я сказал: это люди пропащие, неисправимые, я им не верю… Но мне сказали: а вот у нас здесь был бомж, и когда услышал стрельбу, он с паперти побежал в храм и кидался под пули. Если бы не он, то сколько еще народа погибло бы. Кто бы знал, что он совершит подвиг. Он, может быть, и пьяница, и грешник, а в последнюю минуту раскаялся, как благоразумный разбойник на кресте. Так что не будем спешить осуждать!

…Я еще почему с удовольствием езжу. Каждый визит прибавляет мне новых читателей.

Теперь моя мечта поехать на Камчатку.

Записала Ольга Ларькина.

1027
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму

Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru