‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Хрустальная ваза

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

Начало см.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, автор более чем ста работ по проблемам музыки, искусства, истории культуры, образования.

Мысли-2015

1. Все обстоятельства жизни — богоданные. Все они, приятные и неприятные, выбраны Свыше для единого, для одной-единствен-ной цели: жизни людей в Боге. «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения», — учит Христос (Лк. 12, 15). Люди в большинстве своем имеют глаза, дабы, ликуя, благодарить. А Блаженная Матронушка была слепорожденной. Однако за ее веру Господь сделал ее столпом современного Православия, даровав ей радость благодатной помощи людям при жизни и после ее отшествия. Он показал ей всю красоту мироздания. Студентке архитектурного института Блаженная Матронушка помогла в дипломном проекте — здании министерства морского флота, мысленно совершив с ней путешествие по Европе и обращая внимание на архитектурные детали, например, в венецианском Дворце дожей. В голове студентки вспыхнул образ, и она блистательно защитила проект. Изумительный совет дал недавно прославленный греческий святой Порфирий Кавсокаливит: все случающееся, все обстоятельства жизни претворять в молитву. Тогда жизнь, да и смерть, преображаются.

Блаженная Матрона Московская.

2. Как меняется лингвистика межцивилизационного диалога! В далекое прошлое ушло понятие «цивилизованный мир», ставшее оскорбительным для неевропейских народов. Некогда самое частотное словосочетание «свободный мир» сегодня уже никто не решается употребить — слишком уж велик разрыв с действительностью. Идол под названием «демократические страны» пока еще держится. Но деяния Запада, методично уничтожающего народы под предлогом их недемократичности, роют ему яму. Лицемерие западного либералистического атеизма воспаляет гнев народов, хранящих веру. Почему б не показать тогда пример в уважительном отношении к народам, отбросив лживую маску «толерантности» и пользуясь безоценочной лексикой (Запад, Восток, Евросоюз, Православная цивилизация…)?

3. Волей обладают те, кто неотступен в исполнении воли Божией. А ведомые страстьми и похотьми — жалкие безвольные их рабы.

4. Прости, Господи. Вчера до середины ночи елозил по интернету в связи с терактом во Франции. Был в потрясении от слепоты многих людей. Хотя б один здравый комментарий! Ни одного. Никто не ведает опыта истории, разоблачительного для современности! Терроризм — страшное, кровавое зло. И надо постараться понять причины этого чудовищного явления. Заглянуть для этого в историю.

Готы и иные народы-иммигранты в древней Римской империи, прибывшие в нее в связи с демографическим коллапсом из-за распутства коренного населения, с отвращением взирали на содомию, скотоложство, коррупцию, страсть наживы, жажду зрелищ, нескончаемые политические убийства. Коренные жители, не замечая своей мерзости, сетовали на наглость пришельцев. Уже принимавшие Христианство готы в конце концов вытеснили из бытия развратников по пророчеству («кроткие наследят землю»). Римская империя прекратила существование, ибо уже не вдохновляла мир своими идеалами, как прежде. Тогда впереди предстояло становление величайшей Христианской цивилизации. А ныне Господь придет для суда. Чувствуя безсмысленность чтения пустой жвачки толкований, — не в силах был от нее оторваться. Такая немощь! Все же в третьем часу ночи в вопле сердца раскрыл Библию: «будь тверд и мужествен». На следующий день пришли и трезвенные, не односторонние комментарии. Пришли из России (Нарочницкая и др.).

Но есть и у России гангренозные члены. В первые же часы парижского чудовищного расстрела полезли и у нас кое-где под маской сочувствия жертвам слова ядовитые, хитрые, диктуемые стремлением стравить народы. Перепечаткой карикатур на Мухаммеда — разжечь негодование оскорбляемых ими мусульман в нашей стране (Ходорковский, журналисты «Эха Москвы»), дабы вскипела страна ненавистью.

Но на этом фоне — какая все ж великая, уникальная в мире традиция Православной Русской империи! Вспомним, как татарские старейшины, патриоты своего народа и своей веры, в Смутное время собирают ополчение в помощь Москве! Как якуты идут на войну с Наполеоном, как киргизская конница стремительными наскоками изматывает соединенные войска тогдашней Европы!

Сегодняшняя миссия и земные цели России: примером духовного строительства, повернув в себе вектор с дегенерации на духовное становление в вере, и помощи Божией возглавить сопротивление содомскому глобализму, противопоставить политику доброго призыва растлительному доминированию США и кровавому ваххабитскому террору. Стимулировать стремление народов к национальной самобытности примером доброго духовного строительства в России — показать пример инициативно-добрых отношений с иными религиями и народами, а прежде поставить целью № 1 единение триединого по призванию церковно-русского народа.

5. Любое испытание посылается для того, чтобы мы его преодолели. И падения попускаются, дабы мы из гордой самости восстали в смирении, признавшись Богу, что не выберемся из пучины отдаленности, куда угодили, если Господь не вытащит, как тонувшего Петра.

6. Богословие учит: покаяние возможно лишь при жизни. Наука подошла к последнему ее рубежу, научившись беседовать с душой человека, находящегося в вегетативном состоянии. По внешнему виду тела это труп, живая же душа ощущает себя в жестком футляре: понимает происходящее, однако ни движением застывших губ, ни омертвевшими глазами не в силах подать знак врачам. Как им узнать о состоянии души? Последняя надежда на слабые электрические сигналы мозга, которые ловятся на МРТ. Врачи догадались предложить душе отвечать на их вопросы: «да» — представлением игры в теннис, а «нет» — мысленным спокойным хождением по комнате (эти мысленные движения дают совершенно разные картины электрической активности мозга). И тут открылось удивительное: у находящихся в безсознательном состоянии душа сознательна. Со слов выздоровевших, они переживали сильную боль (например, при отсасывании мокроты из легких) и смертельный ужас, ибо не понимали смысла этих мучительных для них действий. Но что самое печальное, душа в этих последних испытаниях не могла вырваться из плена самости и обратиться к Богу. А если бы с помощью МРТ с ней беседовали о самом главном, едином на потребу? В чем застану, в том буду судить, есть такое древнее изречение, не приведенное в Евангелии, но приписываемое Христу.

Православная вера, и без описанных врачебных открытий твердо зная, что душа глухих и безсознательных людей все слышит, практически помогает в этих случаях. После Таинства соборования священник приступает к «глухой исповеди», предлагая душе ответить Богу на вопросы духовного характера и тем облегчить совесть в последнем покаянии. Лет двадцать назад мне пришлось видеть это чудо: при первых же словах священника, совершавшего Таинство соборования, вид полностью парализованной старой женщины, задолго до того совершенно оглохшей, заметно изменился: механический ритм дыхания, неизменный в течение одиннадцати лет паралича, сменился долгим-долгим, блаженным вздохом, желтая кожа лица стала белой с розовым оттенком, как у детей. После соборования и глухой исповеди взгляд перестал быть стеклянно-безсмысленным. Мне пришло в голову спросить, слышит ли она меня, — и в знак согласия закрыть глаза. Удостоверившись в наличии сознания, мне пришлось неумело говорить с ней. Вскоре она тихо, мирно, сделав три вздоха, отошла ко Господу, отозвавшись в душах присутствовавших ощущением утешающего света.

На этот мой рассказ Д.З.К. отозвался двумя случаями из его жизни.

а) При соборовании человека в вегетативном состоянии священник спросил у родственников его имя. Адольф! Священник опешил: а как его святое имя в крещении? Как совершать чин соборования? Умирающий неожиданно внятно произнес: Александр.

б) К идущему по улице священнику подбежал некто с просьбой зайти в дом к умершему. Оказалось, приглашение последовало от… самого умершего, который вдруг сел, попросил срочно позвать идущего мимо дома батюшку. Когда тот вошел, временно оживший открыл ему один свой грех, получил отпущение и тут же вновь отошел в иную жизнь. О почившем рассказывали, что за всю свою жизнь он никогда никого не осудил.

7. Случайно ли возвращение в историю святости дара говорения на онтологическом языке, понимаемом всеми народами (преп. Порфирий Кавсокаливит)? Быть может, глобализировавшийся мир созрел или почти созрел к новой всемирной проповеди Христианства в апостольской мощи — проповеди всечеловеческого покаяния за два тысячелетия Христианства перед Вторым пришествием Христа уже для Суда?

8. Даже если б пациенты психбольницы справедливым голосованием — без рекламных акций, подкупов и подтасовок — избрали своим президентом «Наполеона», реальная власть останется за главврачом. Бедных пациентов напоминают приверженцы псевдодемократии Запада, принимающие красиво расписанную ширму и танцующих кукол за действительность, но о непубличной тайной власти кукловодов не догадывающиеся. А она выдвигает кукольных «вождей» оранжевых революций, уничтожающих свои страны и народы по заказу финансовых воротил мира. Впрочем, не вся полнота власти в руках кукловодов, и результаты их усилий бывают неожиданными. Показательный пример: именно на развалинах искореженного бомбами Ирака, против которого под началом США воевали еще 29 национальных армий (в том числе Украины, Грузии, стран Прибалтики), находится сейчас центр быстро расширяющегося террористического Исламского государства (первоначально ИГИЛ, запрещенный в России), поставившего целью создание всемирного мусульманского халифата, основанного на шариатском праве, крайне жестокого, истребляющего христиан и иных иноверцев. В запрещенный у нас ИГИЛ ринулось множество последователей, в том числе и из Европы. Таковы плоды слепой кукловодски-домократической западной политики. А какие красивые слова были написаны на ширме демократически-либералистических оправданий американской войны в Ираке!

9. Украинцы — настоящие русские люди: перебивающиеся с хлеба на воду бабушки жалеют похудевшего премьера Яценюка, объективно врага своего! Украина точно не погибнет, но вскоре со слезами на глазах и радостью возвратится в лоно единой Православной русской цивилизации.

10. В покаянии, в покаянной молитве человека скрыта и открывается ему Божия мысль о нем — его сущность и призвание. Так же для народа, цивилизации — для тех, кто молится за всех. Бог хочет человеку дать все, если только человек со всецелой искренностью признает себя за ничто и даже отрицательную величину — грех, зло, ложь («всяк человек ложь» — сокрушается Псалмопевец, Пс. 115). Бог истинен, и не может дарами питать ложь, отнимает у неблагодарных и данные при сотворении дары. Первым лжецом стал светоносный первоангел Люцифер, тут же превратившись в сгусток тьмы и получив новое имя дьявола. Людям не следует подражать ему, руководствуясь его внушениями. В предупреждение гордыни — пагубного пути богоотталкивания ради утверждения самости — не раз повторяется в Библии мысль: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

11. 12 апреля. На Пасху остро почувствовал: как велика творческая сила нашей веры! Надо не угашать в себе эту радость вселенского простора, безграничной мудрости, которая открывается в любой частности истории и всего сущего. И это потому, что во всех частностях — сияние Смысла, то есть Логоса, Христа.

12. Дидактика, грань педагогики, представляющая взгляду процесс умственного научения, неотрывна от воспитания воли и сердца. Какова последняя цель дидактики и где критерий успешности? В 1840-х годах (забыл точный год, хотя держал документ в руках) было издано в России положение о школьных отметках, перед которыми не устоят и нынешние академики: «удовлетворительно» — ученик знает предмет без пропусков (с пропусками — «неудовлетворительно»). Однако знает как многое, не как Одно. Если ж знает в цельности — то это «хорошо». А в оценке «отлично» цельность видения проливается на совокупность всех предметов и фактически на все. Как прекрасно руководствоваться такой шкалой оценок! Даже такой светоч чудодейственной веры, как святой Иоанн Кронштадтский, в предисловии к книге размышлений «Моя жизнь во Христе» выражает благодарность школьным учителям, образовавшим его ум. Откуда ж цельность? Средневековые риторические дисциплины и искусства подводили ум к вершине цельности — Богословию. Парадокс, однако, в том, что без интуитивно-сердечного Богословия эти семь свободных искусств так и останутся набором, суммой разрозненного. Голографическая цельность, при которой целое видится в каждой из частей, нисходит Свыше и должна присутствовать на каждом этапе познания. Для ума она — свет истины. Для воли — благо=любовь. Для сердца — блаженство, неотрывное от истины и любви. Как физический свет сливает предметы в цельную картину, так умный свет истины единит предметы умного видения.

Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». 1895 год.

В России молебен на начало учебного года готовил души детей к благодатной радости учения. В русских букварях Ангел, а не арбуз, встречал школьника на букву «А» и вел радостью по пути учения. Ибо без благодати Божией никакое научение неосуществимо. Почему же так важна цельность? Потому, что она от Бога и она благодатна.

Экзамены, элемент дидактики. По-славянски это латинское слово звучит как искушение. На русском — испытание. Искушения — не для того, чтобы ставить двойки. Они для укрепления человека в разумении Божием — в Богосознании. Оценка «отлично» свидетельствует о наисильнейшем укреплении. Кто знает предмет на отлично? Тот, кто обретает всеединящий свет видения — незабвенного знания, невидимо остающийся в душе, даже когда забываются частности. «Память окрадывает ум», — говорили святые отцы. Да, так. Свет разумения важнее умно-созерцаемых предметов, способен их вспоминать и порождать новые, ибо он, благодатный, умный, живой, — от Бога. Если б не так — как возможно было б творчество, например, продолжение этого текста? Разве я знаю, что напишу дальше? Я имею только устремление и надежду, что нечто откроется. Какие-то предощущения роятся вблизи блаженной цели, но они не открылись с очевидностью. Вот есть у меня желание свести все земные экзамены людей и народов к первоэкзамену, который встал перед Евой (и который она провалила) — на сохранение себя в цельности Богосознания, в которой была создана.[1] Но как раскроется это сравнение наших экзаменов с первоэкзаменом начального человечества? Как Бог на душу положит. Все мысли уже есть в сущем, ибо Бог знает их наперед, и мы объективно живем в сияющем океане всеобъемлющей мысли Божией. Гении именно так, смиренно, ощущали свое творчество. Наивысший критерий гениальности музыки, по Чайковскому, — именно объективность, к которой и сам сверхгений тянулся всеусильно. Шнитке говорил: партитура — испорченный замысел. Бог открывает больше, чем человек может освоить. Ведет его с опережением. Прокофьев вспоминал, как в начале творческого пути масштабность замыслов опережала технические умения и возможности воплощения, — но лучше так, добавлял он, чем наоборот. Конечно! Ибо если предчувствие прекрасного замысла от Бога, то и осуществить его без Божественного вдохновения невозможно. А с ним возможно все. И именно оно ведет, воспитывает, обучает гения. Мог ли Чайковский в молодости предполагать, что напишет оперу «Пиковая дама»? Но он имел чувство призвания, в котором объективно уже содержались будущие шедевры. И верности этому зову не изменял никогда, ради него и жил.

13. От простого к сложному — один из принципов дидактики. Но тонкость в том, что без предчувствия сложного не будет и понимания простого. (Не будем говорить о перемене значения простоты: в христианском понимании она божественна, ибо Бог прост, а мы лукавы. Божественная простота голографична: истина = красота = любовь = милость = свобода = вечность = жизнь = свет = радость…) Мы должны учиться у Творца. Когда Он создавал колыбель для человека — окружающий его мир, то с безконечной точностью рассчитывал все фундаментальные константы мироздания именно по критерию существования человека (например, если в законе Хаббла на 60 знаке после запятой вместо нуля окажется хотя бы единица, человек уже не смог бы существовать во Вселенной. А что такое 10-60? Это число в 1043 больше 1017 — числа секунд во все время существования вселенной по современным представлениям науки.) Человек не обладает безконечной мощью провидения. Но и у него, у ученика тоже, прежде погружения в детали должна быть презумпция конечного смысла, ясное понимание предмета в контексте всеобщего смысла бытия и всей иерархии соподчиненностей. К примеру, Земля, как бы ее ни дергала из стороны в сторону Луна своим притяжением и вращением, не имеет права ни на миллиметр отклониться от обязанности вращаться вокруг Солнца по строго рассчитанной траектории. Так и все вещи, каждый малый логос бытия центрирован вокруг идеи, ее породившей.

14. Если небесная красота является, а не изображается, не обозначается, не выражается, — то форма этого явления есть священнодействие. Рахманинов именно этим словом характеризовал процесс сочинения музыки! Сказанное справедливо и в отношении настоящего — гениального — исполнения.

15. Я спросил тонкую польскую пианистку Божену Мацийовскую, воспитанницу В.К. Мержанова, о смысле польского слова zal, с которым связывается музыка Шопена. Она ответила: «По-русски слово żal (похоже на наше «жаль») переводится как печаль, как тоска о том, что было и никогда не вернется. У Шопена, мне кажется, его любовь не имела полноты проявлений в жизни. И в его музыке эта тоска всегда чувствуется. Было żal, потому что он не мог быть с семьей в Польше, он тосковал и о друзьях. Когда он сильно любил (сначала Констанцию Гладковскую, потом Водзинскую), ему не было дано в тот момент быть с женщиной, а когда потом появилась Жорж Занд, то это тоже рассыпалось. Все было как-то против него. И здоровье тоже никогда не поддерживало его силы. Он все эти чувства передал в музыке как żal. И оно никогда его не отпускало. Бывали времена, когда он чувствовал żal очень сильно, потом другие чувства заглушали его, но до конца жизни оно его не оставляло. В письмах оно тоже чувствуется, но там маскируется юмором, чтобы рассмешить друзей и родственников. И в его музыке, если я слышу юмор, то всегда сквозь слезы. И это такая правда о польском слове żal, которое связано с Шопеном!»

Фредерик Шопен.

Благодарю Божену за проникновенные слова.

Почему все же это żal в музыке Шопена так неописуемо сладко? Почему вообще печаль может быть сладчайшей, просветленной, безконечно привлекательной?

Здесь великое откровение Христианской цивилизации, особенно очевидное при взгляде со стороны. Однажды в занятиях с иностранной группой студентов я по какому-то поводу употребил выражение «светлая печаль». На лицах заметил изумление. Студент-японец сказал: это словосочетание абсурдно, как «мокрая сухость». Тут изумился я: для нас выражение Пушкина «печаль моя светла» абсолютно понятно — не как сочетание слов, но как потрясающая реальность. Я начал играть из Шопена. Студенты, которые и сами исполняют и любят эти шедевры, с радостью убедились: невозможное существует! Существует непостижимо, но достоверно, трогая неизъяснимой красотой. Через год я уже специально спросил новую иностранную группу (с преобладанием представителей синской цивилизации): может ли печаль совмещаться со светом и сладостью? После ожидаемого отрицательного ответа я опять же напомнил многие дивные мелодии и спросил: понимаете? «В музыке понимаем, а в жизни нет», — хором ответили две кореянки. Я спросил: что вы делаете в нерадостных ситуациях?

— Плачем.
— А если вас утешают?
— Рот улыбается, глаза плачут.
— Но вам легче?
— Да.
— А представьте: утешение приходит не от подруги, а с Неба.
— Теперь поняли.

«Изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключает в себе радость и веселие, как мед заключается в соте», — говорит древний учитель вселенского Православия преподобный Иоанн Лествичник. Явно не зная византийского святого, композитор И.Ф. Рейхардт в 1782 году повторил его слова, описывая свои чувства по поводу фуги Баха f moll (ХТК, 2 том): «Когда я впервые ее увидел и сыграл, я просто не мог от нее оторваться: она погрузила меня в глубочайшую и вместе с тем сладчайшую печаль»[2]. «Глубочайшая сладчайшая печаль» — духовное чувство, дарованное человечеству Христом. Печаль — от нас, а преисполняющая ее сладость — дар благодати, превозмогающей печаль веянием благости и блаженства, свойств любви Божьей, пролившейся на мир через Богочеловека Христа. Какое нежное свидетельство всей земле истины Христианства!

Никто не в силах оспорить несокрушимый аргумент Божественной красоты. Ибо, как доказал Тертуллиан, «всякая душа христианка», и потому способна узнать красоту жертвенной и спасающей любви Божией, запечатленную в нас, созданных по образу Божию. Именно она, явленная во Христе и запечатленная в утешающих, возвышающих и просветляющих звуках музыки, составляет причину ее притягательности, которой не смогла противиться и вся земля.

Тайна всепобеждающей красоты христианской цивилизации с особенно проникновенной силой проступила в музыке Шопена, в его преображенном небесно-сладостном żal.

16. «Енох ходил пред Богом» — и за то взят живым на Небо. А мы можем ли хоть один день постараться ходить пред Богом? Разве трудно, например, привести в порядок рабочее место ради Христа, пред Его взором? И разве не извещены, что Бог видит малейшее движение души? Знание о Боге должно стать опытным. И становится таковым: даже за одну минуту усилий Бог посещает душу ободрением. «Им мы живем, движемся, существуем». «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Таков долг каждого христианина, почему он и носит это имя.

17. Прекрасна традиция завершать защиты диссертаций благодарственным словом. Если бы я защищал диссертацию по музыке сейчас, то закончил бы так: «Воздаю благодарность гениям-композиторам за их творческий подвиг, без которого не было бы и предмета моего исследования. Воздаю хвалу Творцу, щедро изливающему Свою красоту повсюду, без Которого не было бы ни меня, ни уважаемого Председателя, членов диссертационного совета и слушателей, ни самого мира».

18. Формалистами нас заставляют быть для того, чтобы за формой скрыть полное отсутствие содержания и смысла жизни и оправдать существование безграмотных чиновников. Актуальность этой задачи для бесов в том, чтобы ввергнуть народ в сумасшествие и сделать людей подобными себе, бесноватыми.

19. Взгляд ученого непрестанно должен быть устремлен к истине. Иначе это не ученый, а делец от науки.

20. При ступоре воли, например, когда завяз в интернетных новостях, немедленно читать Евангелие — и Господь тут же освободит от оцепенения, от цепей мерзкого духа. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Питер ван дер Борхт. Иллюстрация к Апокалипсису. XVII век.

21. Помимо духовного — возможен мистический анализ музыки. Мистический — тайный. Своей сокровенностью он напоминает Апокалипсис, завершающую книгу Библии. Апокалипсис не читается в храме — именно из-за его сокровенности. Он описывает последние времена истории. Завеса будущего не может быть открыта до времени. Но оно уже приближается, а люди не разумеют сего, пребывая в гордыне своих мнений. И хотя сроки неизвестны (они зависят и от нас, от нашего состояния), Христос осуждает невнимательных: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16, 3). Святые же нашего времени говорят: блажен, кто читает Апокалипсис, ибо откроются глаза их. Апокалипсис, или Откровение — светлая книга. Прочитывается она только духовно. «Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога». Где эта пустыня? Сахара, насквозь простреливаемая высокоточным оружием? Жена, облеченная в солнце, — Церковь, народ Божий. Солнце правды — Христос. «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия… И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». Реку в Сахаре или Каракумах? Река из пасти дьявольской — соблазняющая мир ложь. А пустыня — место святости и чистоты для Божьего народа, неприступное для сатаны и антихриста. Клевета дьявольская также окружит его стеной изоляции от беснующегося мира антихриста, все отвернутся от страны-изгоя. Зато и начертанием антихристовым не будут запечатлены собравшиеся со всего мира верные. И они увидят то, о чем пророчествует Апостол: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие» (1 Кор. 15, 51-53).

22. Телом своим гении находятся в обычной жизни, но сердце их — в ореоле безконечной красоты, истины, любви, откуда постоянно ждет весточек-наитий, зародышей идей. Гений и вечность неотделимы.

23. Господь через Луку и Клеопу обращается и к нам с укором: медлительные сердцем. Действительно, мы тысячу раз посмотрим на себя и свои обстоятельства, и всего один раз на Господа. А надо наоборот. Если имеем недоумение, то вопрошаем: как это? И получаем вразумление. Так и во всем: в воле, сердце, вере, надежде, любви. Имеем недостаток жизни в себе — относим его к Подателю жизни с упованием и получаем пылкость сердца. Имеем боль о Сирии, Украине, ДНР, России — не сидим в интернете, не мечтаем, а возносим ее в доверии и прошении к Богу. Мы дыхание Божие, живое зеркальце, живущее славой Божией. Смерть — отпадение от Бога, разворот зеркальца в себя.

24. Живой смычок. Откуда льющийся звук? Не надо утыкаться в физику. Что слышит исполнитель, то и есть, и слушатели радуются чуду. Слышит Атлантов, как звук в живых резонансных откликах летает по залу, — и слушатель оказывается внутри этой чудесной реальности, где все и вся едины в небесной любви и радостной всеотзывчивости. Физика это или чудо — какая разница? Факты сильнее рассуждений. Важна сама достоверность чуда. Льющийся звук — тот, который влечется любовью.

25. Господи, научи нас жить славою Твоею! Слава Твоя — жизнь наша: красота, обилие ведения, радость. Не обитает слава Божия в нераскаянных душах, не войдет в лживое сердце. Господь хочет одарить нас славою Своей, мы ж ищем славы себе. Кто ныне воспоет гимн Богу как Чайковский в Первом фортепианном концерте, как Рахманинов во Втором и Третьем концертах? Без славы Божией — тьма над землею. Депрессии, панические атаки множатся в человечестве. Жизнь ли это? Господи, да прославится имя Твое в народах! Да будем мы живы!

26. Слово перед детским концертом в доме Г-ых (20.XII.2015).

Хочу сказать о концертном волнении, разрушительном страхе. Я знаю: его начинают испытывать наши взрослеющие детки. Его нужно решительно победить, иначе он победит нас. Других вариантов нет. Я сам его пережил когда-то, а теперь за один раз освобождаю от него. У него две взаимосвязанные причины: неадекватная теория жизни и деятельности плюс гордыня. Привели мне девочку-скрипачку из училища, Дашу. По первым звукам все понял. Зажатость, скованность. Отчего? От неправильной теории музыки как эмоции, а не силы, поднимающей цивилизации. И вот эта сила оказалась явно вне души и сердца. А вне небесной силы, за ее предательство, за измену ей, тут же подступает страх от индивидуализма, сковывая члены, парализуя мозг. Как на меня посмотрят? Акцент внимания на себе. Блестяще подтвердилась теория Рахманинова: невозможно выйти на сцену без чувства миссии. Миссия значит посланничество. Миссия в том, чтобы поднимать человечество — притом сейчас, здесь, а не вообще. После урока девочка стала получать на экзаменах только «отлично», и страх перед выступлениями полностью пропал.

Еще немного о гордыне. В женском варианте это стеснительность. Душа стеснена — а отчего? От гордыни. Что обо мне скажут? Я в центре мироздания. Но ведь это ложь. В центре сущего то, что выше нас: дивное Солнце правды. Можно ли представить стеснительной Богородицу? Смиренной, скромной — да. Но смирение не прячет смущенно глазки. Смущение от мути. А чистота безтрепетна, ибо дышит Богом. Смирение — антипод гордыни. Оно в нашем случае состоит в том, чтобы полностью забыть о себе, всецело подчинив себя долгу и миссии. Кто мы такие пред величием музыки и священным делом ее исполнения! И второй момент. Надо ощутить слушателей не врагами, которые могут как-то не так посмотреть, не крокодилами какими-то, а нежными душами, жаждущими красоты, — и постараться оказать им эту великую милость. И тогда вмиг приходят силы и вдохновение. Об этом говорит Христос: Сила Моя в немощи (вашей) свершается. Но условие: душу надо решительно оторвать от себя любимого. И поднять на подвиг. И не малодушествовать, — потому что свершителем подвига будет Святой Дух, Который через вдохновение сердца передаст свободу вышней красоты пальцам, рукам, телу.

Я прошу детей от лица слушателей: окажите милость, оторвите себя от себя, отдайтесь музыкальной красоте. Красота — сиянье славы Божией. Она нужна всем. Без нее нет жизни. Пусть этот концерт станет радостью для всех и умножит в нас крепость бытия.

27. Божественная благодать музыкальной красоты — призывающая. Красотой зовет нас Бог в грядущее Царствие. И нам нужно откликнуться на призвание красоты красотой собственных трудов жизни в Божественном служении людям. «И всем русским людям давай столько же, как мне», — просил семилетний Петя Чайковский в обширной молитве о России. Обилие Божественной любви, выразившееся в покоряющей красоте его музыки и всякой прекрасной музыки вообще, помогает и всем людям в служениях жизни дарами, какие каждому дал Бог. Слава Божия в соборной жизни человечества — единственное наше дело на земле. Человек человеку — сиянье Божьей славы. «Служение славе Божией и освежение духа» — так определил последнюю цель музыки Бах. Она совпадает с последней целью жизни, истории, вечности.

28. Чья секунда? Божья. Она дана, чтобы в этот миг ты прилепился навсегда к Богу. Прикрепился благим решением воли, размышлением, помыслом добра, благим делом, порывом любви… Бог освятит эту секунду Своей благодатью. Но ты злейший враг себе, если используешь дарованный миг для услаждения самолюбивым покоем или иным видом самоугождения — сотворения из себя кумира.

29. «Вершина истины есть святая Евхаристия». Необыкновенно прекрасные, точные слова святого Порфирия Кавсокаливита! Бог хочет такой проникновенной любви, чтобы Кровь Его текла в нас и сердце было Христовым. Ради того Боговоплощение: по мысли Святителя Иоанна Златоуста, Бог, не имея, чем умереть за нас, заимствовал от Пресвятой Богородицы человеческую плоть и обожил ее Святым Духом. Человек же, не имея, чем жить, получил такую возможность в Таинстве Евхаристии, благодарной любовью принимая в себя любовь Божию. Люди последнего времени, где вы?

30. 31 декабря. Как бы так жить, чтобы Святый Дух был в каждом вздохе, в каждом деле, в каждом слове?

Вячеслав Медушевский


[1] Лопухин в Толковой Библии говорит, что выражение Синодального перевода «и навел Бог на Адама крепкий сон» точнее перевести, учитывая другие контексты слова, как состояние экстаза, как это и было сделано в боговдохновенной Септуагинте. Потому и могли прародители воскликнуть восхищенно после чуда: кость от кости, плоть от плоти! Одна соборная душа, одно сердце на двоих, в котором зажглась и столь ослепительно воссияла Троическая Божия любовь, что для них не была соблазном их обнаженность!

[2] Рейхардт. Из «Музыкально-художественного альманаха». В кн.: Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. — М., 1980, с. 104.

741
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru