‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На пути в монастырь

Главы из автобиографической повести иеромонаха Антипы (Авдейчева).

Главы из автобиографической повести.*

Начало см.

Об авторе. Иеромонах Антипа (Александр Алексеевич Авдейчев) родился в Самаре в 1964 году, окончил Куйбышевский государственный медицинский институт. Кандидат медицинских наук. В 2001 году овдовел, отец двоих детей. В 2005 году рукоположен в сан священника и направлен служить в село Сырейка Кинельского района Самарской области. В 2012 году принял монашеский постриг. Около года подвизался на Сочинском подворье Валаамского монастыря. В настоящее время — заштатный клирик Самарской епархии.

Воцерковление

Мы стали ходить в воскресную школу при Самарской духовной семинарии. Господь свел нас с превосходным человеком Галиной Александровной Григорьевой. Как-то по-женски, с «хохлятской» настойчивостью (она с Украины), она нас подвела к необходимости бывать на воскресной Литургии, а затем и регулярно причащаться Святых Таин. Постепенно на нас стали ориентироваться другие семьи воскресной школы. Галину Александровну я с благодарностью поминаю в молитвах как вторую крестную.

Изменилась ситуация и на работе в лаборатории. По неведомой причине у всех моих сотрудников ухудшилось самочувствие. Мы решили на всякий случай освятить помещения лаборатории. Илья Борисов пошел в ближайший храм Архистратига Божия Михаила в поселке Шмидта, именуемом в народе по старинке Запанской (за крайней городской улицей Панской). По возвращении он рассказал о своем знакомстве со старостой церкви Геннадием Никифоровичем, заставившем его колоть лед у церковной паперти, а потом и со священником Константином Калашниковым. Батюшка вскоре явился к нам в лабораторию для освящения. Мне было приятно услышать от него комплимент, когда я по-правильному попросил благословения, чему успел научиться в воскресной школе.

Илью заинтересовала церковная жизнь, он стал ходить на службы и помогать в алтаре. Вскоре к нему присоединился и я с детьми. Помню момент, когда мы с сыном впервые воочию увидели алтарь, о котором столько читали в «Законе Божием». Эту книгу мы с детьми уже полгода понемногу читали каждый вечер. Затаив дыхание я стоял во время службы в углу алтаря. Постепенно освоились, я стал понемногу помогать. Научился обращаться с кадилом, со свечами, читать синодики. Отец Константин благословил меня облачиться в стихарь.

В алтаре кроме нас пономарили статный мужчина Георгий Юрьевич с сыновьями Антоном и Сашей. Антон был старше, массивный и неуклюжий. Запомнился случай, когда он спешил с кадилом через алтарь, «заюзил» и растянулся во весь рост. Кадило с силой ударилось о каменный пол, из него по всему алтарю разлетелись горящие угли. Саша был совершенно другим: невысоким, щуплым и все время старался залезть в шкаф для облачений и там спать. Его постоянно «гонял» строгий староста Геннадий Никифорович. Конечно, тогда я не мог и предположить, что через несколько лет Саша станет мужем моей дочери Дарьи и у них родится дочка — моя внучка Анна. Георгий Юрьевич помимо этого курировал воскресную школу при храме, а его жена Татьяна Ивановна была в храме казначеем. Вскоре отец Константин благословил нас с Ильей поступить на пастырское заочное отделение Самарской Духовной семинарии, что мы и исполнили летом 2002 года.

Остановился поезд

Вскоре я понял, что психологи в Министерстве путей сообщения занимаются не просто безполезным, а зачастую и вредным делом. Проанализировали состав локомотивных бригад, допустивших грубые браки (проезды запрещающих сигналов, крушения и сходы), и увидели, что среди них много людей с наивысшей первой группой профпригодности. Очевидно, что главная причина — несовершенный диагностический инструментарий. Это вполне естественно. Практическая психология — вовсе не наука, а скорее идеология. Наука предполагает внимательное ОСМЫСЛЕННОЕ отношение к наблюдаемым явлениям, оперативную коррекцию в случае изменений ситуации. Ничего этого у психологов на МПС не было. На местах трудились люди, порой не самые дальние по родственной линии от ключевых административных фигур, часто получившие диплом психолога как пропуск на блатное место.

Александр Авдейчев — психолог на железной дороге.

Удивили алкогольные традиции на железной дороге. Крупные праздники часто превращались в попойку. Особенно дурной славой пользовался День Железнодорожника. По традиции управление дороги арендовало теплоход для выезда в зону отдыха. Легко представить, чем были чреваты эти выезды для «отдыхающих» железнодорожников. Кто за борт вываливался, кто в алкогольную кому залетал.

Те же питейные традиции царили и на всякого рода совещаниях, конференциях, дорожных и сетевых школах. Однажды я испытал чувство благодарности нашему попечителю — главному инженеру дороги, который не отпустил меня на первый день отраслевой конференции по охране труда в Уфу. Приехав туда вечером первого дня работы, я увидел, как в гостиницу доставляли «пострадавших» от банкета во время вечерней прогулки на теплоходе по реке Белой (Агидель). Не вступись за меня благодетель, среди них наверняка оказался бы и я.

Однажды мне все-таки досталось от этой печальной традиции. Меня командировали на дорожную школу по охране труда в Пензу. Намереваясь доехать до Пензы прицепным управленческим вагоном на позднем поезде Уфа — Пенза, я надеялся, что ночью участники пить не будут. О, как я ошибся! Только разместившись по местам, коллеги приступили к делу. Милые деловые дамы проворно достали из сумочек плоские бутылочки с «горючим» и раздали всем одноразовые стаканчики. Я попытался улизнуть, но меня быстро вернули на место отработанным аргументом. Когда появилась возможность улечься на свою верхнюю полку, потолок и стены плыли далеко не в такт качающемуся на стыках вагону! Утром в Пензе меня жутко мутило, я еле смог выступить с докладом и бегом отправился на вокзал, скорее ехать домой.

Прямым вмешательством ситуацию с психологическим застоем я был безсилен изменить. И потому сменил тактику, вспомнил о принципе «вода камень точит». Познакомился с редакторами отраслевых журналов и начал писать в них статьи по актуальным проблемам.

Машинист локомотива: профессиональная надежность и здоровье
(статья в журнале «Локомотив», 2003, №7)

Профессия машиниста локомотива является на железной дороге основной, наиболее массовой и ответственной, стратегически важной в масштабах страны. Вместе с тем сегодня сложилась критическая ситуация в вопросе укомплектования локомотивных бригад персоналом, соответствующим необходимым требованиям. Прием на работу ограничен медицинской профнепригодностью у 50% кандидатов, врачебно-экспертные комиссии ежегодно комиссуют до 2% списочного состава работающих машинистов. Повышение производительности труда машинистов сегодня преимущественно достигается за счет повышения его интенсивности. В отрасли внедряется работа машинистов локомотивов без помощника, удлиняются участки обслуживания одной локомотивной бригадой, вводятся участки скоростного движения. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья и профессиональной надежности работников локомотивных бригад: повышается заболеваемость, появились случаи внезапной смерти или потери сознания в кабине локомотива во время рейса, учащаются случаи грубых нарушений безопасности движения по вине локомотивных бригад.

Для преодоления отрицательных тенденций в соответствии с распоряжением Министра в отрасли формируется система психофизиологической и медицинской реабилитации локомотивных бригад. При крупных локомотивных депо и ведомственных больницах организуются реабилитационные центры. Организовано обучение специалистов. Вместе с тем по сложности и масштабности задач эта проблема не имеет аналогов в истории транспорта. Требуется комплексное использование всех возможных средств и нестандартных решений. К числу важнейших из них относится улучшение духовно-нравственной атмосферы в локомотивных депо.

К сожалению, в большинстве из них сегодня царит тяжелая атмосфера грубости, страха, унижения человеческого достоинства. О недопустимости этого и необходимости скорейшего искоренения подобных явлений говорилось в недавнем специальном циркуляре Министра путей сообщения. Об этом же свидетельствует и существующая проблема старения кадров. В ближайшие несколько лет предстоит выход на пенсию по достижению 55-летнего возраста многих машинистов, сегодня являющихся опорой руководства депо по работоспособности и поддержанию дисциплины. Работающие же помощники машинистов не хотят переходить на должность машинистов, предпочитая меньше зарабатывать, нежели брать на себя тяжкий груз ответственности при работе на изношенных, лишенных элементарных гигиенических удобств локомотивах 1960-х годов выпуска, напряженном рабочем графике, изобилии подлежащих заучиванию наизусть приказов и инструкций, безконечных проверках, экзаменах и аттестациях. К этому добавляются низкая зарплата в системе МПС, занимающая седьмое место в России среди основных отраслей экономики, продолжающееся снижение престижа профессии машиниста. Там, где есть относительно высокооплачиваемые вакансии на других предприятиях, высококвалифицированные машинисты без особого сожаления уходят даже на должности подсобных рабочих. На духовно-нравственное неблагополучие указывает и отраслевая статистика употребления алкоголя машинистами: 57% машинистов потребляют алкоголь постоянно, а 9% к нему сильно привязаны, но умело скрывают это от медиков и руководства.

Учитывая тесное сотрудничество Министерства путей сообщения с Русской Православной Церковью, мы начали исследование возможностей использования духовного потенциала Православия для морально-нравственного оздоровления. Проведено анкетирование 750 работников локомотивных бригад на предмет их отношения к религии. Больше половины из опрошенных согласились с утверждением, что вера в Бога помогает человеку пережить жизненные трудности. Менее трети считают себя неверующими, и лишь незначительная часть назвали себя атеистами. Более половины признались, что посещают места Богослужений, пятая часть выразили желание иметь у себя на предприятии возможность для молитвы и встречи со священником. Учитывая результаты анкетирования, при локомотивном депо Самара год назад была организована Православная молельная комната. Среди машинистов, помощников машинистов и инструкторского состава была проведена разъяснительная работа. Хотя на молебнах с освящением воды, регулярно проводимых священником, никто из работников локомотивных бригад не присутствует, часть из них при возникновении кризисных жизненных обстоятельств (наезд на человека в рейсе, смерть близких людей и прочие личные неприятности) начинают предпочитать посещение молельной комнаты аутогенной тренировке, мышечной релаксации и другим методам из традиционного арсенала практической психологии. Надеемся, что в перспективе нам удастся найти адекватные формы возрождения духовных Православных традиций в среде локомотивных бригад. Поскольку в состав Куйбышевской железной дороги входят значительные по площади регионы Татарии и Башкирии, психологами начато изучение духовно-реабилитационных возможностей мусульманской религии.

Серьезным препятствием для разработки и внедрения эффективных восстановительных программ является доставшийся нам в наследство от прошлого общественный стереотип под лозунгом «В здоровом теле — здоровый дух!». Именно по этой причине в ходе служебных расследований случаев грубых нарушений безопасности движения по вине локомотивных бригад психологи зачастую оказываются не на высоте. Они не могут найти объяснений тому, как практически здоровая локомотивная бригада с наивысшей группой психофизиологической профпригодности и полной психологической совместимостью могла действовать столь нелепым образом. Лишь при более пристальном внимании выясняется, что у этого физически здорового машиниста накопилась обида «на всех и вся», что его профессиональная мотивация настолько хрупка, что легко разбивается вдребезги разного рода ситуационными влияниями: новогоднюю елку из лесопосадки в обратном рейсе домой прихватить, с проводницей из ближнего вагона в задней кабине локомотива полюбезничать и т.д.

На Куйбышевской железной дороге сложилась неблагополучная обстановка с безопасностью движения поездов. По этому поводу Министром введено по всей дороге чрезвычайное положение. По рекомендации ревизорского аппарата и руководителей ряда служб управления дороги недавно мы начали регистрировать чрезвычайные происшествия, которым не нашлось других логически понятных объяснений при служебных разборах, кроме как «бес попутал». Как правило, они необъяснимы с точки зрения привычной материалистической логики, но хрестоматийно «прозрачны» с позиций учения Святых Отцов Православной Церкви. Сюда, к примеру, можно отнести случаи возникновения зрительных иллюзий у хорошо отдохнувшего, здорового машиниста, когда запрещающий сигнал светофора в наиболее ответственной поездной ситуации он без малейших сомнений воспринимает как «зеленый», и массу других неприятных сюрпризов.

В последнее время по этому поводу все чаще встречаются публикации ведущих отечественных психологов, объясняющих многие неудачи в работе незнанием особенностей русской души с ее тяготением к исповедальности и смиренной созерцательности (а не к аутогенным тренировкам!) в противовес характерной для западной цивилизации уверенной в себе агрессивности. И пока деповские психологи обижаются и недоумевают, за что же к ним такое недоверие, локомотивные бригады используют испытанные поколениями предшественников способы психической саморегуляции: от одолевающего в ночном рейсе сна реально помогает, оказывается, пение песен хором. Кропят приборы святой водой. Но есть и странные суеверия, с которыми необходимо бороться, вести разъяснительную работу. Так, считается, что от всяких бед на первом и последнем перегонах маршрута нужно ритуально выкуривать по сигарете. После поездки они при возможности идут в парную или сауну, потихоньку исповедуются друг перед другом за бутылкой «национального лекарства» и т.д. Изучение таких вот традиций, а также разработка с их учетом современных программ психологической реабилитации является задачей головной организации психофизиологической службы МПС: Центра восстановительной медицины Центральной клинической больницы МПС. К сожалению, указанный Центр практически сразу же после своего основания в 1999 году самоустранился от разработки вопросов психологического сопровождения профессиональной деятельности локомотивных бригад. Сегодня деятельность Центра сконцентрирована на проблемах исключительно медицинской реабилитации машинистов и помощников машинистов. Не могут не вызывать обезпокоенности и сомнительные приоритеты в научной деятельности Центра: электростимуляция головного мозга, воздействие на «биологическое поле» машинистов так называемой «структурированной» водой, применение гипнотических воздействий. Кто нужен отрасли: зомбированный робот-оператор или гармонично развитый и крепкий духом профессионал? Выбор за нами.

А.А. Авдейчев,
начальник психофизиологической лаборатории службы 
локомотивного хозяйства управления Куйбышевской
железной дороги, кандидат медицинских наук.

Какого-либо серьезного резонанса эта (и еще несколько других) публикация не вызвала, хотя в частном общении все меня горячо поддерживали. В мае 2003 года я попытался поднять бучу на всероссийской конференции по восстановительной медицине в Сочи. Получил приглашение, послал тезисы, приехал в санаторий. Разместили меня почему-то в люкс-номере, трехкомнатном, с огромной кроватью и ванной размером с бассейн, с джакузи. Возможно, в связи с этим в программе конференции я не обнаружил своего выступления. Встретил своего шефа профессора В.М. Звоникова, он как раз шел с пляжа. На вопрос о судьбе моего выступления ответил что-то невразумительное. Я подал протест, потребовал вернуть деньги, перечисленные дорогой за мое участие и публикацию, и, получив их, поспешно отбыл в Самару. Диалог перешел в открытую конфронтацию.

Осенью 2003 года проводился пилотный телемост по вопросам диагностики состояния и реабилитации локомотивных бригад. Когда включили нашу студию, я «спустил кобеля» по полной программе. Присутствовали руководители МПС и всех 17 дорог. Выслушали молча, согласились со сказанным, но проблему сразу же замяли. После окончания сеанса присутствующие бросились жать мне руку и одобрительно улыбались. Я с грустью смотрел на это и осознавал, что мои дни на этой работе сочтены.

Кафедра теологии

Мой коллега Илья Борисов был рукоположен в диакона, а вскоре и в иерея. Какое-то время он служил в Михаило-Архангельском храме. Весной 2003 года Архиепископ (ныне Митрополит) Самарский и Сызранский Сергий благословил его начинать новый домовой храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при Самарской академии путей сообщения. Вместе с этим его благословили открывать новую кафедру теологии. Ректор вуза «подсмотрел» в Московском университете путей сообщения, привычно называемого МИИТ, это начинание. В недавнем времени это все организовал там выпускник МИИТа известный Митрополит Питирим (Нечаев).

Ректор привез документацию и думал, что этим дело сделано. Отец Илия был в замешательстве. Он отслужил первую в новом храме Пасху и начал на ощупь, еще не имея опыта, налаживать приходскую жизнь.

Летом мы с ним отправились в двухнедельную паломническую поездку. На стареньком «Икарусе», плотно укомплектованном богомольцами, проехали по маршруту Задонск — Воронеж — Киев — Почаев — Одесса — Крым — Белгород. Ведущим группы был престранная личность Иван Николаевич. Бывший водитель автобуса, он постоянно присутствовал в храме в Запанском на правах некоего гуру.

С дочерью Дашей.

Однажды мне в храме (!) посоветовали поучиться молитве у Ивана Николаевича. То, что я в его пенатах увидел, меня сильно озадачило. Небольшая комната наполнилась страждущими. Он начал читать молитвы, Евангелие, присутствующие оживились и завопили, задергались. Он снисходительно беседовал с сердитыми грубыми голосами, испускаемыми милыми дамами. Уже тогда на своем дилетантском уровне я понимал, что здесь что-то не так!

Во время поездки эти «концерты» были ежедневными. С нами ехали несколько одержимых женщин, которые у святынь являли себя в самом экзотичном виде. Однажды мы увидели и истинное лицо Ивана Николаевича. В Симферополе в храме у мощей Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) шла Литургия, и наш спутник Дмитрий хотел причаститься по случаю своего дня рождения. Когда начали петь Херувимскую, в храм ворвался Иван Николаевич с невероятно искаженным от ярости лицом и стал тащить Диму к выходу под предлогом необходимости срочно уезжать. Не смея перечить ему, мы последовали в автобус, но сделали для себя соответствующие выводы.

После возвращения из поездки мы стали ездить на службы в храм при СамГАПС к отцу Илии. Мы с Ромой пономарили, а Даша помогала в церковной лавке.

Отец Илия попросил меня помочь с оформлением документации для новой кафедры. Этим мы занимались втроем. Третьей была Анна Лапина — наша спутница по паломнической поездке. Нам уже поставили аудиторные часы и лекции в расписании академии. Владыка Сергий благословил это начинание.

Настало первое сентября, и процесс пошел. Каждое занятие — сплошная импровизация. Будучи совместителем, я вынужден был метаться между своей лабораторией и кафедрой. Вскоре возникли планы дистанцироваться от дороги и организовать методический и исследовательский центр по проблемам психологического обезпечения на базе СамГАПС. Главный инженер дороги, наш покровитель, Владимир Петрович Мохонько эту идею поддержал. Ректор СамГАПС Александр Владимирович Ковтунов тоже вначале был не против. К сожалению, эта идея все же не осуществилась.

Работа новой кафедры складывалась не гладко. Я стал задумываться: чем же помочь делу? Выпросил у ректора разрешение отправиться в командировку в Москву, в МИИТ, на кафедру теологии, организованную по инициативе Митрополита Питирима (Нечаева). Познакомившись с работой московской кафедры, помолившись у святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, я многое понял. Главная причина — человеческий фактор. Менталитет столичных студентов был несколько иным, нежели в Самаре. Они без напряжения приняли как должное новые дисциплины кафедры теологии, чему способствовала и позиция профессорско-преподавательского состава. Моим догадкам нашлось подтверждение на одном из учебно-методических советов СамГАПС, где некоторые преподаватели и руководители кафедр явили себя во всей красе. В связи с инцидентом мной по благословению отца Илии было даже написано и разослано по кафедрам довольно резкое открытое письмо.

Своим чередом шла работа на вновь созданной кафедре. Потихоньку входил в положенное русло учебный процесс. Руководить кафедрой теологии стал протоиерей Димитрий Лескин. Это был молодой, но очень активный священник из Тольятти, директор Православной классической гимназии, настоятель Архиерейского подворья, кандидат богословия, кандидат, а позже доктор философских наук. На кафедре стали проводиться расширенные кафедральные совещания с приездом многочисленной уважаемой публики. Кафедра стала межвузовской. Как-то на кафедральный «огонек» заглянул даже Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), ныне Митрополит, председатель ОВЦС Московской Патриархии. Запомнилось также чаепитие в компании отца Димитрия Лескина и популярного московского священника протоиерея Артемия Владимирова.

Еще во время нашего паломничества отец Илия предложил мне пойти вместе с ним на прием к Владыке, отец Илия хотел дать мне рекомендацию для хиротонии в диакона. В начале декабря 2003 года мы с отцом Илией Борисовым приехали на прием к Архиерею. Батюшка попросил Владыку рукоположить меня в сан диакона.

Через день мне уже нужно было явиться в кафедральный собор на хиротонию. Подрясник был пошит портнихой за одну ночь (кстати, самый удачный подрясник за все время моего священнослужения). 6 декабря 2003 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, я уже читал за вечерним Богослужением шестопсалмие в благословленном Архиереем подряснике. Утром 7 декабря мы всем семейством с родителями и детьми прибыли в собор. Так состоялась моя дьяконская хиротония.

После рукоположения я подал заявление о переводе из управления дороги в СамГАПС, пусть даже с существенной потерей в зарплате. Энтузиазм и Божия благодать сделали свое дело: я без опаски нырнул в самую гущу дел на новом месте.

Продолжение...

Иеромонах Антипа (Авдейчев)

2108
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru