‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья»

В Самаре прошел IV Всероссийский съезд Православных врачей.

В Самаре прошел IV Всероссийский съезд Православных врачей.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий открывает съезд Православных врачей.

3 октября молебном в Самарском Иверском женском монастыре начался IV Всероссийский съезд Православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения». А сразу после молебна в здании Самарского академического театра драмы имени М. Горького открылось пленарное заседание съезда Православных врачей. Было зачитано приветственное слово съезду Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина, Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Викторовича Бабича. На открытии пленарного заседания прозвучало также приветственное слово съезду Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой.

Открыл съезд Православных врачей Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. В своем обращении к участникам съезда Владыка Сергий сказал:

— Дорогие участники съезда! Позвольте вас сердечно приветствовать на нашей Самарской земле. Многие конференции, встречи богословской направленности проходят у нас в Самаре. И это не случайно. Ведь Поволжье это большой регион, где активно живут и работают в различных сферах деятельности многие Православные люди. Есть среди нас и Православные врачи, которые активно участвуют в жизни нашего региона.

Сегодня много говорится о духовной составляющей нашего общества. И недавно на Валдае наш Президент Владимир Путин призвал обратить взор к Христианской традиции. К сожалению, сегодня многими приветствуется смешение понятий, умаление достоинства человеческой личности, разгул страстей. Все это бывало и раньше, но всегда приводило большие и малые государства, даже Империи, к безславной кончине. И потому сегодня перед Православными в России стоит задача огромной важности. Мы не должны допустить размытости нравственных понятий, потерять различие добра и зла. Это было бы трагедией для всех нас. Дай Бог, чтобы этот съезд выработал верное отношение медицины к Православной вере. К той вере, которая помогала русскому народу выстоять в различных испытаниях.

В Самару на съезд Православных врачей приехали представители многих регионов России.

Сейчас в мире идут большие геополитические изменения. Не случайно удары наносятся по семье как главной скрепе общества. А семья должна держаться Православной верой. Нужно оберегать духовное и физическое здоровье нашего народа, способствовать возвращению народа на исторически определенный путь и уклад жизни. Сила духа всегда заключалась в вере. Желаю всем, чтобы каждый на своем месте приносил то единственное, что всегда будет на потребу: милосердие, заботу о ближнем. Божественная любовь пусть коснется сердец всех участников съезда Православных врачей. Бог вам в помощь! Радости, мира и успехов…

Далее с докладом выступил Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви:

С докладом выступает Епископ Пантелеимон.

— Я хотел бы то время, которое мне предоставили для доклада, посвятить размышлению над одной болезнью. Я думаю, что нам всем известны многие болезни — врачи знают их классификацию, знают причины возникновения тех или иных недугов. Но мы иногда забываем о первопричине всех болезней, которая существует в каждом человеке. О той самой страшной болезни, которой некогда заразилось человечество. И которая передается наследственно, из рода в род. О болезни, от которой происходят все другие болезни, болезни тела и болезни души. Страшной болезни, которая ведет в конце концов к смерти тела, а иногда и к смерти души.

Самое ужасное, что все знают симптомы этой болезни. Все знают ее опасность. Но большинство не понимает, в чем причина этой болезни. Большинство не знает точного диагноза и поэтому пренебрегает лечением. А ведь лечение от этой болезни есть! Да, это страшная болезнь. Но есть сильнейшее лекарство, которое способно уничтожить эту болезнь. И вот люди, не зная причин этой болезни, часто поступают так, как поступает больной, не знакомый с врачебным искусством. Заболел, — и сразу принял обезболивающее. Снизил таблетками температуру. Но болезнь продолжает развиваться в организме и приводит в конце концов к гибели пациента. Так человек, не знающий корня всех болезней, ищет забытья в удовольствиях, в наслаждении. Верит в осуществление своих мечтаний. Но при этом не уничтожает основу болезни. Я думаю, что вы все понимаете, о какой болезни я говорю. Это болезнь, которая есть во всех нас с вами. Симптомы этой болезни — безрадостность, уныние. Гневливость. Зависимость состояния души от состояния тела. Неумение и нежелание любить. Лживость слов и дел, незнание истины. Безумная гордость, глупое тщеславие. Зависимость от плотских наслаждений. Подверженность болезням тела и души. Необратимое старение тела и в конце концов смерть. Мудрые диагносты, глубоко изучившие это заболевание, — Святые Отцы назвали эту болезнь самолюбием. А преподобный Максим Исповедник говорит, что самолюбие это неразумная любовь к чувственности.

В человека вложен образ Божий, и он неуничтожим, даже несмотря на нашу подверженность греху. Потому что «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). И когда Бог создавал нас, Он так замыслил, чтобы нашими отношениями между собой тоже была любовь.

Какое есть лекарство от той болезни, которой мы с вами страдаем? Когда человек осознает испорченность своих отношений с другими людьми, когда он понимает, что нужно перейти к милосердию, он ищет нравственные правила, какие-то этические системы (вспомним «моральный кодекс строителя коммунизма» в советское время). Другие ищут выход в разных философских системах. Некоторые люди предлагают «оздоровительный комплекс» магических обрядов: «Если ты сделаешь то и это, получишь счастье, получишь блаженство». Некоторые надеются, что в этом им могут помочь освященные материальные вещества. Моя дочь, когда была маленькой, она меня спрашивала: «Папа, а если каждый день пить святую воду, станешь святым?». Ну, понятно, что это детский вопрос. Но некоторые думают, что только из-за того, что пришел в храм, сразу стал лучше и чище. И сразу изменилась его душа. К сожалению, этого все-таки мало.

Справа на снимке — Председатель Общества Православных врачей Академик Александр Чучалин.

Мы должны знать ответ на вопрос, где же лекарство от этой самой страшной болезни, которой мы все больны, от самолюбия. Это лекарство — Сам Христос! Забывают об этом современные люди и думают, что Церковь есть некое сообщество совершенных людей. И когда они видят, что в Церкви такие же грешники, как они сами, то начинают смущаться и думать: нет, все это не правда. Там лицемерие… И священники не выполняют свой долг, и нарушают обеты монахи… Но ведь не мы только составляем Церковь. Мы лишь в Нее входим. И если входим, то с той стороны нашего естества, которая освящается Богом. В Церкви живет Христос — Живой и действующий. Христос умерший и Воскресший. Христос любящий нас и готовый каждому протянуть руку помощи.

Мудрые слова двух Архипастырей — Митрополита Сергия и Епископа Пантелеимона — высоко подняли планку последующих дискуссий на съезде Православных врачей.

Следующим выступающим стал председатель Общества Православных врачей России академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ пульмонологии ФМБА России (Москва) Александр Григорьевич Чучалин.

По традиции, в день торжественного открытия съезда состоялось вручение Почетных грамот Всероссийского общества Православных врачей тем врачам и медицинским работникам, которые трудятся в том регионе, где проводится съезд. Более пятнадцати самарских врачей в этот день получили почетные награды. В их числе был и руководитель Медицинского отдела Самарской епархии, председатель самарского отделения Общества Православных врачей протоиерей Андрей Рузянов, врач по светской специальности. Он поблагодарил всех приехавших в Самару на съезд Православных врачей из других регионов и пожелал съезду успешной плодотворной работы.

Соб. инф.

Фото Е. Жевак.

Чтобы был слышен голос Православных врачей…

Мы попросили рассказать о работе IV Всероссийского съезда Православных врачей кандидата медицинских наук, руководителя отдела по связям с медицинскими учреждениями Кинельской епархии, настоятеля Свято-Димитриевского храма села Сырейка Самарской области иеромонаха Антипу (Авдейчева).

Протоиерей Сергий Филимонов.

— Закончился IV съезд Православных врачей России. Вы были его активным участником. Человеку со стороны нелегко разобраться в том, что происходило на профессиональном медицинском форуме. Хотя интерес к этому событию в Самаре был очень большой. Прошу вас рассказать, что было на ваш взгляд наиболее важным на съезде.

— На Всероссийский съезд Православных врачей в Самару приехали представители 54 епархий Русской Православной Церкви. На заседаниях съезда присутствовали четыре академика, ректоры медицинских учебных заведений, сотрудники департаментов здравоохранения субъектов Российской Федерации, главные врачи лечебных учреждений… На наше собрание впервые обратила внимание Министр здравоохранения России Вероника Игоревна Скворцова, она прислала приветствие нашему форуму. В работе съезда активно участвовал ректор Самарского медицинского университета Геннадий Петрович Котельников.

Поднимались многие животрепещущие проблемы, отвечающие на ожидания широкой аудитории. Например, на съезде звучали выступления специалистов, посвященные так называемому «методу Кравченко». Из этих выступлений следовало, что вся ее методика, получившая известность в Православной среде, это чистой воды афера. Никакого благословения Троице-Сергиевой Лавры у Ксении Кравченко конечно же нет. Да и сама она не врач, а в лучшем случае медработник среднего звена. Ничего общего не имеет навязываемая ею система и с именем Священномученика Серафима (Чичагова). Я с трудом разыскал работу Священномученика Серафима по медицине и увидел, что между его воззрениями и «методом Кравченко» нет никаких точек соприкосновения. У Священномученика Серафима не говорится ни про йод, ни про соль, которую Кравченко предлагает есть в невероятных количествах… Православные врачи высказались о системе Кравченко как об оккультной, включающей в себя некоторые
элементы системы Малахова, который к Православию не имеет никакого отношения. Урок этой истории с Кравченко очень печален. Господь вновь показал нам на нашу непросвещенность и неумение работать с информацией. Мы в очередной раз опростоволосились… Многие верующие пошли на поводу у откровенной шарлатанки. А голос Православной медицинской общественности прозвучал с опозданием, когда уже сотни людей «подсели» на эту эклектичную и опасную для здоровья зомбирующую методику.

- Кто из приехавших в Самару Православных медиков вызвал наибольший интерес у публики?

— На съезде выступал протоиерей Сергий Филимонов из Санкт-Петербурга. Отец Сергий работает в Военно-медицинской академии, он доктор медицинских наук и активно оперирующий ЛОР-хирург. В своё время он основал общество Православных врачей, которое начало свою работу в Петербурге. Чуть позже присоединились врачи из Москвы. А уже потом стали появляться филиалы по городам России. Но в идеологическом отношении петербургские Православные врачи по-прежнему, на мой взгляд, составляют духовный центр нашего общества.

Отец Сергий Филимонов очень компетентный и трезвомыслящий человек. Когда в выступлениях и в кулуарах съезда звучали какие-то крайние точки зрения, он очень корректно вводил дискуссию в спокойное русло. Именно он стал умелым авторитетным посредником между выступающими и слушателями. Учил нас высказываться откровенно, но при этом уважительно, корректно, никого не провоцируя и не вводя в соблазн. Вместе с тем, из нашего общения со столичными Православными медиками была отчётливо видна дистанция между центральной и провинциальной проблематикой.

Конечно же, большим авторитетом пользуется Академик РАМН, главный терапевт России Александр Григорьевич Чучалин. Он председатель общества Православных врачей России. В своем докладе он спокойно, компетентно, доказательно произносил очень нестандартные суждения. Например, он оправдывал и призывал реабилитировать в глазах общественности тех самых «убийц в белых халатах», как их называли в сталинские годы, которые были арестованы по нашумевшему «делу врачей». Много усилий он приложил к тому, чтобы реабилитировать оклеветанного и безвинно арестованного лечащего врача Максима Горького Дмитрия Дмитриевича Плетнёва.

Академик Чучалин выглядит молодо, а ведь в науке он уже «долгожитель»! Когда я учился в медицинском институте в 1980-х годах, то изучал бронхиальную астму по его монографии. Прошло 30 лет, а он все еще «на коне»! Какая самодисциплина, какой широчайший кругозор у этого человека!…

Особый интерес вызвал доклад члена исполкома Общества Православных врачей, профессора, заведующей кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ирины Васильевны Силуяновой. Ее специализация — биоэтика и медицинская деонтология. Это наука о должном поведении и мировоззрении врача. Ирина Силуянова поражает глубиной познания в этой медицинской дисциплине. Советские медицинские учебники были пропитаны марксистской идеологией, в них не было духовного мировоззренческого фундамента. А в книгах Силуяновой о врачебной этике чувствуется подлинная Христианская глубина. Она показала в своих выступлениях, что сегодняшняя медицина стремительно уходит в сторону от духовности, пропитывается новой идеологией всяких технологических инноваций. Божий дух уходит из медицины!… А это по-настоящему страшно. Я не встретил сопротивления в своей душе, когда слушал ее доклад. При всей жесткости фактов, ею изложенных, прозвучал ее доклад на удивление миролюбиво, я бы даже сказал — душевно. Ее слово проникает в сердце слушателя.

Профессор Ирина Силуянова и протоиерей Андрей Рузянов на пленарном заседании.

Какие проблемы особенно остро обсуждались на съезде?

— Конечно же, Православные врачи не могли оставить в стороне такое страшное явление, как аборты. Докладчики предложили (и это предложение вошло в резолюцию съезда), чтобы в обсуждаемом проекте Закона о здравоохранении были убраны слова «женщина имеет право на аборт». Она не имеет права такого! Она лишь имеет право на свой выбор, а права на аборт у нее нет. Казалось бы, это всего-навсего какая-то словесная эквилибристика. Но это совсем не так. По современному Российскому законодательству женщина может распоряжаться своей жизнью, жизнью своего нерожденного ребенка по своему усмотрению, но это не должно называться правом. И это не игра слов. Права дает государство. Право женщине на аборт государство не должно давать. Оно должно давать только право на выбор, при этом указывать, что ответственность за этот выбор целиком ложится на женщину. А «право» на аборт означает, что и ответственность на себя в этом случае берет государство.

То же и в отношении технологий ЭКО  (так называемого экстракорпорального оплодотворения), и суррогатного материнства. Эти люди должны подвергаться церковному прещению.

— А как быть с врачами, которые «по долгу службы» делают аборты?

— О них тоже говорилось. Врач, который делает аборт, должен быть подвергнут церковному прещению. На съезде разгорелся спор, должен ли подвергаться прещению и анестезиолог, который тоже участвует в операции аборта. Было принято решение, что анестезиолог напрямую не проводит эту убийственную операцию и потому его подвергать церковному прещению не нужно.

На нашем форуме звучали предложения вывести аборты из программы ОМС (обязательное медицинское страхование). На сегодняшний день операция аборта финансируется государством. Если пока еще мы не можем запретить аборты полностью, то хотя бы надо добиваться того, чтобы женщина делала аборт за свой счет и верующие налогоплательщики не должны соучаствовать в смертном грехе. Только два показания к аборту могут оплачиваться ОМС.
Это угроза для жизни женщины и ребенка. Сегодня по законодательству для совершения аборта на поздних сроках беременности есть всего два показания: беременность в результате изнасилования и угроза для жизни женщины.

— В чем заключался ваш доклад?

— Полтора года назад в Самарской области произошло разделение Епархий. И мы столкнулись с возможностью и даже обязанностью духовного окормления больниц в районах области. Раньше мы просто не успевали добраться до самой глубинки. Работа шла в основном в больницах Самары, Тольятти, других крупных городов. Сил хватало только на них. А сейчас мы работаем и там, где раньше
священника почти не встречали.

В Кинельской епархии десять больниц в районах и одна городская больница в Чапаевске. Как врач, психолог и священник я предложил проводить во всех больницах конференции по волнующим медиков вопросам. Такие конференции были проведены во всех больницах епархии. Особенно подробно мы рассматривали так называемый «синдром эмоционального выгорания медработника». Я наблюдал за аудиторией, за реакцией врачей на свое выступление. И вот к каким выводам пришел. Двадцать лет назад врачи в глубинке нас ждали. Это и понятно: тогда была смута, была перестройка всего и вся. Но в то время мы не смогли на уровне сельских районных больниц ответить этому их зову. Слишком много было тогда других забот. Приходилось в первую очередь строить храмы. И вот, как говорили мне врачи со стажем, теперь наш «поезд ушел». Сейчас у нас с ними мало общих точек соприкосновения. И работу там надо начинать практически с нуля. Действовать в непростых условиях, когда уже нам не доверяют априори, а надо это доверие врачей еще заслужить. Это не просто сделать. Но мы должны завоевать это доверие хотя бы потому, что нас все-таки сегодня не гонят из этих районных больниц. Охотно пускают и к врачам, и к пациентам. И для выполнения нашей миссии мы должны этим шансом воспользоваться. Для оказания методологической помощи в этой работе мной написана и издана совместно с известным в Поволжском регионе профессором Борисом Львовичем Мовшовичем концептуальная книга «Православная холистическая (целостная) модель здоровья». Сейчас создается епархиальный сайт «Милосердие-онлайн». На конференции я все это сказал, и мое выступление было поддержано аплодисментами.

Подготовил Антон Жоголев.

1912
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru