‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дорога на Богучаны

10 февраля / 28 января — Собор новомучеников и исповедников Российских.

Икона священномученика Димитрия Апанского.

10 февраля / 28 января — Собор новомучеников и исповедников Российских.

Уважаемая редакция Православной газеты «Благовест»!

Прочитал в № 21 вашей газеты за ноябрь 2012 года статью «В память о погибших близких». Автор статьи Ольга Ларькина пишет о своем прадеде: «Фирс Иванович Чердинцев расстрелян за веру где-то в Красноярске — далеко от своего родного Оренбуржья…».

Красноярский край большой.

Я хочу рассказать о нашей деревне Бирюса Абанского района. Через деревню шла дорога на Богучаны, где было много лагерей и большие «зоны». А еще не так далеко от нас деревня Плахино (от слова «плаха») — место ссылки Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

В те далекие 30-е годы арестованных гнали этапом на Богучаны. У нас в деревне Бирюса двое мужчин бежали из-под охраны, скрывались, но их потом поймали и расстреляли. Бабушка Рукосуева прожила более 95 лет. Рассказывала, что она, девочка лет двенадцати, видела тела убитых — в крови лежали в амбаре. Дом еще цел и доныне. Кто они были, не знаю, но очевидно, что это были репрессированные советской властью в те кровавые тридцатые годы. Убиты в нашей деревне и похоронены здесь.

Наш дед Иван, участник Великой Отечественной войны, рассказывал, что когда он вернулся из армии в 1948 году, здесь работали на лесоповале генералы в папахах, а пленные поляки строили бараки — некоторые бараки еще стоят целые, в них живут люди. Беда не обошла стороной и нашу семью. Нашего деда Кирилла арестовали в 1937 году, и мы не знаем, где и как он окончил свой путь. Мою бабушку Татьяну расстреляли в селе Тасеево, остались сиротами пятеро детей.

В еще более далеком 1919 году 8 марта на этой страшной дороге был зверски замучен священник Никольского храма села Апан Димитрий Неровецкий (прославлен в лике Новомучеников и Исповедников как священномученик Димитрий Апанский). Красноярские «Епархиальные ведомости» за 1919 год донесли до нас жуткую картину издевательств над смиренным служителем Божьим.

«Благочинный 6 участка Канского уезда рапортом своим на имя Епархиального Совета от 1 июля 1919 года за № 186 доложил следующие подробности о смерти священника села Апана о. Димитрия Неровецкого.

Установка Поклонного креста на месте кончины священномученика Димитрия Апанского.

Отец Димитрий взят большевиками в субботу на первой неделе Великого поста после вечерни. Только что он вернулся в спальную комнату снять рясу, за ним без предупреждения вошли в комнату два человека с ружьями, объявили ему, что он арестован, и увели в судную. Отец Димитрий думал, что его ведут на допрос, и ничего не сказал дома; перед постом он был недолго под арестом, но отпущен, и теперь, думая, что арестовывать его не за что, шел в судную смело. Но ошибся. Около судной стояли сани, на них посадили о. Димитрия и повезли по дороге к деревне Байкану, Апанского же прихода. Проститься с семьей и одеться о. Димитрию не разрешили, пришлось ехать в худом ватном подряснике.

Отъехав немного от Апана, о. Димитрия раздели, сняли с него катанки, привязали веревкой за шею к оглобле и погнали лошадь. Отцу Димитрию пришлось бежать стороной дороги по глубокому снегу, раздетому, в одних чулках: конечно, он за лошадью не поспевал, спотыкался и падал в сугроб, тащился на веревке, а люди-звери били его ударами бича и прикладами, поднимали и снова скакали. Отец Димитрий совершенно выбился из сил и еле-еле добрел до Байкана. Это 12 верст от Апана. Здесь большевики остановились сменить лошадей, зашли в одну избу, хозяев удалили, а сами стали продолжать казнь над невинным страдальцем. Они брали из топившейся каменки огонь и жгли отцу Димитрию волосы, конечно, прижигали и тело. Измученный, иззябший, избитый, обожженный, отец Димитрий не выдержал пытки и лишился рассудка. Он метался, сидя на лавке, из стороны в сторону, шарил возле себя что-то руками и повторял: «Где моя шапка, где мои рукавички?» — «Не нужны тебе рукавицы и шапка, тебе и так скоро будет тепло», — отвечали мучители.

Лошадей сменили, снова привязали отца Димитрия и снова поехали, но измученный священник уже совершенно не мог двигаться. Его бросили в сани и за деревней Байканом в лесу, в стороне от дороги, убили и закидали снегом. Красные всем говорили, что отвезли отца Димитрия в село Тасеево и что он жив и здоров. Матушка много искала его, но напрасно. Когда стал таять снег, тело отца Димитрия стало видно с дороги, и большевики отвезли его на 32-ю версту от Апана, разложили костер и сожгли тело мученика. На сосне около костра один большевик вырубил крест, но начальник приказал крест стесать и место замазать грязью.

После отца Димитрия остались жена и двое детей — мальчики 10-ти и 6-ти лет. Отец Димитрий — человек был очень хороший, как служитель Церкви весьма усердный, прекрасный семьянин и незаменимый для сослужения товарищ. К прихожанам относился всегда с любовью и в дни свобод прожил со всеми в мире и согласии; своей религиозностью и абсолютной трезвостью был для всех примером. Какая же вина отца Димитрия перед большевиками? А вина его та, что в жизни шел прямой дорогой, не раскланивался на обе стороны, не уклонялся ни направо, ни налево, а смотрел лишь вверх. Человек весьма осторожный в жизни, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах, он не входил в компромиссы в делах Веры, в вопросах церковных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христовой. А как скорбел отец Димитрий о своих прихожанах, уклонившихся в большевизм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблудших овец пред престолом Божиим… Эти прихожане и погубили его…»

Много хранит человеческих останков таежная дорога. Сейчас строят Богучанскую ГЭС, и многие земли будут заняты водохранилищем, уйдут под воду и могилы безвестных страдальцев…

Вот все, что могу, о чем могу рассказать в ответ на вашу статью «В память о погибших близких».

Владимир Васильевич Боровиков,

д. Бирюса Абанского района Красноярского края.

2242
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
13
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru