‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Супостат,

или С кем сражались русские на Бородинском поле?

В некогда завоеванной Наполеоном Яффе, на Святой Земле, сейчас стоят вот такие странные картонные изваяния..

или С кем сражались русские на Бородинском поле?

«Мы все глядим в Наполеоны…»

До сих пор, конечно же, стоит на Пятой линии Васильевского острова это мрачное здание — общежитие химического факультета Петербургского университета. Когда-то я провел в нем счастливые абитуриентские месяцы. И мрачность стен отнюдь не мешала тогда моему радостному мировосприятию. Потом я поступил на журналистский факультет и покинул здание на Пятой линии. Зато у меня там остался приятель — Виталий Неизвестный (такая уж фамилия). Он приехал с далекой Чукотки и поступил на химфак. Просто не мог не поступить — денег на билет в обратную сторону у него не было. Оба мы были тогда «придавлены» огромным чужим городом и потому как-то по-провинциальному жались друг к другу. Иногда я приезжал к нему в гости, иногда он — ко мне. Больше пойти нам было некуда. И вот в одну из таких встреч Виталий рассказал мне, что у них в общежитии завелся чудак, который обклеил всю комнату портретами Наполеона. Буквально бредит им, говорит только о нем и сам готовится стать Наполеоном (до сих пор еще, говорят, эти веснушчатые наполеончики не перевелись в наших домах скорби). В общем, как гениально писал Пушкин: «Мы все глядим в Наполеоны// Двуногих тварей миллионы// Для нас орудие одно// Нам чувство дико и смешно». А потом он создал что-то вроде кружка по изучению биографии Наполеона. Я посоветовал Неизвестному поскорее съехать из этого жуткого общежития, где люди, несколько одичав, уже дошли до таких стремлений. Он только усмехнулся в ответ — идти ему было некуда. Тогда я всячески уговаривал его держаться подальше от этой стайки наполеонутых. И, к счастью, он держался от них особняком. Вскоре этот заговор — не заговор, но что-то вроде того раскрылся, ребят просто убрали с факультета. Строже поступить с ними было вроде бы не за что, ничего такого они сделать не успели. А только болтали о сверхчеловеке в треуголке. По молодости лет с кем не бывает… Вскоре и Виталий, отчисленный за неуспеваемость, подался в дворники… На билет до Чукотки он заработать так и не смог.

Я вот к чему это все вспоминаю. Еще в конце ХХ века у нас были люди, которые бредили Наполеоном! Да еще как бредили!..

Так что давайте и мы вглядимся в его загадочный профиль.

Картонный герой

Недавно я уже всмотрелся в него. В израильской Яффе в центре этого древнейшего города я увидел маленькую карикатурную фигурку «сверхчеловека», похожую на огородное чучело. Его треуголка была несколько засижена голубями. Никто его не стеснялся — рядом шла бойкая торговля мороженым. Экскурсовод пояснил, что эта фигурка в треуголке встречается здесь всюду — ведь Наполеон когда-то штурмовал Яффу. Захватил ее во время не слишком удачного Египетского похода (похоже, устроенного им без всякой прямой необходимости, а лишь из кощунственного желание «передразнить» Евангелие: «из Египта воззвал Я Сына Моего», Мф. 2, 15). В память о тех кровавых событиях город уставлен такими необычными фигурками, где он изображен как на игрушке — смешным и жалким. Так бывает со всеми, чей грандиозный замысел с треском провалился. И здесь, на Святой Земле, на Библейской земле, знавшей подлинно великих завоевателей и сохранившей Библейский масштаб в оценке явлений, этого не прощают.

Вот и стоит он теперь, жалкий Наполеон, с табличкой в руках, помятый, смешной, совсем не великий… Может быть это и есть подлинный масштаб его личности? Огромный такой пшик, как и всякий самозванец. «Сорок тысяч одних курьеров…» — как говаривал другой и тоже известный персонаж.

«Святой Наполеон» или «Солома в носу»?

Слово это — Наполеон — входит в нас еще в раннем детстве. И сразу за ним возникает понятный, легко входящий в сознание образ холодного, мрачного господина в мундире и вороньей треугольной шляпе. Мне посчастливилось учиться читать (и при этом смотреть удивительные картинки!) по книге «Герои 1812 года» — которую я и сейчас помню почти наизусть. Оттуда и узнал я о Наполеоне Бонапарте. Потом пришло время познакомиться с тортом «наполеон» — бабушка пекла его таким вкусным! Тогда мне казалось, что многослойный торт этот в чем-то напоминает его генеральскую шляпу, отсюда и название. А оказалось все проще: это французское пирожное стало популярно в России в 1912 году, когда страна широко праздновала столетие победы над Наполеоном, — так вот по принципу ассоциации укрепилось за тортом название «наполеон».

Ну а вскоре столкнулся с загадкой, через которую, думаю, проходят все русские дети: «Что делал слон, когда пришел Наполеон (на поле он)? Правильный ответ звучит так: «Ел траву». До сих пор не знаю, едят ли слоны траву, но, наверное, все-таки едят (если окажется на поле он). А вот загадку запомнил. И даже не переспрашивал — куда именно он пришел? Ясно и так, в Москву, в 1812 году. Впрочем, из-за этого у него возникли серьезные проблемы…

Но никогда мне даже в голову не забредало, что у Наполеона как у всякого Христианина может быть святой покровитель… Однако пришло время разобраться и в этом. Корсиканец был крещен в католической церкви (по одному из преданий, мать даже и родила его на пороге храма, под салют из пушечных выстрелов — но это конечно вымысел). Значит, его должны были крестить в честь святого… Наполеона? Ведь так?

Оказалось, не все так просто. В католической церкви с относительно недавних пор стало принято считать, что в Александрии, в Египте, около 300 года от Рождества Христова пострадал во время Диоклетиана некий Христианин с этим загадочным именем, который претерпел страшные мучения от гонителей. Наверное, все так и было, и даже наверняка. Вот только с именем этого мученика не все понятно. Звали его не совсем Наполеон. И даже совсем не Наполеон.

После подписания Наполеоном известного конкордата с Ватиканом и началом возрождения церкви во Франции после жуткой якобинской революции, в этой стране возникла идея придать новокоронованному Императору хоть немного «святости»… Один из папских легатов, кардинал Капрара, взвалил на свои плечи эту нелегкую ношу… Как витиевато изъясняются историки, «он не пошел легким проторенным путем прямой фальсификации, он пошел тернистым путем поиска истины…» И нашел! Нашел действительно замученного язычниками 2 мая 300 года в Александрии Египетской мученика Неополи… Дальше было объявлено, что «Неополи» — это перевранное гонителями имя «Наполеон», с согласия курии несколько изменили календарь, и у католиков спешно появился канонизированный святой Наполеон, да еще «покровитель воинов»… Этот день, удачно попавший на 15 августа, день рождения императора Наполеона, был объявлен праздничным. Странное для французов имя Наполеон вошло в латинские святцы, и с тех пор его нередко выбирали для новорожденных. Дело даже дошло до того, что и храмы переименовывались в честь святого Наполеона. Так, одна из старейших церквей Франции, построенная в самом начале её христианизации в департаменте Де-Севр и носившая имя в честь святого Илариона, в то время получила имя святого Наполеона…

Впрочем, есть и другая версия появления странного имени. Известно, что корсиканец Наполеон Бонапарт ненавидел коренных французов с детства, так как те его постоянно дразнили за его необычное имя. Ведь имя «Наполеон» было созвучно с французским словосочетанием «солома в носу». Это выражение стало его прозвищем, за которое он дрался с каждым обидчиком и мечтал поквитаться со всеми французами, как только ему представится такая возможность. Представилась! Первый «подвиг» Наполеона, впечатливший всю Францию, состоял в том, что он без долгих раздумий в 1795 году в Париже приказал палить из пушек в своих соотечественников — французских роялистов (читай: монархистов). Что даже по тем революционным временам все-таки было очень «круто». Просто «Соломе в носу» представился случай поквитаться за еще детскую обиду…

…Интересно, что уже в ХХ веке довольно широко прославился другой носитель этого странного имени — теперь уже Наполеон Хилл, известный своим бестселлером «Думай и богатей». Этот Наполеон является поистине гимнографом стяжательства, этаким суперплюшкиным в мировом масштабе. Главная его идея заключается в таких его словах: «Вы никогда не станете богатым, если не “доведете до кипения” страсть к деньгам, если не поверите в свое богатство, как в себя…» У этих двух Наполеонов, похоже, и правда был один и тот же «небесный покровитель». Которого, впрочем, в приличном обществе не принято упоминать.

Первый из трех

Известный французский предсказатель XVI века Мишель Нострадамус в своих катренах описал всю историю жизни Наполеона.

Близ Италии родится император,

Который обойдется империи в дорогую цену.

Скажут, глядя на людей, которыми он окружит себя,

Что он скорее мясник, чем принц.

Все в этом катрене очень точно подходит к Наполеону, который родился на Корсике, возле Италии. Войны, которые он вел, унесли около четырех миллионов человеческих жизней — цифра неслыханная до этого времени и превзойденная только в XX веке.

Новая знать, которую создал Наполеон из своих маршалов и генералов — бывших конюхов, трактирщиков, — могла вызвать у монархиста Нострадамуса лишь презрение. А ведь между ними было расстояние в два с половиной века!

«Четырнадцать лет он будет осуществлять тиранию» — пишет предсказатель. И указанный срок правления тирана точно совпадает со сроком правления Наполеона I — 1799 — 1814 гг. (разница составляет лишь несколько месяцев).

Он будет носишь имя, которое никогда

Не носил никакой галльский король,

(вспомним странности с его именем!— А.Ж.)

Никогда так не боялись молнии.

Италия, Испания, Англия будут дрожать,

Он будет в высшей степени внимателен к женщине иностранке…

(вторая жена его, австрийская принцесса Мария Луиза, была именно «иностранка»).

Нет нужды перечислять дальше — хотя можно найти указания и на сожжение Москвы (именно Наполеона делает повинным в московском пожаре предсказатель), ссылку на остров Святой Елены и прочая. А вот и итог:

Голова с короткими волосами сотворит много зла,

Он перейдет границу возможного,

Он создаст столько бури и негодования,

Что огнем и кровью погубит весь мужской род.

…Когда Наполеона везли в ссылку, на одной станции к карете бросились разъяренные француженки и прорывались к поверженному тирану. Хотели растерзать его, при этом отчаянно кричали, что он погубил их мужей — погубил всех мужчин Франции

Объясняя потомкам свою историософию, предсказатель Нострадамус прямо пишет о трех антихристах, которые будут пытаться сокрушить Христианский мир. Принято считать, что под первым таким антихристом он подразумевал Наполеона. Многие пророчества — как луч прожектора в ночи: они схватывают фигуры, которые повторяются далее в расширении, в увеличении… И вглядываясь в «первого из трех», нам может стать яснее тот третий, который назван в Откровении «сыном погибели». И которому еще «не вышли сроки».

«Сроков еще не вышло!»

«В одном из глухих лесных поселков задержала на ночлег моего приятеля внезапно разыгравшаяся лютая вьюга. Попросился он ночевать в первую попавшуюся избу и, поужинав чем Бог послал, стал располагаться на ночлег в отведенной ему горнице. Смотрит, а с печки высунулась и глядит на него старая, седая, лохматая голова, да такая старая, что седины ее уж не белыми кажутся, а в зелень ударяют.

— Дедушка! — окликнул его мой приятель. — Сколько лет тебе?

— А кто ж их знает? Должно, много.

— Француза, небось, помнишь?

— Хранцуза-то? Помню, как не помнить! И хранцуза с Наплюйоном помню, как он при царе Александре приходил со всей нечистой силой. Ведь Наплюйон-то, сам ведашь, антихрист был.

— Ну, какой там антихрист! — возразил приятель.

— Верно тебе говорю: антихрист. Только ему тогда всех сроков еще не вышло, оттого и не одолеть было ему нашего царя Ляксандры. А все ж дошел ен до самого Пинтенбурха и царя нашего окружил со своими нечистиками со всех сторон. И подвозу, значит, к царю никакой провизии не стало. Вот тут-то и стало жутко царским енералам, и стали просить они царя Ляксандру, чтобы ен скореича отписал на тихий Дон к казакам, к ихнему атаману Платову. Написал царь письмо и отправил его на тихий Дон с верным человеком. Ну, и пришел, значит, к царю храбрый атаман Платов со своими казачатами и отправил в тартарары и Наплюйона, и хранцуза, и всю ихнюю нечисть, а царя с енералами освободил; царя накормил, а с енералов всю вошь посчистил».

Известный Православный писатель Сергей Александрович Нилус записал этот рассказ и включил его в свою книгу «На берегу Божьей реки» (1911 год). Далее автор заключает:

«Не так прост и невежествен был тот старичок с бородой в празелень, который утверждал, что «Наплюйон» был антихрист, которому «сроков тогда еще не вышло». Но что Наполеон действительно готовился сознательно и сам и что его готовил сатана в антихристы, тому в истории Наполеона указаний много.

Попутно вспомним, что и сам Святейший Синод в послании своем по случаю вступления Наполеона в 1812 году в пределы России именовал его антихристом.

По преданию Церкви, антихрист в качестве беззаконного вершителя судеб вселенной появится в возрасте Спасителя, исшедшего на проповедь, т.е. лет тридцати.

Наполеон I провозглашен первым консулом, фактическим хозяином Франции, 9 ноября 1799 года, — ровно 30 лет, 2 месяцев и 24 дней от роду.

Господь наш Иисус Христос именуется Богом Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1).

Когда города Италии подносили победоносному Наполеону ключи от городских ворот, то воздвигали ему триумфальные арки, для торжественного вступления в них, с такой надписью: «Слово плоть бысть».

А что Наполеон и сам думал о себе, как о новом мессии, доказывает то, … что на другой день после коронации он сказал Декрэ (адмирал и морской министр Франции) с нотой некоторого разочарования в голосе:

«Я слишком поздно явился на свет; нельзя больше сделать ничего великого. Моя карьера блестяща, я не отрицаю; мне удалось пробить себе прекрасную дорогу. Но какая разница с античным миром! Взгляните на Александра Македонского: когда он после завоевания Азии объявил себя сыном Зевса, … весь Восток поверил ему. Ну, а если бы я вздумал провозгласить себя сегодня сыном Отца Всевышнего и заявил бы, что хочу Ему воздать хвалу и благодарение за такое звание, так не нашлось бы ни одной торговки, которая бы не высмеяла меня в глаза при первом же моем появлении. Народы слишком просвещены в наше время: нечего больше делать!»

Не довольно ли и этих свидетельств, чтобы признать, что тот древний старец не так уж был далек от истины, называя Наполеона антихристом, явившимся, вопреки мнению самого Наполеона, не «слишком поздно», а слишком рано?

«Сроков еще не вышло!»…

Было еще кому помощь подать Государю и «вшей посчистить с енералов».

Только факты

В 1788 году, будучи лейтенантом, Бонапарт пытался поступить на русскую службу, но получил отказ руководившего набором волонтёров для участия в войне с Турцией генерал-поручика И. Заборовского. Буквально за месяц до прошения Наполеона о принятии в Русскую армию был издан указ о принятии иноземцев на службу чином ниже, на что Наполеон не согласился. В запале он выбежал от Заборовского, крикнув, что предложит свои услуги другим: «Мне король Пруссии даст чин капитана». Вот все, на что мог рассчитывать «по праву» Наполеон! Не вмешайся в его судьбу дьявол…

В 1807 году по случаю ратификации Тильзитского мира Наполеон и русский Царь Александр I обменялись высшими наградами своих государств: Наполеон был награждён высшей наградой Российской империи — орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, а Александр — орденом Почётного Легиона. Вскоре Наполеон развёлся с первой женой Жозефиной, от которой не имел детей, и в 1808 году просил у российского Императора Александра I уже руки его сестры великой княжны Екатерины Павловны, но предложение это наш Император решительно отклонил.

У Бонапарта был рост всего 157 см. Еще он страдал всю жизнь патологической боязнью кошек (которых, по преданию, любила Божия Матерь — вот почему кошки могут находиться в храмах, тогда как собаки категорически не могут). Наполеон панически боялся числа 13.

Выходит, не зря! В ночь на 13 апреля 1814 года в Фонтенбло, переживая поражение, оставленный своим двором (рядом с ним были только несколько слуг, врач и генерал Коленкур), Наполеон решил покончить с собой. Он принял яд, который всегда носил при себе после битвы под Малоярославцем, когда только чудом не попал в плен к казакам. Но яд разложился от долгого хранения, Наполеон выжил.

Чем не дьявольская пародия на обетование Христа своим истинным последователям-ученикам: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 18)?

Пытаясь заработать на жизнь, молодой Бонапарт написал трактат «Законы и указания для счастья людей». В этом своем творении он дал вполне эпикурейское определение человеческому счастью. Согласно трактату Бонапарта: «Счастье — это наслаждение жизнью во всей ее полноте». Трактат был награжден денежной премией. Биографы считают, что именно с этого сочинения началось возвышение Наполеона.

Такой же трактат напишет заглавный герой известной «Повести об Антихристе» русского мыслителя Владимира Соловьева. Называется трактат «Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию». Даже названия несколько перекликаются, не правда ли?

На Западе 23-летнего голубоглазого русского Императора Александра Первого все считали очень красивым и обаятельным. Наполеон даже как-то заметил: «Будь он женщиной, я наверняка влюбился бы в него». Но однажды Наполеон, побывав вместе с молодым русским Царем в театре, увидел в ночь после посещения театра жуткий сон. Медведь раздирал ему грудь, рвал на куски сердце, — французский император проснулся в холодном поту. Через несколько лет во время похода на Россию он вспомнил этот пророческий сон…

Наполеону в России предстояло испытать на себе суровую правду им же самим сказанного известнейшего афоризма: «Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима». Вторгаясь в Россию, он не учел именно этого — патриотического воодушевления и несгибаемой воли русского народа. «Великая армия» сразу же встретилась с ярым противостоянием не только русской армии, но и всего народа.

Известно, что русский полководец Кутузов скорбел до слез, когда после кровопролитного сражения глядел на поверженных, изувеченных, убитых турков. А наполеоновских солдат, вторгшихся к нам французов — совсем не жалел.

Сражение под Ватерлоо, положившее конец авантюрам Наполеона, началось утром 18 июня 1815 года с отвлекающей атаки французов на правый фланг англичан у поместья с интересным названием Угомон. Дело было, заметьте, во Франции. Там его окончательно угомонили. Кстати уж, вспомним, что еще Суворов про взлет карьеры Наполеона говорил: «Быстро шагает, надо угомонить молодца».

В 1840 году была выполнена последняя воля Наполеона — быть похороненным во Франции. Останки Наполеона были перевезены с острова Святой Елены во Францию и захоронены в Доме инвалидов в Париже. Материал для изготовления памятника, изваянного из карельского порфира, был подарен французскому правительству русским Императором Николаем I. Символический жест: венок на могилу того, кто пытался завоевать Россию!

Сахарный полководец

В период своего правления Наполеон установил огромную премию в миллион франков тому, кто изобретет технологию получения сахара из свеклы. Это вскоре привело к появлению в Европе дешёвого свекольного сахара. Наполеоновский «вклад» в рацион питания современного европейца — та самая пушка (Наполеон был признанный знаток артиллерии!), которая до сих пор по нам стреляет. Вот что пишет доктор-диетолог Алексей Кравченко в своей книге «Методика доктора Кравченко», М., «Эксмо», 2011 г.: «В повседневный рацион современного человека вошел ранее невиданный продукт — сахар-рафинад (выделенный при помощи сложного химико-технологического процесса чистый углевод). До этого человечество тысячелетиями прекрасно жило без этого белого песка. Сахар из тростника впервые начали получать в древней Индии. А само слово «сахар» происходит от санскритского «саркора» — песок, откуда и название песчаной пустыни Сахара). Добыча сахара из сахарной свеклы началась только в XIX веке, и этот продукт стал общедоступным. Вся современная пищевая индустрия нацелена на то, чтобы выпускать еще больше продуктов с ярко выраженным вкусом. «Языковое» наслаждение сладостями постоянно подчеркивается в рекламе… Генетически человек просто не приспособлен к переработке, расщеплению до глюкозы такого огромного количества сахара.

Именно это определило лавинообразное увеличение частоты специфических заболеваний, еще сто лет назад почти не встречавшихся.

Первым в ряду этих заболеваний стоит сахарный диабет, в самом названии которого присутствует причина развития заболевания.

По неофициальной статистике диабетом всех типов болеет до 15 миллионов человек в нашей стране. А сколько миллионов россиян находится в «преддиабетной» стадии, у которых сахар в крови еще не зашкаливает, но «толерантность к глюкозе» уже диагностируется отчетливо? К тому же учеными доказано, что сахар способен активно стимулировать рост раковых клеток».

Вот как удружил нам господин в треуголке! Оказывается, война с ним еще не окончена.

Письма русского офицера

Чтобы что-то понять в Отечественной войне 1812 года, никак не обойтись без документального свидетельства замечательного русского человека, Федора Николаевича Глинки, его «Писем русского офицера». Вот несколько поразительных цитат из его Писем.

Мой друг! настают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный, после двухсотлетнего сна, пробуждается, чуя угрозу военную.

Войска получают наилучшее продовольствие; дворяне жертвуют всем. Время сражаться!

Война народная час от часу является в новом блеске. Кажется, что сгорающие села возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в леса и превратив серп и косу в оборонительные оружия, без искусства, одним мужеством отражают злодеев. Даже женщины сражаются!.. Две молодые крестьянские девки ранены были в руки. Одна бросилась на помощь к деду своему, другая убила древесным суком француза, поранившего ее мать. Многие имели простреленные шапки, полы и лапти. Вот почтенные поселяне войны! Они горько жаловались, что бывший управитель-поляк отобрал у них всякое оружие при приближении французов. Долго ли русские будут поручать детей своих французам, а крестьян — полякам и прочим пришельцам?..

Восстал дух русской земли! Он спал богатырским сном и пробудился в величественном могуществе своем.

[Бородино] Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице России; другие помнили, что заслоняют собой эту самую столицу — сердце России и мать городов. Оскорбленная вера, разоренные области, поруганные алтари и прахи отцов, обиженные в могилах, громко вопияли о мщении и мужестве. Сердца русские внимали священному воплю сему, и мужество наших войск было неописанно. Они, казалось, дорожили каждым вершком земли и бились до смерти за каждый шаг. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Густой дым заступил место тумана. Седые облака клубились над левым нашим крылом и заслоняли середину, между тем как на правом сияло полное солнце. И самое светило мало видало таких браней на земле с тех пор, как освещает ее. Сколько потоков крови! Сколько тысяч тел!

30 августа. О, мой друг! Какое ужасное сражение было под Бородином! Сами французы говорят, что они сделали 60 000 выстрелов из пушек и потеряли 40 генералов! Наша потеря также очень велика. Но в Отечественной войне и люди — ничто! Кровь льется как вода: никто не щадит и не жалеет ее! Одни только русские могли устоять: они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле.

Друг мой! Французы-учители не менее опасны и вредны французов-завоевателей: последние разрушают царства, первые — добрые нравы, которые, неоспоримо, суть первейшим основанием всех обществ и царств.

23 октября. Город Вязьма

Торжествуйте великое празднество освобождения Отечества!.. Враги бегут и гибнут; их трупами и трофеями устилают себе путь русские к безсмертию. В течение 12 суток мы или шли, или сражались. Ночи, проведенные без сна, а дни в сражениях, погрузили мой ум в какое-то затмение — и счастливейшие происшествия: освобождение Москвы, отражение неприятеля от Малого Ярославца, его бегство — мелькали в моих глазах, как светлые воздушные явления в темной ночи.

До какой степени достигает остервенение человека! Нет! Голод, как бы он ни был велик, не может оправдать такого зверства. Один из наших проповедников недавно назвал французов обезчеловечившимся народом; нет ничего справедливее этого изречения. Положим, что голод принуждает их искать пищи в навозных кучах, есть кошек, собак и лошадей; но может ли он принудить пожирать подобных себе. Они нимало не содрогаясь и с великим хладнокровием рассуждают о вкусе конского и человеческого мяса! Зато как они гибнут: как мухи в самую позднюю осень!.. У мертвых лица ужасно обезображены. Злость, отчаяние, бешенство и прочие дикие страсти глубоко запечатлелись на них. Видно, что сии люди погибали в минуты исступления, со скрежетом зубов и пеною на устах. На сих лицах не успело водвориться и спокойствие смерти.

…Кстати, не надобно ль в вашу губернию учителей? Намедни один француз, у которого на коленях лежало конское мясо, взламывая череп недавно убитого своего товарища, говорил мне: «Возьми меня: я могу быть полезен России — могу воспитывать детей!» Кто знает, может быть, эти выморозки пооправятся, и наши расхватают их по рукам — в учители, не дав им даже и очеловечиться…

Твердость Государя в этих смутных обстоятельствах достойна хвалы и удивления современников и потомства. Исполненный духом предвидения, он пребывал непоколебим, как гранитный утес среди мятежных морей! «Я прежде соглашусь перенести столицу мою на берега Иртыша и ходить в смуром кафтане, чем заключу теперь мир с разорителем Отечества!»

«Призрак сверхчеловека бродит по Европе»

Как охотно отдается толпа в Европе во власть всякой «сильной личности» в треуголке ли, с пошловатыми короткими усиками или еще кому… Стоит только кому-то покрепче «взять кнут», проявить полное пренебрежение любым числом человеческих жизней, как уже спешат европейские цивилизованные толпы построиться в колонны и дыша друг другу в бритые затылки провозгласить «осанна» новому фюреру, дуче, любому самозванцу или диктатору. Вскидывать руки в восторженном приветствии, идти за ним хоть на край света, хоть на собственную смерть. Протоиерей Александр Шмеман в своих дневниках пытался объяснить этот феномен жажды подчиниться «сильной личности», и увидел в этом что-то мазохистское, патологическое. Какое-то вакуумное отсутствие всякого личного духовного стержня… Но есть у этого феномена и другая сторона. Кем бы ни провозгласил себя очередной всеевропейский диктатор, кончится тем, что он обязательно повернет свои пушки на Россию. Так было в 1812 году, так было и в 1941-м. И никакие самые высокие ордена, никакие самые дружественные «пакты» нас от этого не избавят. Ибо те, кто лепит этих вождей, кто наделяет их силой и властью, те и толкают их на Восток. Им же самим на погибель. И люди — какие бы «сверх-» они там ни были — ничего не в силах в этом движении изменить. И потому, когда чьи-то сверхточные самолеты кромсают Ливию или бомбят Белград, мы не можем спать уж совсем спокойно. Рано или поздно у тех пилотов могут появиться совсем, ну совсем другие цели. И потребуется снова Бородино. Потребуются не меморандумы о мире, а казаки атамана Платова с самого тихого Дона. Без них никак не обходится. И вряд ли обойдется в дальнейшем.

Армия шаромыг

Все, наверное, слышали крепкое русское словцо «шаромыга». Шаромыжниками называют бродяг, прохиндеев, обманщиков. Но называют не зло, а скорее с оттенком брезгливой жалости. Зато мало кто знает, что пошло это слово от французского cher ami («любезный друг»). Так обращались к местному населению, прося о помощи, заблудившиеся и отставшие от убегающей Великой армии французские солдаты. И еще долго после «русской кампании» шлялись они, голодные и холодные шаромыги, по русским деревням и просили крова… А еще были тогда и «запечные» французы (читал об этом, кажется, у Дениса Давыдова). Они селились прямо в печках в крестьянских избах и сидели там днями и ночами — по два и по три человека кряду. Молча сидели, иногда только прося еды. И вызывали к себе сострадание у русских хозяек. Те не жалели для «запечных французов» миски-другой густых русских щей.

Наполеон когда-то изрек: «От смешного до великого — один шаг». Его судьба показала, что от великого до смешного шаг этот может оказаться еще короче.

Антон Жоголев

1898
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
2
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru