‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дежурный по редакции

«Алло, это редакция?..»

На кладбище — шашлыки?

Кладбищенская церковь, г. Самара. Фото конца XIX века.

— Здравствуйте, это звонит полковник в отставке Михаил Васильевич Попов, ветеран боевых действий, живу в Самаре на улице Урицкого. Я хоть и сам в церкви не часто бываю, но — крещеный, русский человек. И вот хочу сказать: да, возмущается душа от кощунственных безобразий в Храме Христа Спасителя и в других храмах, подвергшихся налету кощунников. Но осквернению подвергаются не только храмы!

Кощунства творятся и за церковными стенами буквально у всех на глазах, среди бела дня. Я живу рядом с парком имени Щорса. И там, на месте бывшего кладбища, давно уже действует парк отдыха. Еще с советских времен! И вот недавно вижу, как торговцы из Средней Азии поставили там свои торговые палатки, жарят шашлыки. Когда они обустраивали торговые места, из раскопанной земли видны были детские косточки — здесь когда-то были похоронены дети. Эти могилы оказались осквернены. И хоть бы кто-то возмутился, потребовал остановить вандализм! Ясно, что не только торговцы в этом виноваты. А в первую очередь власти — городские, районные. Но видеть это безобразие… Да и у себя дома, наверное, на своем кладбище эти люди постеснялись бы жарить шашлыки. Хотя, опять же, во всем виноваты мы сами, раз попустительствуем тому, что на бывшем кладбище торгуют и развлекаются уже не один и не два десятка лет.

Я писал об этом в разные инстанции, в том числе и в прокуратуру, но в ответ получил известие, что владельцы торговых палаток оштрафованы за антисанитарию. И только! Да, скверно, когда мухи роятся на продуктах, которые в парках часто покупают для гуляющих здесь детей. И за это, безусловно, надо штрафовать. Но неизмеримо больший вред — моральный, духовный — наносится всем нам, когда оскверняются наши захоронения, когда попирается то дорогое, что должны мы и обязаны хранить — святая память об усопших. В этом ведь тоже — наша Православная вера!

Наша справка. По сведениям, полученным от самарского краеведа Леонида Львовича Рафельсона, на месте нынешнего парка имени Щорса действительно располагалось Всехсвятское кладбище. Его закрыли еще в 20-е годы прошлого века.

— Это было очень большое кладбище, его территория простиралась от железной дороги до кабельного завода, — говорит Леонид Рафельсон. — В истории Самары очень многое связано с этим кладбищем. Здесь похоронен умерший 10 января 1933 года известный русский историк Сергей Федорович Платонов, автор книг о Смутном времени 17 века (недавно в парке поставлен символический памятник С.Ф. Платонову). В Самаре он находился в политической ссылке. На этом кладбище похоронена мать Шаляпина, Евдокия Михайловна. Она умерла в нищете в самарской земской больнице (ныне — больница имени Пирогова). Нищих и безродных хоронили как раз на Всехсвятском кладбище. В 1891 году похоронили там и мать Шаляпина. Прославленный певец спустя годы приехал в Самару и с помощью священника, служившего раньше в кладбищенском храме, отыскал место, где была похоронена мать. Он помолился на могиле матери и заказал по ней панихиду.

Обетный автомобиль

— Здравствуйте, я звоню вам из Курганской области, мы с мамой уже звонили вам раньше…

— Елена? Как ваше здоровье, как мама — болящая Лидия?

— Живы… Только и держимся молитвами. Но в этот раз мы с мамой звоним вам совсем по другому поводу, не с просьбой молитв о нас. Это уж — на Божию милость! Другое тяготит наши души.

Лет девять назад, еще папа мой был жив, через наши края проезжали на машине трое мужчин из Тольятти. Ехали они в Дудинку Красноярского края — это морской порт далеко на севере, и вот посреди дороги машина у них сломалась. А наш папа занимался ремонтом автомобилей. И вот они приехали к нам. Мы еще удивились: зачем гнать машину с АвтоВАЗа в Дудинку, если гораздо дешевле купить японский автомобиль в порту. Но один из этих троих сказал, что так нужно. Мы не отступали: почему? И тогда он тихонечко ответил, что машина обетная. Какая-то женщина пожертвовала ее в Дудинку — то ли храму, то ли монастырю, мы не запомнили. Вот они втроем и перегоняли машину.

Но денег на ремонт у мужчин не хватало. Этот же Сергей сказал, что их по дороге ограбили. Тогда отец сказал, что отремонтирует нужную железку на станции техобслуживания, а недостающие деньги — «ну если сможете, пришлете по почте, а нет — так уж ладно».

Не надо было вообще брать с них деньги! Им же еще ехать в такую даль! Да и видно же было, что люди они непростые, необычные. Сергей не похож был на мирского человека, светлые волосы завязаны в пучок, весь облик — иноческий… Как затмило у всех нас троих разум, или сердца окаменели?.. Нам бы подумать, что рассчитываться-то они будут церковными или монастырскими деньгами, а монастырские деньги — огонь!

Примерно через полгода Сергей Сальченко прислал половину суммы (то ли пятьсот, то ли восемьсот рублей) из Дудинки, просил подождать — попозже пришлет и остальное. Но отца уже не было в живых, и я не стала получать перевод. Написала по обратному адресу, что перевод ему вернется, потому что мы решили не получать его. Попросила помолиться о упокоении отца. Но письмо мое вернулось с припиской: «Адресат по данному адресу не проживает»…

И что нам с мамой делать, как теперь вернуть долг?

— Наверное, вам нужно узнать, есть ли монастырь или храм в Дудинке — и отослать туда перевод.

— Нам удалось только выяснить, что в Дудинке есть Введенский храм, и больше никаких сведений! Ни адреса, ни телефона, ни имени настоятеля. Здоровье наше не позволяет так активно заниматься поисками, как надо бы… Может быть, есть у вас читатели в Дудинке — или те, кто хорошо знает церковную жизнь этого города. Или, может быть, сам Сергей Сальченко прочтет и откликнется. Тогда — вы знаете, как с нами связаться… Телефон наш есть в редакции.

Подготовила Ольга Ларькина



Кладбищенская церковь, г. Самара. Фото конца XIX века.

1071
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru