На открытом уроке в безенчукской школе шел разговор о книге Ольги Ларькиной «Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком».
|
На открытом уроке в безенчукской школе шел разговор о книге Ольги Ларькиной «Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком».
— …А справа, видите, за школой — новый храм строится, — показала мне Юлия. — В честь Великомученика Пантелеимона. Он обращен к школе алтарем…
Красивый будет храм! — он и сейчас уже, хоть и недостроенный, так и притягивает взор. Но я успеваю полюбоваться им лишь на бегу. В школе № 4 поселка Безенчук (есть такой райцентр в Самарской области) уже вот-вот начнется урок. Нельзя же опаздывать!
И мы с заместителем председателя безенчукского культурно-просветительского центра «Русское возрождение» Юлией Светличкиной торопливо входим в школьный актовый зал.
Все уже в сборе: ученики 6 В класса и учителя еще из двух безенчукских школ, первой и третьей. На экране — обложка моей книжки «Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком». Из-за этой-то книжки меня и позвали в Безенчук, на открытый урок по этой сказочной повести… В начале этого года книга вышла в Рязани в издательстве «Зерна». Книга Ольги Ларькиной рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
И оттого, что никто в зале, кроме учительницы русского языка и литературы Лидии Васильевны Байло и не подозревал о том, что вошедшая вместе с Юлией Светличкиной немолодая женщина в платочке и есть автор сказки, дети держались естественно, дружно тянули руки: меня, меня спросите! А у темноволосого Рустама даже сорвалось с языка громкое: «Бли-ин!» — ну что же, мол, его-то не спросят, ведь он прекрасно знает ответы на все вопросы.
И было радостно видеть, что дети — причем все в классе, не привычные «три отличницы»! — прекрасно знают содержание повести и глубоко прочувствовали все, что происходило с мальчиком, превратившимся в котенка. И, шестиклассники уже задумываются над серьезными взрослыми вопросами — о Боге, о вере, о доброте и об ответственности за свои поступки…
Лидия Васильевна потом рассказала мне, как дети с горящими глазами прибежали к ней:
— Там, на Православной выставке, — книжка про нашего Димку Голубева!..
А он и правда стал для них «нашим Димкой»! Ведь Лидия Васильевна распечатала эту повесть для каждого своего ученика — с большими пробелами там, где были иллюстрации. И предложила всем ребятам самим оформить книгу — нарисовать ли свои картинки или найти что-то в интернете. А Владимир Кузяев целую неделю ходил по Безенчуку с фотоаппаратом в поисках нужных кадров. И потом вместе с мамой сделал просто замечательные иллюстрации. Хотя… — что ни книжка, сделанная руками ребят, то — диво дивное, заглядение! Мне было очень трудно выбрать какую-то одну в подарок, и я попросила вместе с книжечкой Кузяевых еще и рисованную книгу, над которой потрудились сразу четыре юных художника: Яна, Ира, Алан и Павел.
И вот, едва сдерживая волнение, Лидия Васильевна объявила, что здесь, в зале, присутствует автор книги. Пришлось выйти в центр — и теперь уже самой отвечать на вопросы своих читателей. А спрашивали обо всем: и как появился замысел книги, и долго ли я над ней работала, и: «Это вы сами все нарисовали?» — «Нет, — отвечаю, — у меня есть знакомый художник, вот он и нарисовал такие прекрасные картинки…» Рассказала ребятам о том, как летом 2010 года мы с моей младшей дочкой Леной были в одном большом путешествии. И вот в Белгороде у Смоленского храма, у каменного забора, увидели двух брошенных котят.
— Как вы думаете, ребята, какого цвета был один из них? Ну конечно, дымчатый! Серый дымчатый и черненький, совсем еще крошечные слепыши, они слабо пищали. Жарища — 44 градуса! — а котятки лежат на палящем солнцепеке. И негде им укрыться от жары.
Первым делом мы нашли для них картонную коробку — кажется, в нее местные бомжи собирали подаяние. Сбрызнули малышей остатками теплой минеральной воды из почти пустой бутылки. Лена сбегала в ближайший магазин за баночкой йогурта (чтобы было куда потом налить молочко для котят) и молоком. Котята неумело тыкались мордочками в баночку с вкусным запахом — так, наверное, пахло от их мамы. Им бы еще хоть одну баночку — для воды! И самой водицы набрать бы. Но где?..
И тут рядом остановился аккуратненький мальчик, полюбопытствовал:
— А что это вы тут делаете?
— Да вот котяток хотим накормить. Слушай, сбегал бы ты домой, принес им какую-нибудь маленькую баночку. Хоть одну…
Мальчик шмыгнул носом:
— Нет. Мне нельзя с уличными котятами возиться. Мама не разрешает, они заразные!
— Да не возись ты с ними, только баночку найди!
— Мама дома, она не позволит. Я потом обязательно принесу! Смотрите, серенький такой веселенький, бойкий! А черный вон и не понимает, что надо пить молоко…
— Евгений, что ты там делаешь? Живо домой! — услышав резкий окрик, мальчик вздрогнул, тихонько вздохнул и виновато потупился:
— Пойду я… Но баночку обязательно принесу!
…Живы ли вы, белгородские Дымка и Черныш?..
В глазах у девочек и мальчиков я видела живое сочувствие безпомощным котятам. А кто-то из учителей или родителей припомнил, как в детстве делали скворечники, кормушки для птиц и зверушек.
— Так ведь и сейчас тоже можно все это делать, — подхватила я. — Именно об этом говорится в заметке, опубликованной недавно у нас в газете «Благовест» на страничке «Тропинка». Она так и называется — «Кормите птиц, зимой им трудно». Это же так просто — насыпать в самую простенькую кормушку хлебные крошки, семечки или зернышки крупы. И представляете, как радостно вам станет самим, когда приедете куда-то, где вас ни одна пташка не знает, а к вам, как к своим, слетятся птицы!..
И вот уже заключительным аккордом звучит с экрана песня:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
…Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас безстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
|
А ребята очень обрадовались, когда я раздала всем им в подарок по книге — настоящей, в голубенькой красочной обложке, с картинками художника Валерия Спиридонова.
Урок окончен! — но никто не спешил схватить портфель и бежать домой. Даже когда каждый получил автограф в свою книгу.
И учителя в присутствии своих учеников и их родителей стали обсуждать итоги двух открытых уроков (первый, раньше, был по книге Бориса Гонаго «Чудик»). Удивили слова одной учительницы:
— Слишком много у Гонаго говорится о вере, о Боге! У нас ведь не только Православные дети учатся!
— Ну и что! — возразила Лидия Васильевна. — И в моем классе есть неправославные дети. Вот — Лунара, встань, пожалуйста, — эта девочка — казашка. А она у нас совсем недавно исполняла роль в представлении на Православной выставке, посвященной Преподобному Серафиму Саровскому. Лунара, тебе это не понравилось?
— Наоборот, мне очень понравилось участвовать в этом представлении! — ответила девочка.
— …Не понимаю, что плохого в Гарри Поттере! — на эту реплику все той же учительницы ответила мама одного шестиклассника:
— А я знаю, что плохого! Меня по молодости угораздило соприкоснуться с этим темным миром, и я знаю, что даже имена персонажей, и даже вроде бы обычные слова, которые говорит Гарри и его друзья, на самом деле не безобидны. Они воздействуют на подсознание зрителей или читателей и искушают, призывая войти в мир колдовства.
Хочу сказать о «Приключениях Димки Голубева», — продолжила она. — Мой сын небольшой любитель книг. А сегодня ночью слушаю — шуршит и шуршит. Оказывается, он заново перечитал эту книжку, хоть и до этого уже читал. И я заметила, что у него пробудился интерес к чтению. Спасибо за то, что есть хорошие книги для наших детей!
Ольга Ларькина
Фото Юлии Светличкиной.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru