‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Село иконописцев

В Палехе возрождаются традиции древнерусской иконописи.


Палех… У каждого из нас так много связано с этим душистым, загадочным названием, похожим на драгоценный расписанный ларец. Само это слово стало синонимом чего-то прекрасного, необычного, чудесного. Есть точки на карте России, по отношению к которым обычные географические понятия неприменимы. Так и Палех — вовсе не простое село, а целый таинственный мир, населенный сказочными персонажами, дивными мастерами, святыми ликами… А каким видится это село художников и иконописцев его современным обитателям? С этим вопросом я обратился к игумену Филарету (Соловьеву), настоятелю Свято-Ильинского храма в поселке Палех Ивановской епархии. Игумен Филарет приехал в Самару, чтобы принять участие в традиционных Иоанновских чтениях, где выступил с докладом об иконописи Палеха. Его связывает давняя дружба с самарским священником Дионисием Толстовым, который не раз гостил у него в Палехе. Наш разговор с отцом Филаретом состоялся в Самарской Духовной семинарии, где проходили Чтения.

— Ваши прихожане — те самые мастера, которые на всю страну прославили это село?
— Да, палехские иконописцы и художники лаковой палехской миниатюры
составляют значительная часть наших прихожан. Но ходят в храм и обычные жители села, которые не связаны в своей работе с живописью..
— Палех большое село?
— Это небольшое село-академия. Всего в нем пять тысяч жителей. В основном
в Палехе живут художники и иконописцы, творческие люди. Большая часть художников в Палехе занимаются иконописью.
В нашем поселке действует Палехское художественное училище, которое возглавляет директор Михаил Романович Белоусов, человек верующий, воцерковленный. Сам он из известного палехского рода иконописцев — братьев Белоусовых, которые были хорошо известны в дореволюционной Самаре. Некоторые палешане из рода Белоусовых подолгу жили здесь и распространяли по всему Среднему Поволжью палехские иконы.
— Как бы вы обозначили палехскую иконописную традицию?
— Палехскую живопись всегда отличала традиционность, и эту особенность наши иконописцы стараются сохранять. На протяжении длинной истории Палеха было немало художников, которые отходили от традиционного написания икон и писали иконы в фряжской (итальянской) манере. Но это все же были исключения из правила. В целом же палехская живопись — самобытная, следующая древним образцам русской иконописной техники. Примерами для палешан всегда были преподобный Андрей Рублев, Дионисий… Мастера из Палеха занимались не только написанием икон, но и росписью храмов. Известны фрески палехских мастеров в Великом Новгороде, Пскове, Благовещенском соборе Московского Кремля. Знаменитая Грановитая палата расписана палешанами. Есть следы палехского присутствия и в Самаре. Ведь братья Белоусовы организовали здесь своего рода филиал палехской иконописи.
Я видел палехские иконы в музее Самарской епархии.
Палешане не так много пишут икон, но пишут их качественно. Вот почему слава о палехских мастерах разошлась по всей России. В Мстере и Холуе, других известных центрах русской иконописи, часто писались на рынках «за яичко» дешевые иконы, а Палех всегда отличало качество. Как раньше, так и сейчас.
— Расскажите об истории вашего села…
— В ХIII веке монахи из Cуздаля бежали от татар в дикие леса и болота. Так образовалось село Палех. Его обжили монахи, и сам топоним «Палех» говорит о том, что здесь когда-то был выжженный лес.
В двадцатых годах прошлого века в Палехе организовалась артель лаковой
палехской миниатюры. Ее возглавил бывший иконописец Иван Голиков. Он сохранил все элементы палехской иконописи в этой светской лаковой миниатюре — расписных шкатулках, брошках и прочем. И когда в середине восьмидесятых годов был снят запрет писать иконы, палехские художники легко вновь перешли от написания лаковых миниатюр к написанию икон. Все художественные элементы иконописи были ими сохранены.
— Прославлены ли в Палехе новомученики?
— Канонизирован священномученик Иоанн Рождественский. Он служил
протоиереем в палехском Крестовоздвиженском храме. Но его мощи не обретены.
— А как пережили атеистическое лихолетье палехские мастера?
— Напрямую репрессии миновали наших иконописцев. Но внутренне они очень тяжело переживали запрет на любимую профессию. Из-за этого многие спивались. Люди всю жизнь писали иконы, и вдруг оказались «отрезанными» от любимого дела… Многие это пережили как тяжелую личную трагедию.
Но были и попытки писать советские квазииконы, например, шкатулки с изображением Ленина, Сталина — в древних иконописных традициях. Пытались изменить иконопись религиозную на иконопись советскую, атеистическую. Это выглядит ужасно, хотя с точки зрения иконописной техники многие работы безупречны. Но если идеология гнилая, то и красоты не будет. И душу коробит от этого «творчества». Я видел «икону» Сталина на фоне Кремля. Она исполнена по канонам иконописи, а впечатление противоположное. Сам Голиков писал подобные работы. Воспевал интернационал в иконописных традициях. Голиков хотя и трудился какое-то время иконописцем, но он не был глубоко верующим человеком. Иконопись была для него лишь ремеслом, средством заработать денег. И когда традиционная иконопись стала невозможна, он занялся «советской иконой»…
— А современные палехские иконописцы — все люди церковные?
— Бывает по-разному. Ведь художники народ многоликий. Есть те, кто искренне верует, кто воцерковился. А есть и такие, кто пишут иконы, но храм не посещают, а просто зарабатывают на этом. Не все помнят о высоких идеалах, о которых писали древнерусские духовные писатели, в частности, преподобный Максим Грек, что художник во время написания иконы должен пребывать в посте и молитве. Не всегда такие идеалы соблюдаются в жизни современных иконописцев.
— Традиционные навыки мастерства в Палехе передаются от отца к сыну?
— Не всегда. В Палехское художественное училище может поступить на учебу каждый человек из любого конца страны. В этом году в наше училище поступило около тридцати человек. Все они получат навыки палехского художника-иконописца. Я в этом училище преподаю Основы Православной культуры. У будущих иконописцев большой интерес к этому предмету.

На снимках: икона Преподобного Сергия Радонежского кисти палехского иконописца Дмитрия Корина, 1889 г; игумен Филарет (Соловьев).

cм. также :

Антон Жоголев
15.10.2004
1808
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru