‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Мои рассказы поймет любой неискушенный человек… »

Интервью с Православной писательницей из Грузии Марией Сараджишвили.

«Мария Георгиевна Сараджишвили родилась в Грузии, в городе Тбилиси, в 1969 году. Получила высшее образование в Санкт-Петербурге. Сейчас работает в Тбилиси репетитором для школьников разных возрастов по всем предметам, на русском и грузинском языках. С давних пор автор собирает и записывает, как говорит она сама, «то, что напоминает нам о милости Божьей». Ее рассказы время от времени выходят на грузинском языке в журнале «Феномен».
Вот все, что мы знали о самобытной грузинской Православной писательнице, когда в электронной почте «Благовеста» появилось краткое письмо от нее с предложением познакомиться с «Непридуманными рассказами». С тех пор прошло довольно много времени. Ее рассказы успели полюбиться и запомниться нашим читателям. Но об их авторе мы с тех пор так и не узнали больше. О себе Мария Георгиевна старается не рассказывать, всегда подчеркивает: я обычный человек, ничем не отличаюсь от других… И все же мы попросили Марию Сараджишвили ответить на наши вопросы.

— Мария, на каком языке вы пишете свои рассказы? На русском или на грузинском? На вас русская культура сильно повлияла? Вообще, современная Грузия может обходиться без русской культуры?
— Пишу я на русском, потом перевожу на грузинский. Я русскоязычная, окончила русскую школу, а грузинский пришлось учить, когда президентом Грузии был Гамсахурдия, — иначе совсем было бы плохо. Мы, простые люди, конечно же, заинтересованы в хороших отношениях с Россией — плохие отношения кому нужны?…
Что касается культурных контактов России и Грузии, это есть и будет всегда. Хотя в Грузии уже выросло молодое поколение, не знающее русского языка. Но все со временем вернется на свое место. Знали бы вы, как я скучаю без русского телевидения! Оно только на кабеле — за него надо платить, а у меня нет такой возможности. Любая русская периодика здесь передается из рук в руки, у людей нет денег на то, чтобы ее покупать.
— Каким был ваш путь к вере?
— В конце восьмидесятых годов я училась в Питере в институте легкой промышленности. В ту пору начали открываться церкви, и мои знакомые стали ездить в Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Но сама я в церковь в ту пору не ходила. Пришла к вере только в 1994 году при столкновении с черной магией. До того даже не представляла, что она существует. Об этом неприятно вспоминать, был очень трудный жизненный период, когда разочаровалась в людях и долго никому не доверяла. Потом случайно попала в нашу церковь Иоанна Богослова (это в Тбилиси), подошла к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» и тут же возле нее познакомилась с одной женщиной, которая и привела меня к вере и дала много духовных книг почитать. Потом было ощущение огромного счастья, когда находишь то, что долго искала. Дальше как у всех — первая исповедь, Причастие, колебания, сомнения и так далее.
— Стали ли близкими для Православных грузин русские святые — Преподобный Серафим, Преподобный Сергий? Кому из русских святых вы чаще всего молитесь?
— Мои любимые святые — те, чьи жития я прочла в начале своего обращения к вере: Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский… Батюшка Серафим один из любимых святых здесь — так же, как и в России. Многие грузины обращаются за помощью к русским святым. Это зависит от того, насколько конкретный человек знает об этих святых. Кроме того, у святых ведь нет национальности — в том смысле, что они близки каждому, кто к ним обращается в молитве.
— Вы живете в древнем Тбилиси. Сейчас этот город далек от нас, как, наверное, никогда в российской истории. Расскажите о своем городе — его истории, святынях.
— О Тбилиси можно очень много написать. Ведь это город десяти тысяч мучеников! Для меня Тбилиси еще и символ интернационализма. Где еще в центре города вы увидите Православные храмы, две армянские церкви, две синагоги, мечеть — действующие? Наверное, только у нас. У нас никогда не было гонений на национальной и религиозной почве.
Тбилиси не так уж далеко, как вам кажется. Это для нас, простых граждан Грузии, Россия недостижима, ведь визы и дорога к вам очень дороги. Поехать в Москву, в Питер — для меня недостижимая мечта.
— Как вы начинали писать свои «Непридуманные рассказы»? Вас удивляет, что ваши рассказы востребованы далеко от вашей родины — в России? А недавно их напечатала даже армянская газета, издающаяся в Питере, почему?
— Рассказы стала писать, чтобы не забыть в первую очередь самой о всех тех милостях Божьих, которым была свидетелем. Читателями я видела лишь свой нехитрый круг непритязательных людей, в основном далеких от Церкви. Они читали, одобряли. Потом троюродные братья сделали мне интернет-сайт, где я разместила мои рассказы. Я стала его рассылать по электронной почте — вот и все. А армянская газета вот почему напечатала рассказы: мой троюродный брат туда их отнес — им понравилось, и они взяли. Еще получила положительные отклики из газет «Православная вера» и «Духовный светильник». Интерес к моим рассказам в России не удивляет. Знаю, что мои рассказы поймет любой неискушенный человек, так как пишу об общечеловеческом.
— Если бы героев ваших рассказов спросили: как бы им лучше жилось — вместе с Россией или без нее, что бы они ответили? Что ближе простому современному грузину — Россия или США? Можно ли представить, что Грузия, выйдя из «зоны притяжения» России, впишется в западные реалии и станет частью их ментальности?
— Грузия всегда будет ближе к России — мы же единоверцы! А Америка в духовном плане — это правда очень далеко от нас. В наших религиозных журналах на грузинском языке постоянно печатают о русских подвижниках, о греческих, но не об Америке. Политика и вера — разные вещи. Наш Патриарх Грузии Илия II очень хорошо относится к России. Он там учился, и у него нет ни капли какого-либо отторжения от русских и России. Я хожу в русскую церковь. Русских церквей в городе две. Их никто не собирается переводить на грузинский язык.
Обращение к НАТО — это политика. А простые люди далеки от нее. У нас другие проблемы, и в первую очередь — работа. Мы все безработные, и так будет еще долго, по-видимому. Хотя наш президент обещает нам сказку, а не жизнь. Многие больше надеются не на политиков, а на Господа Бога. Благодаря Ему мы тут выжили и выживаем. Я пережила двух грузинских президентов, и толку — ноль. Грузия — Удел Божьей Матери, так писал Преподобный Серафим Саровский. Я читала об этом в Дивеевской летописи.
Сейчас наши верующие больше думают не о вступлении страны в НАТО, а о пришествии антихриста. Хотя современный грузинский подвижник отец Гавриил (Ургебадзе) говорил, что антихриста в Грузии не будет — на это и надеемся.
— Ваши рассказы публиковали журнал «Фома» (г. Москва), газета «Вера» (г. Сыктывкар) и, конечно же, «Благовест», благодаря которому вас узнали многие Православные читатели по всей России. Интересно ли в Грузии читать о Православной жизни в России? Как воспринимается «Благовест» в Грузии?
— Газета «Благовест» ходит по рукам в нашей церкви в Тбилиси. Газета ваша всем очень нравится. А вчера редакция «Фомы» мне прислала три журнала за прошлый год. Мы тут и понятия не имели, что такой хороший журнал существует. Любая русская духовная книга здесь ходит по рукам, потом делают ксерокопии. Настолько ощущается большая нехватка.

Подготовил Антон Жоголев

Знаете ли вы, что…
-… по преданию Грузия — первый удел Божьей Матери.
-… св. Апостол Андрей Первозванный проповедовал в Колхиде, Иверии, на Северном Кавказе и в Скифии.
-… в Грузии проповедовали также св. Апостол Симон Кананит, могила которого находится в Анакопии (Новый Афон), и Апостол Варфоломей, обошедший с проповедью юго-восточную Грузию.
-… Мцхета, древнюю столицу Грузии, называют «вторым Иерусалимом», потому что в кафедральном соборе Светицховели находится Хитон Господень.
-… первая святая Грузинской Православной Церкви иудейка Сидония, жившая во Мцхета, скончалась в руках с Хитоном Господним.
-… Грузия приняла Христианство в 337 году.
-… В 326 году римский император св. равноапостольный Константин Великий прислал в Грузию часть Древа Животворящего Креста.
-… в Зугдиди в историческом музее находится Хитон Божьей Матери и кисть руки св. великомученицы Марины.
-… крест св. равноапостольной Нины, врученный ей Пресвятой Богородицей, находится в Сионском соборе Тбилиси.
— в Тбилиси, в Метехском храме Пресвятой Богородицы, похоронена мученица V века св. Шушаника (память 28 августа ст. ст.), «царевна Ранская, дочь армянского полководца Вардана, павшего смертью героя в бою с персами, защищая Христианство в Закавказье».
-… мощи св. Раждена первомученика (память 3 августа ст. ст.), перса по происхождению, находятся в Икортском монастыре.
-… св. мученик Або (память 8 января ст.ст.) — араб из Багдада, покровитель г. Тбилиси.
-… 900 лет назад св. Давид Строитель с преподобным Арсеном Икалтоели и преподобным Иоанном Петрици привезли с Афона в Грузию несколько частиц святых мощей; череп св. Димитрия Фессалоникийского, часть черепа св. Георгия, кости св. Феодора Стратилата, Святителя Иоанна Златоуста, Апостола Фомы, св. Бенедикта и др.
-… ежегодно во вторник Светлой седмицы (в этом году 25/12 апреля) отмечается память 6000 гареджийских отцов, которые в ночь на Пасху 1616 года были убиты по приказу Шах-Аббаса Первого.
-… мощи св. равноапостольной Нины находятся в монастыре в Бодбе в Кахетии.
-… св. Давид Строитель по смирению своему завещал похоронить себя у порога Гелатского монастыря, чтобы все приходящие в обитель наступали на его могилу…
— во Мцхета есть русский женский монастырь св. равноапостольной великой княгини Ольги.

Сила Евангелия

Скудны все земные силы;
Раcсвирепеет жизни зло,
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О Книге сей ты вспомяни
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.

Ф. Тютчев.

-… Силу Евангелия я наблюдала дважды, — рассказывает мать моей ученицы. — Первый раз это произошло до того, как я пришла к вере. Мне как медику все какие-то доказательства были нужны… Как-то повела я свою трехлетнюю девочку в церковь. Ребенок увидел впервые Распятие и спросил:
— Кто это?
Я объяснила, что это Господь.
— А почему Он там? — последовал второй вопрос.
Как могла постаралась объяснить, что Господь пострадал за наши грехи.
Под впечатлением от похода в церковь и всего услышанного в течение месяца моя девочка просыпалась ночью в слезах и все спрашивала подробности о Евангелии, часто просила почитать детскую Библию. Потом тихо-тихо и сама начала читать.
Вскоре с мамой моей случился инсульт. И хотя сильных болей не было, мама непрестанно еле слышно плакала:
— Помогите мне, помогите мне…
Тогда моя восьмилетняя Анна почему-то предложила почитать ей Евангелие… Видно, это Ангел устами ребенка говорил. Как только Анна начала читать, моя мама тут же стихла. А потом уже сама просила:
— Почитайте мне Евангелие.
… Тогда я не обратила на это внимания. Через несколько лет произошел один случай, который заставил меня посмотреть на все это другими глазами.
Однажды, когда я уже похоронила маму, потом овдовела и жила с двумя детьми в этой комнате, стучит мне как-то одна моя родственница.
— Умоляю, — говорит, — пусти меня переночевать. Не могу я быть одна.
Родственница моя жила одна на другом конце города, мучилась какими-то страхами, слышала странные голоса. И вообще довольно странно себя вела. Отец ее страдал таким же образом и скончался, бедный, в психиатрической больнице.
«Генетика» — думала я, слушая ее безсвязные рассказы о каких-то соседях, которые ей «житья не дают».
Легли мы спать (еле уместились вчетвером на двенадцати метрах). Я эту ночь, наверно, никогда не забуду — столько страха натерпелась.
А гостья моя все никак не унимается, говорит и говорит. Она человек начитанный, три диплома имеет, только вот неверующая.
— Я, — говорит, — месяц не спала, сердечные боли меня мучают.
Сама точно как из концлагеря выпущенная — смотреть больно, насколько измученная.
Мало-помалу до меня дошло, кто такие эти ее «соседи». — Тут рассказчица перекрестилась. — Это они ей навязчивые идеи подают и твердят: «Прыгни с балкона».
Я ей сказала, что надо исповедоваться, причащаться, читать каждый день молитвы.
Как только сказала, из нее крик: «Как ты меня в дом пустила? Я вот что с твоими детьми сделаю!»
Испугалась я не на шутку. Вдруг правда что выкинет. Скорей оделась — готова, если что, детей защитить. А ее пытаюсь успокоить. Куда там… Она еще громче кричит.
Я встала и давай во весь голос Евангелие читать. Смотрю краем глаза, она утихла. И выглядит по-другому.
— Вот, — говорит, — терапия. У меня сердце болеть перестало.
Потом прислушалась к себе и выдает:
— «Мои соседи» мне говорят: «Как стыдно читать Евангелие. Надо его из рук вырвать».
Заставила я ее теперь читать Евангелие про себя. Но, главное, не прекращать. Она мне в ответ:
— «Мои соседи» опять голос подняли!
Отобрала я у нее книгу и стала сама вслух читать.
Так всю ночь и провели — попеременно читали, борясь со страхом.
Утром мне гостья говорит:
— «Соседи» говорят, что они меня так в покое не оставят. Я какое-то седьмое поколение. На мне все кончается.
Попрощалась я с ней. Потом с моим духовником поделилась, что снова приходила она ко мне, стучалась, а я дверь не открыла — за детей боюсь. Вдруг что. Он выслушал, вздохнул, не обвиняя меня: «Мы люди грешные».

20 февраля 2006 г.

Находка

Письмо в газету «Квирис политра» от 12-18 июля 2004 г., Лиана Черкезишвили,
г. Тбилиси:
В то лето муж бросил меня и моего пятилетнего Луку без средств к существованию в снятой квартире. Ребенок постоянно болел и просил есть. Я, закусив от горечи губы, ходила от двери к двери и предлагала убрать квартиру или постирать белье в состоятельных семьях. Иногда мне везло, и я приносила немного продуктов и сладостей моему мальчику. Мне было очень трудно его оставлять одного, но с собой его не брала потому что, во-первых, он был очень слаб, во-вторых, мне с ребенком никто бы не дал работу.
Так мы мучились несколько месяцев. Постоянную работу я не находила, а денег, которые доставала, хватало только на еду и лекарства.
В одно январское морозное утро оставила я замерзшего окоченелого ребенка в постели и вновь отправилась на поиски работы. Но в этот день мне не везло: кому только ни стучала, все перед носом закрывали дверь. Чувствовала я себя очень униженной, и мною овладело отчаяние. Перед глазами стоял истаявший от голода Лука, и мне хотелось умереть. Охваченная такими мыслями, не заметила, как оказалась у церкви. И хотя у меня не было денег на свечки, все же решила зайти. Вдруг я споткнулась и посмотрела вниз — прямо у моих ног лежал коричневый кожаный бумажник. Дрожащей рукой взяла его и открыла; внутри были какие-то документы и толстая пачка 10— и 20-ларовых купюр. Как будто мои глаза затянуло пеленой. Эти деньги поставили бы на ноги Луку и на малое время могли избавить нас от забот. Тем более что я не украла, а нашла… Может, это милость Божья?… Но эти деньги мне не принадлежат, не мои заработанные, и никто мне их не дарил.
«Возьми!» — послышался мне чей-то голос. «Не бери!» — строго приказывал другой.
В этих колебаниях провела я несколько минут. Затем глубоко вздохнула и с находкой зашла в церковь. Уже точно знала, что чужую вещь я не присвою. Решила оставить бумажник в церкви, может, найдется хозяин. Как только я направилась к алтарю, в церковь вошла заплаканная пожилая женщина и тихо спросила, не находил ли кто коричневый бумажник. Я отдала ей находку. Как будто освободилась я от тяжелого груза, и куда-то исчезло мое отчаяние.
Старушка от радости онемела. Не скрыла я от нее, что несколько минут была в сильном искушении, так как дома меня ждет голодный ребенок. Женщина меня внимательно выслушала и тут же предложила мне работу. Оказалось, ее дочка работала за границей и этой пожилой женщине приходилось ухаживать за двумя маленькими внучками. Дочка систематически посылала деньги, но ей было трудно смотреть за детьми.
Так я попала в их семью в качестве домработницы. Старушка назначила мне прекрасную зарплату. Вскоре мой Лука выздоровел, и я воспрянула духом, и нужда осталась в прошлом. Можете не поверить, но через месяц вернулся мой муж и просил прощения у меня с сыном.
Сегодня у меня уже есть собственная квартира и живем мы в достатке.
Часто думаю, что было бы, если бы я тогда поддалась искушению — наверно, никогда бы не удостоилась счастливой жизни.

На снимках: Мария Сараджишвили; храм двенадцати Апостолов "Светицховели", Мцхета (1100-1129 гг.)

Мария Сараджишвили
30.06.2006
1131
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru