‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Романс — это духовный жанр...»

— считает дипломантка Пятого Всероссийского конкурса русского романса Православная певица Людмила Жоголева.


— считает дипломантка Пятого Всероссийского конкурса русского романса Православная певица Людмила Жоголева. 

Руководитель творческой группы «Благовест», солистка Самарской филармонии Людмила Борисовна Жоголева недавно вернулась из города Владимира, где стала дипломантом Пятого Всероссийского конкурса русского романса. Это большой успех Православной певицы. А еще на этом же конкурсе она была награждена дипломом национально-культурной автономии российских цыган за лучшее исполнение цыганского романса. Диплом вручил президент центра российских цыган А.Н. Бариев. Редакция газеты «Благовест» поздравляет Людмилу и ее концертмейстера, композитора, члена творческой группы «Благовест» Вячеслава Шевердина с большим успехом. Мы попросили Людмилу Жоголеву рассказать о том, как проходил крупный музыкальный форум.
— Этот конкурс очень авторитетный, — рассказывает Людмила Жоголева. — В нем нет ограничений по возрасту, и потому приехали состязаться не только молодые исполнители, но и известные мастера — заслуженные артисты России, победители международных и всероссийских конкурсов. В конкурсе было две номинации: классический и городской романс. Классический романс создавался нашими композиторами-классиками: Чайковским, Глинкой, Рахманиновым... Эти романсы написаны в основном во второй половине XIX века для исполнения профессиональными певцами. Городской романс — его тоже создавали в том числе и знаменитые композиторы, например Глинка, Варламов, но предназначался он для любительского пения внутри семейных музыкальных салонов. А еще эти романсы — конечно же, русские по своему происхождению, передавались для исполнения цыганским певцам (в то время цыгане, можно сказать, заполняли эстрадную «нишу» в русской культуре). И сейчас много композиторов создают произведения в этом жанре. Я выступала в этой номинации.
Отбор на конкурс был очень жесткий. Первый отборочный тур проводился заочно — по присланным аудио — и видеокассетам. Всего было прислано более трехсот заявок. А был допущен к конкурсу только 61 человек. Из них 33 — в номинации «городской романс». А в третий тур по двум номинациям прошли всего 15 человек — и я в их числе.
— Людмила, откуда у вас, классической профессиональной певицы, интерес к романсу?
— Когда мы создавали творческую группу «Благовест» и думали о том, какой репертуар исполнять, возникало множество вопросов. Исполнять церковные песнопения? Но на концерте это не совсем уместно. Петь исключительно духовные песни и канты? Ответ пришел неожиданно. Мы выступили в селе Елховка Самарской области перед началом конференции. А потом, на праздничной трапезе, протоиерей Иоанн Гончаров спросил меня, почему я не исполнила романс «Утро туманное». Я удивилась, а при чем тут такой вроде бы совсем светский романс, речь в нем не идет о Православии. И отец Иоанн на это сказал слова, которые мне до сих пор очень памятны: «Утро туманное» — это вершина духовности в музыкальном произведении… Не важно, что там нет ни слова о Боге, о вере. Но по своему содержанию он глубоко духовен». Так я поняла, что должна петь романсы. А на конкурсе во Владимире член жюри, известная певица Большого театра Галина Борисова сказала нам: «Все, кто приехал сюда и вышел в финал — настоящие мастера. Ведь спеть романс гораздо труднее, чем оперную арию, потому что романс — это маленькая жизнь. Чтобы хорошо спеть романс, нужно иметь умную душу и глубинно понимать русскую культуру…» К слову, в моем конкурсном репертуаре было и «Утро туманное».
— Наверное, вы свое участие в таком ответственном деле начали с благословения?
— Конечно. Сначала на поездку меня благословил муж, Антон Жоголев, редактор газеты «Благовест». Он вообще-то не очень  любит, когда я куда-то уезжаю, а тут вдруг так горячо поддержал мой порыв, помогал, молился… Видно, была на это Божья воля. А перед поездкой после Литургии меня крестом благословил и пожелал хорошо выступить на конкурсе настоятель Петропавловской церкви города Самары протоиерей Александр Куликов — мы с мужем прихожане этого замечательного храма. А уже во Владимире, перед самым ответственным  выступлением, я пришла помолиться в древнейший — еще XII века! — Свято-Успенский собор. И священник этого храма благословил меня на выступление. Оказалось, он знает о конкурсе, так как это значимое событие для всего города. Еще я заказала в храме молебен. Думаю, в первую очередь все это и помогло мне добиться успеха.
— Конкурс проходил во Владимире — древнем городе, первой после Киева столице Руси. Как это влияло на настроение конкурсантов?
— Великий город, русская святыня! Я приехала туда первый раз и счастлива, что там побывала. Древняя Русь дохнула на меня во Владимире! Особенно изумил меня древний Свято-Успенский собор. Он был построен святым Андреем Боголюбским, чьи мощи лежат в этом соборе. Хранится там частица мощей святого Александра Невского. А еще там покоятся мощи владимирского князя, чудотворца Георгия. Я горячо молилась у его мощей, хотя, признаюсь, тогда ничего не знала о нем. И там же, у его святых мощей, поставила себе цель узнать об этом святом. Возле его мощей с нетленной десницей лежит его старинный меч. И уже дома я прочла, что он защищал Русь от монголов и погиб в неравной схватке, встав на защиту родного города… В Успенском соборе есть фрески преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. В этот старинный, намоленный веками храм ноги сами несут, а уйти оттуда так непросто! Хочется молиться и молиться еще… Когда я приложилась ко всем святыням, побывала у всех мощей, все же жило ощущение, что чего-то я не сделала, что-то важное пропустила. И точно! Вскоре я подошла к старинной Владимирской иконе Божией Матери, Покровительнице города — списка с той, чудотворной Владимирской иконы, которая сейчас хранится в Москве. Драгоценный оклад к этому образу подарила городу Владимиру Императрица Екатерина II. Я стала молиться перед этой святыней. И было ощущение, что разговариваю с Самой Царицей Небесной… Благодатный свет старины разлит над всем городом и сегодня. Люди там замечательные, доброжелательные, приветливые. И я в них не заметила никакого провинциального налета. Все-таки ощущается, что Владимир хотя и древняя, но все же наша столица!
Среди конкурсантов оказалось немало верующих людей. Я подружилась там с некоторыми участниками конкурса. И все они перед выступлениями молились в этом дивном Успенском соборе. Что удивительно (а может, как раз неудивительно?), все, кто там молился, добились успеха на конкурсе. Так, первое место в номинации «классический романс» заняла замечательная певица из Челябинска Елена Семиониди — она гречанка, глубоко верующий человек, строго соблюдающая все традиции греческого Православия. А в нашей номинации третье место заняла Яна Чабан из Екатеринбурга — перед выступлением она вместе с мужем молилась за Литургией в Успенском соборе…
— Успехи, как правило, не бывают без искушений. А как у вас шла подготовка к конкурсу?
— Искушения были тяжелые. За несколько недель до конкурса впервые за все время своей певческой деятельности я потеряла голос. Легкая простуда вдруг привела к таким тяжелым последствиям! Голос вернулся уже перед самой поездкой. Господь знает, сколько слез я выплакала перед иконами… И чудо произошло — голос на конкурсе зазвучал, как прежде! Были и другие искушения, да такие еще, что мужу даже пришлось ходить вокруг дома крестным ходом… Но как только ступила на Владимирскую землю, все сразу успокоилось и умиротворилось.
— Какие духовные уроки преподнес вам и другим конкурсантам этот музыкальный форум?
— Например, был такой случай. Яна Чабан, о которой я уже говорила, приехала на конкурс вместе с мужем, Александром Керданом. Он координатор ассоциации писателей Урала, поэт и прозаик, верующий человек. И вот на конкурсе я еще раз увидела, что даже успех в работе во многом зависит от Малой Церкви — семьи. Муж и жена были всегда вместе. Александр заботился о Яне, молился о ней, всячески опекал... И при «прочих равных» именно ей в итоге присудили лауреатство... «Яночке нельзя было уезжать без награды — она очень большая «самоедка», — сказал нам ее любящий супруг. Видимо, он и вымолил ее большую победу!
Но были и другие уроки. На конкурс приехал очень сильный певец из Сыктывкара. Он объездил весь мир, каких только призов не получал, даже солировал в Венской опере... Мне про него сразу сказали: с ним будет трудно состязаться (хотя он и не молод, ему шестьдесят лет). Когда он со мной познакомился, первым делом сказал: «Я приехал сюда за Гран-при, тут у меня нет соперников...» А потом сказал руководителю оркестра, Анатолию Ивановичу Антонову: «Мы с вами мастера — зачем нам репетировать?» Многих конкурсантов задело такое его высокомерие по отношению к коллегам. Но вот что вскоре произошло. Через день он подошел ко мне какой-то взволнованный, потерянный. И сообщил следующее. Когда он вышел на сцену распеваться, то почувствовал: голос не зазвучал! Вдруг засипел... «Значит, мне кто-то позавидовал», — решил он. Побежал сразу в ближайший храм, взял там святой воды. Ополоснул ей горло, попил водичку. Полегчало. Голос звучал лучше, но все же не так, как в Вене. Он сразу сбросил обороты — появилась неуверенность. И получил не Гран-при, как рассчитывал, а только диплом. Видно, Господь ему преподал урок: не гордись!
Был и мне духовный урок: утром перед третьим туром проснулась с ощущением — первый романс надо петь не с оркестром, а со своим аккомпаниатором, песня эта на слова моего отца, известного поэта Бориса Сиротина (в моем репертуаре на конкурсе была еще одна песня на его слова — «Тропы жизни», музыка Шевердина). А я этого голоса Божия не послушалась, заколебалась. И пела с оркестром. Потом поняла, что это была ошибка. Может, послушайся я тогда этого внушения Свыше — была бы не дипломантом, как сейчас, а лауреатом, как и многие мне предрекали.
— Ну а теперь расскажите о своем выступлении.
— Спела хорошо. Только мне и Яне Чабан публика кричала «бис» и вызвала на поклон второй раз. Считаю, достойно представила Самару, нашу филармонию и творческую группу «Благовест». Очень помог мне Вячеслав Шевердин — он просто виртуозно аккомпанировал! Никого равного ему на конкурсе не было.
Особенным, нежданным подарком для меня стал еще и диплом от федерации российских цыган за лучшее исполнение цыганского романса. Спеть цыганский романс — и при этом понравиться цыганам, весьма взыскательным и придирчивым зрителям, это, поверьте, что-то значит! Привезти с одного конкурса сразу два почетных диплома — это большая милость Божия ко мне. После этого я заказала благодарственный молебен в Успенском храме.
...В романсе «Отойди, не гляди» середины XIX века, который я исполняла на втором туре, есть такие слова:
«Счастья нет у меня —
Один Крест на груди...»
Без креста на груди никаких дел не сделаешь.

На снимках: Людмила Жоголева во время выступления на конкурсе во Владимире; Саято-Успенский собор, г. Владимир.

Подготовил А. Тимофеев
30.11.2007
1196
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru