‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Дорога в Вифлеем»

В этой доброй детской пьесе о вере на многие свои «почему» могли бы найти мудрые ответы не только юные зрители, но и их родители.


В этой доброй детской пьесе о вере на многие свои «почему» могли бы найти мудрые ответы не только юные зрители, но и их родители. Как часто кажется, что жизнь несправедлива к нам, кому-то приходится работать на тяжелой работе и еле сводить концы с концами, а кому-то все дается легко… Как часто мы, взрослые, пытаемся разгадать эти загадки жизни, а в детском кукольном спектакле, поставленном режиссером Людмилой Николаевной Павловой, на эти наши взрослые вопросы есть замечательные ответы. И мы их можем узнать — для этого надо просто взять за руку ребенка, друзей, знакомых, родных и вместе с ними прийти на спектакль «Дорога в Вифлеем». В марте этого года постановка Людмилы Павловой была отмечена дипломом на Международном фестивале камерных театров кукол «Московские каникулы» и одобрена строгими столичными критиками. В самарском театре кукол Людмила Николаевна Павлова работает с 1973 года, сначала была актрисой, в последнее время стала режиссером постановок. Спектакль «Дорога в Вифлеем» был создан ею в частном порядке. Я встретилась с Людмилой Николаевной и поинтересовалась, что вдохновило поставить спектакль на духовную тему.

«Каждый из нас по-своему ослик»

— Во время моей учебы в Московской театральной академии на факультете режиссера театра кукол, — вспоминает Людмила Николаевна, — вместе с коллегами ездила на Рождественские фестивали в Коломну. Показанные там различными театрами Православные спектакли стали для меня открытием, появился некий профессиональный ориентир, который жил во мне и ждал своего времени. Однажды моя приятельница, главный режиссер Самарского областного театра кукол Елена Викторовна Богданова, дала прочесть пьесу, с первых строк которой я почувствовала трепетный восторг — все написанное было созвучно моему внутреннему состоянию, моему душевному поиску. Сразу захотелось создать спектакль. В простой детской пьесе минского автора Сергея Ковалева рассказывалось о тяжелой жизни ослика, который мечтает стать мерцающей звездочкой на небе. Божьи заповеди звучат в произведении как бы исподволь, и все действие сценария строится на притчах. Сама по себе постановка очень красивая, и детишки от трех до шести лет в основном смотрят в основном только картинки, но полезное зерно все равно попадает в их сердца. В них остается милый образ ослика, который ищет Бога. Ребята постарше реагируют уже точно на каждую реплику, видно, что притчи не оставляют их равнодушными и заставляют задуматься.
— Как дети относятся к различным персонажам вашего спектакля?
— Дети — очень чуткие зрители, они все понимают даже с первых слов, c первых музыкальных фраз. У каждого из нас своя дорога к Господу, в этой сказке у маленького ослика тоже она своя. Она ведет его через искушения, связанные с различными персонажами. Лев, который полон тщеславия и гордости, называет себя царем зверей и считает себя выше Бога, зовет ослика остаться с ним и обещает защиту, но его самого копьями убивают люди. И ослик понимает, что сила в чем-то ином… Может, в любви к еде, которая переходит в обжорство и становится самым главным, как считает свинья? Она ест, хрюкает и совсем не понимает, зачем нужно поднимать кверху свой пятачок и что-то искать в небе… Зачем? Крот ищет Бога под землей, обезьяна не признает никакого порядка… Ослик прислушивается к своему сердцу и понимает, что все это не то, все тленно. Ослик начинает чувствовать, что самый главный — Господь Бог и самой большой ценностью является вера. У ослика в спектакле свое наивное представление о Боге, свойственное каждому человеку, который вступает на стезю поиска Господа. Разочарование и неверие тоже постигают маленького ослика, и звучит вопль отчаяния… Нравственные и духовные законы предполагают другое измерение, иные оценки и выбор. Этот выбор ослик делает в конце — он больше не мечтает быть звездой, хочет остаться осликом, потому что для него открылось его предназначение на земле. Свое предназначение надо понять нам всем, не сетовать, не роптать, не впадать в уныние, а идти по жизни и не терять веры в Бога. В минуты отчаяния только молитва поможет найти Бога. Без Господа мы на этой земле ничто, и самое страшное и опасное — полагаться на свои силы.
— Как понять и почувствовать свое предназначение?
— Молиться и искать себя. И Господь обязательно подскажет. В пьесе Вифлеемская звезда говорит маленькому ослику, чтобы он пришел на помощь Богу, и ослик удивляется: как я, простой осел, могу прийти и помочь Самому Создателю мира? Но в сказке именно он спасает
Богомладенца Иисуса и отвозит в безопасное место, чем и служит Господу. И любой человек своим предназначением может и должен послужить Богу. Когда я прочитала эту пьесу, то увидела себя в этом ослике, каждый из нас по-своему этот ослик… и поняла, что надо обязательно сделать кукольный спектакль, рассказывающий детям о Боге. Мне с детства хотелось обрести истинную веру, но так сложилось, что рассказать о Боге мне было некому, об этом очень жалею. Я всегда душой искала Господа, но тыкалась не туда, столько намучилась, и только к сорока годам для меня открылась вера, и я пришла в Церковь. И тут-то поняла, что среди сыгранных спектаклей не было таких, которые говорили бы о самом главном в нашей жизни — об Отце Небесном. Так и стала готовить по своей личной инициативе спектакль «Дорога в Вифлеем». Хотелось бы, чтобы слово Божие входило в наших детей с молоком матери и чтобы с первых лет жизни они росли не на телевизионном безпределе, а на светлых и добрых пьесах.

Спектакль в память о муже

— Вы представляли спектакль на международном фестивале в Москве. Как к нему отнеслись гости и участники? О чем говорили?
— Коллеги давали только положительные отзывы. Я очень боялась разбора спектакля критиками, который проходил после показа пьесы на фестивале. Была готова к замечаниям, так как знаю свои недостатки… в силу того, что у нас по две руки на двенадцать кукол, одной рукой вешаем, другой включаем магнитофон, еще надо успеть поставить декорации, поднять и опустить занавес. В спектакле со мной сейчас играет артистка Ирина Прянишникова, и все это мы с ней проделываем вдвоем. А самое главное — надо еще и держать внимание зрителя. Но после того, как я пришла к Богу, мною двигало сильное желание говорить о Боге детям, и этот душевный подъем оказался сильнее всех технических накладок. Строгие критики нас хвалили, они не жалели для нашего спектакля добрых слов. Когда я уверовала в Господа, то первое время меня переполняло счастье, и я хотела им поделиться с каждым. Вот даже пусть на остановке — мне хотелось подойти к каждому и сказать: «Люди, любите Бога, придите к Нему…» Некоторые на меня смотрели как на ненормальную, я не обижалась, я была полна счастья от чудес, которые послал мне, грешной, Господь. Этот настрой преобладал во время представления спектакля на московском фестивале, и благодаря ему мы прошли через все неурядицы и получили высокую оценку от критиков.
— Как долго работали над спектаклем?
— Над спектаклем мы начали работать вместе с моим мужем, Заслуженным артистом России Дмитрием Иосифовичем Павловым, в 2002 году, а через два года он заболел раком желудка… Я похоронила человека, с которым прожила тридцать два года, человека, с которым вместе начинали делать спектакль о вере. Дмитрий очень хотел, чтобы эта пьеса состоялась, некоторые персонажи и сейчас говорят его голосом. Мне удалось сделать эту запись несколько странным образом: надо было прослушать сочетания тембров голоса, и я попросила мужа начитать с листа. Потом эта запись окажется последней в его жизни и единственной к спектаклю «Дорога в Вифлеем». Дмитрий не хотел читать с листа, но какая-то сила повела меня, и я упросила мужа записать роль, теперь даже в афише значится его имя, потому что он остался в нем своим голосом, своим талантом. Муж умер верующим человеком, а ведь раньше я никогда не могла и подумать, что мой Дима будет молиться и верить…— а вот стал верить, начал молиться, и в его душе появилось больше мира и любви к людям. Он ушел в мир иной на Пасху… Я нашла в себе силы и продолжила работу над спектаклем в память о муже. Московская художница Татьяна Рассказова спроектировала пространство сцены, мастера художественных промыслов сделали из липы марионеток. Кукол одели, расписали и сделали всю нужную механизацию. Одновременно начали работать с композитором Василием Максимовым. Мы с ним случайно встретились на улице, и я ему рассказала о спектакле. Василий человек верующий, и ему идея спектакля понравилась, он приступил к работе с воодушевлением и написал нежную, светлую и красивую музыку. Такая музыка и должна рассказывать детям о Богомладенце Иисусе Христе…

«Говорить о Боге — это счастье»

— А почему спектакль не идет в самом театре кукол, детские театры могли бы говорить с юным зрителем о Боге…
— Я могу ответить только за себя… Создавала этот спектакль для души и от души, поддержали меня только в самарском театре «Актерский дом», где получила для его создания стипендию. По линии Союза театральных деятелей мы со спектаклем в декабре ездили на Рождество в Венгрию, и принимали нас там радушно и маленькие, и взрослые зрители. Какое счастье для Православного актера говорить детям о Боге! Порой чувствуешь, что проповедуешь своим искусством и радуешься, что дал Господь такую милость, дал такую возможность. Пытаешься остеречь этой пьесой людей от душевной слепоты и от желания искать правду на кривых путях… Есть только одна истина — вера в Бога. Когда она теряется, то приходит озлобленность на жизнь, и от этого очень хочется уберечь детей. Так просто, казалось бы, выполнять первую заповедь — любить Господа. Но как сложно это в реальной жизни сделать, находится масса причин, из-за которых человек заглушает в себе любовь к Богу. А дети чувствуют эту любовь с самого рождения, и нам, взрослым, надо ее поддерживать, не задувать ее робкие огоньки, а помогать им гореть еще ярче и светлее.
— О чем спрашивают дети после спектакля, какой самый распространенный вопрос?
— Почему так долго ослик ищет Бога…
— Так почему же все-таки ослик долго ищет Бога?
— Ослик, как и мы, люди, сбивался с дороги. Господь призывает нас к себе, но князь тьмы сталкивает наши души с верного пути и ведет подальше от Бога. Человек садится читать Библию и… засыпает, пытается порвать с грехом, но не находит силы. Путь к Богу непрост, он идет через преодоление себя, через каждодневную борьбу с собой в своем же сердце. В этом и есть наша дорога в Вифлеем, к Младенцу Христу….

P.S. К сожалению, на детский кукольный спектакль «Дорога в Вифлеем», который значился в майском репертуаре самарского театра «Актерский дом», было продано мало билетов и постановку временно отменили…
Пригласить к себе кукольный спектакль «Дорога в Вифлеем» можно позвонив по телефону: 8-927-26-29-375, Павлова Людмила Николаевна.

Ольга Круглова
28.05.2010
2115
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru