‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Отзовись на Божественный зов

Мне по Божьему Промыслу попались проповеди отца Петра Серегина (в монашестве иеромонах Петр), записанные от руки рабой Божией Анной.


Здравствуйте, уважаемая редакция!
Меня зовут Николаем, мне 21 год, я исполняю в храме послушание алтарника. Мне по Божьему Промыслу попались проповеди отца Петра Серегина (в монашестве иеромонах Петр), записанные от руки рабой Божией Анной. И у меня есть к вам большая просьба напечатать его проповедь.


Сегодня вечером вынос Креста. Как путникам, путешествующим требуется отдых, так подвизающимся в посте требуется подкрепление и благодатная помощь Креста Господня, которому будем поклоняться и лобызать язвы Распятого на нем Господа.
Поразмыслим же: кто же распял Господа на кресте — Пилат? Но он сам сказал, что не находит в Нем никакой вины.
Иудеи? Но и они сами свидетельствовали, что не имеют власти предавать человека на смерть. Кто же распял Его?
Грешники… Все грешники от сотворения мира и до окончания его. Грешники, за которых Он страдал и пролил Свою Кровь на Кресте, чтобы искупить их от греха и вечной смерти. И каждый из нас, согрешая, продолжает распинать Господа.
Почему же мы продолжаем грешить? Да, для того, чтобы отстать от греха, надо его возненавидеть и всеми силами стремиться к воздержанию от него и в глубоком покаянии очищать свое сердце.
Так, подходя к Кресту, каждый должен думать о себе: что он виновник распятия Господа и что, продолжая согрешать, всякий раз распинает его, — и, подходя к Кресту Господню, надо вспоминать все свои грехи, оплакивать их и каяться в них.

Иеромонах Петр (Серегин)


Священник Петр Серегин родился 21 августа 1895 года в селе Шуты Пензенской губернии, в крестьянской семье. Любовь к храму Божию унаследовал от глубоко верующих родителей, с юных лет пел вместе с отцом на клиросе. С 1921 года началось его церковное служение — псаломщиком, затем в сане диакона и, наконец, священника.
В 30-е годы репрессии коснулись и семьи отца Петра. Матушка Анастасия Федоровна была выслана в Вологодскую область. Отец Петр был посажен в Вологодскую тюрьму, а после суда отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.
Родственники и верующие люди прятали оставшихся в селе Шуты дочерей священника тринадцатилетнюю Валентину и трехлетнюю Марию, переносили младшенькую ночью из одного села в другое, только бы уберечь. Кормилицей девочек была лебеда и помощь добрых людей…
В войну отца Петра, несмотря на его слабое здоровье, призвали в действующую армию. Окончание войны отец Петр встретил в Будапеште и уже оттуда, с правительственными наградами, вернулся к семье в Петрозаводск, где Серегины поселились после эвакуации.
С 1946 года отец Петр вновь на церковном служении. Он трепетно относился к священническому сану, по улицам ходил в рясе. Порой вслед ему летели плевки или камни…
Глубоко трогали души прихожан проповеди отца Петра. В тягчайшие годы, когда Русская Православная Церковь несла свой мученический крест в условиях нравственных катакомб, отец Петр старался своим служением и пастырским словом помочь тем, кто искал пути к спасению. Он начал записывать свои размышления, в которых красной нитью проходит тема: как спастись. В 1954 году отца Петра назначили священником Успенского собора Пюхтицкого женского монастыря Таллинской епархии. И здесь, невзирая на огромную занятость, он нес людям проповедническое слово.
Духовное наследие отца Петра Серегина, принявшего незадолго до кончины монашеский постриг, насчитывает сотни рукописных тетрадок. В них — вся жизнь его души, горение его духа. С некоторыми из них мы вас познакомим.

О блазненности
Причина соблазна и падения не только во внешних обстоятельствах, но больше всего в свойстве нашего сердца, в его блазненности. Одни и те же обстоятельства некоторым служат "на падение", а другим "на восстание", — в зависимости от того, как и для чего мы пользуемся окружающим. Причиной соблазна является наша привычка услаждаться грехом, а падение происходит при направленности воли на греховное действо души и тела.

В чем заключается сила и красота человека
Сила человека заключается в том, если он мужественно и спокойно переносит все превратности временной жизни, определенные ему Промыслом Божиим, если он, как искусный пловец временнаго житейскаго моря, мощной рукой рассекает грязную пену волн страстей плотских, мелкаго самолюбия и гордости и всегда, как корабль, плывет над поверхностью этого тленнаго, временнаго мира и всего тварнаго, неуклонно направляя свой путь к тихой пристани Царствия Божия.
Красота человека заключается в том, если он не допустит сердце свое прилепиться ни к какому творению и не возлюбит ничто больше Творца Мира. Но, обнимая умом чудную гармонию мира, сердцем благоговейным будет прославлять Бога-Творца, любить Его больше всего и, устремившись к Нему, жить не земным и временным, а постоянно очищать себя, чтобы непрестанно петь Небесную песнь "Аллилуиа", — и на земле, и в Горнем Иерусалиме, где царствует Агнец Божий. Там уже будет ни мужеский пол, ни женский, но только новые духовные творения Божии, воссозданные через Господа Иисуса Христа, блаженство которых со Спасителем их и Агнцем Божиим будет вечно…
А пение это Небесное, по благодати Божией, поется сердцем нашим…

"Господь воцарися, в лепоту облечеся"

В чем великолепие Божие?
Ни в золоте, ни в серебре, ни в других драгоценных украшениях, — ибо Он "в нерукотворенных храмах живет". Ни в красоте и силе телесной, — ибо о плотоугодниках Он сказал: "Не имать Дух Мой обитати в человецех сих, зане суть плоть". Ни в помышлениях философских плотского и мирского ума, — ибо сказано: "Премудрость мира сего есть безумие" пред Богом.
Великолепие Божие — в жизни. И все тварное только тогда есть дар достойный Бога, когда служит созданной Богом жизни, усовершенствованной в жизнь духовную. А жизнь — в любви.
Великолепие Его в том, что держава Его (власть над вещественным) несказанна, необъемлюща. Сила (творческая) непостижима. Милость Его ко всякому живому Его творению — безмерна, и человеколюбие — неизреченно, невыразимо по непостижимости. И все это в любви Его к сотворенному Им миру и человеку.
Как же нам не благоговеть пред Ним и не любить Его… Но только для этого нужно очиститься от всякой скверны плоти и духа, ибо пред Ним — "да молчит всякая плоть человеча".

О духовной жизни
Новая жизнь в человеке возникает только при отмирании старой. Зерно не даст новой жизни и плода, если само не умрет. Никто не воскреснет для новой жизни, если не умрет для старой, отжившей. Никто не воскреснет для вечной жизни, кто не умер для временной. Никто не восстанет для жизни деятельной, кто не умер для лености. Никто не восстанет утром, кто не уснет вечером. Только тогда возродится в нас жизнь святая, духовная, вечная, если замрет жизнь греховная (услаждение грехом), плотская, прилепленная к временному и "печалям века сего". Так нам всегда нужно с усилием освобождаться от свойств и дел "ветхаго (страстнаго и греховнаго) человека" растлевающаго, то есть разрушающагося от похотей (неудержимых желаний греховных), прелести, т. е. греховнаго самообмана. Ибо в грехе мы ищем жизнь, а находим смерть. Ищем радость, а получаем печаль безысходную. Таким образом, к свойствам ветхаго человека надо отнести: гордость (превозношение), плотоугодие, леность, сонливость и т. п.: все, препятствующее нам предстоять пред Богом "со страхом и трепетом" — "иже Херувимы".

О духовном зрении
Когда мы рассматриваем нужный для нас или ценный предмет, мы стараемся прояснить наше зрение: удаляем с глаза препятствующую зрению нечистоту (протираем глаза), усиливаем освещение (свет), и если наше зрение неудовлетворительно — пользуемся очками.
Наши душевные очи должны быть всегда обращены к Богу — Источнику нашей жизни и Подателю всех благ. Он просвещает душу нашу духовным светом и животворит нас Своею благодатию через это наше духовное зрение. Обращая свой духовный взор (очи сердечные) к Богу, мы должны заметить и удалить все препятствия к этому созерцанию: удалить нечистоту греха с сердца, ослабить привязанность к мирскому и тварному и созерцать Его с верою и любовию. Особенно ясно это действуется на молитве. Здесь мы легко заметим набегающие, как облачки, на наши сердечные очи разные посторонние мысли о мирском и вещественном. Здесь мы можем опознать свои грехи, засорившие наше сердце через пристрастие, или неудовольствие, или гнев. Здесь же обнаружится и превозношение наше перед ближним, когда в нас выявится мысль или чувство фарисея: "несмь аз яко прочии человецы — грешницы".
Кроме молитвеннаго предстояния, для познания совершенств и свойств Божиих и своего падения и недостоинства, мы должны прибегать к писанному слову Божию, в котором все это отражено, как в зеркале.

О борьбе со страстями
Отдели сознанием своим в собственном "я" от своей души желания тела. Наблюдай за страстями тела: сластолюбием, покоелюбием, любостяжанием, самомнением и прочими, и тщательно искореняй их, стараясь во всем поступать противно этим желаниям, а тело привлекать на служение духовное: воздержание, бодрствование, поклонения, служение, нестяжание, память смертную и прочие добродетели.

Неудовольствие и удовольствие
Всякое неудовольствие ближним или чем-нибудь тварным или удовольствие тварным (с самоуслаждением) засоряет наше сердце и удаляет нас от Бога, — ибо есть нарушение сказанного: "Храм бо Божий есте вы и Дух Божий обитает в вас".

О жизни сердца (неудовольствие)
Каждое слово Божие (как и всякое действо Его) есть источник жизни. Оно должно приносить нашему сердцу радость вечной жизни. А если это не так, то значит, что сердце наше наполнено каким-то другим питием, может быть, даже из гнилого источника: или мы возлюбили что-либо тварное больше Творца и забыли о Нем, или допустили гнев или неудовольствие в свое сердце. Ибо допустить неудовольствие в свое сердце чем-нибудь из творений Божиих, "яже суть добра зело", значит похулить художника и Творца вселенной, своего Творца… значит стать Его противником… клеветником /= диаволом/, согласуясь с исконным врагом Божиим. Холодность и омертвение нашей души, легко обнаруживаемое при молитвословии, говорит нам, что мы напились своим сердцем какого-то смертнаго, греховнаго пития. Для того, чтобы извергнуть этот яд, необходимо прибегнуть немедленно к искреннему и теплейшему исповедному покаянию…
Как мы жалки, слепы и глухи, когда небрежно тратим минуты невозвратнаго, драгоценнаго времени, или пропускаем мимо сознания и сердца своего "глаголы жизни вечной" при молитвословиях или слушании Слова Божия, в каждой черте и звуках котораго — жизнь и радость вечная.
О бедные, жалкие, несчастные мы грешники…

О молитве и чтении
Каждое слово Священного Писания или выражение молитвы могут принести нам новое откровение, раскрыть новый мир, потому что это Слово Божие, Слово Бога Всемогущего и Премудрого. Почему же это в нас не всегда бывает и мы за чтением или молитвословием бываем неразумны и холодны? — По лености нашей, небрежению и лукавству. Враг нашего спасения старается привести нашу волю и душу в расслабление, и обращение наше к Богу бывает неполным, как бы лживым, ибо произносимые слова не доходят полностью до нашего сердца и сознания. А если это небрежение войдет в привычку — это будет целое бедствие, трудно искоренимое несчастие нашей души. Итак, когда внимаем Богу — проявить как можно больше стремительности к Нему, простоты и искренности, ибо Он сказал: "Если не будете как дети, не войдете в Царствие Божие", а при должном обращении оно сойдет в вас, как Он сказал: "Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть".

О молитве
Если не хочешь и не будешь молиться (под каким бы то ни было предлогом), не жди себе хорошего: неосвященный ум, лишенный благодатного озарения, будет выносить ложные заключения и поведет тебя от заблуждения к заблуждению. Оскудевшее благодатию сердце неудержимо устремится к греховным наслаждениям и своею блазненностью будет осквернять окружающее. Расслабленная воля отступит под действием и стремительностью страстей, и душа, лишенная благодатного управления и укрепления, как лодка без руля, быстро понесется по течению к гибельному водовороту мира прелюбодейнаго, грешнаго и лежащаго во зле.
Опомнись.
Еще есть время и надежда.

Если хочешь научиться молиться — всегда обучайся предстоять пред Богом, как творение перед Творцом. Глубоко об этом размышляй и доводи все до сердца.
О, какая бездна — Его недомыслимое и непостижимое величие, — и ничтожество и оскверненность падшего человека. Нам трудно помыслить о духовном, невидимом мире, мы весьма слабо и приближенно можем представить себе мир Ангельский и его разнообразие (степени иерархии). Но даже высшие из Ангелов предстоят Ему со страхом и трепетом, как своему Творцу и Владыке. А мы, оскверненные, как смеем обращаться к Нему с безстыдным небрежением, с лицем, омерзенным всяческими беззакониями? — Но Он не только велик, но и безконечно благ к нам, грешным. Благость и человеколюбие Его, проявленные в спасении нашем воплощением и страданиями Сына Божия — невыразимы. Есть ли на бедной грешной земле слова, чтобы выразить это? — Нет.
… "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…"
Не в рассеянном многословии молитва, а в постоянном предстоянии пред Богом со страхом и трепетом.
О Иерей… Учись у Херувимов, как предстоять перед Богом.

О священническом служении
Священник — херувим.
Он должен быть чист и свят, чтобы непостыдно предстоять пред Богом.
Он должен быть быстр и стремителен, как молния, на исполнение воли Божией на земле.
Он должен знать радости и печали, и немощи людей, чтобы сострадать, помогать им и предстательствовать за них пред Богом.
Он должен быть чист от земной скверны мира.
Он должен иметь достаточно сильные духовные крылья, чтобы в любое мгновение оторваться от земли (духовно оставить все земное) и предстать пред Богом.
Он должен быть смирен, как непорочный служитель воли Божией.

"Иже херувимы тайно образующе"
Чем характерно служение херувимов? — Тем, что они предстоят Богу со страхом и трепетом.
Вот твое служение, о Иерей.

В чистом теле должна быть чистая и духовная молитва.
Путь к чистой молитве:
1. Живая, сознательная посвященность Богу всей жизненной деятельности души и тела — постоянно.
Это — основание.
2. Чистейшая искренность и наибольшая глубина в молитвенных переживаниях.

О молитве
"Не приемли имене Господа Бога Твоего всуе" и не лги пред Богом в обращении к Нему (то есть полностью доводи до сознания и чувства слова молитвы: на всю глубину сердца, с полной, исчерпывающей убежденностью ума к истине выражаемого словами).
Молитвословие — не "чтение по обязанности", а повод поплакать о грехах своих.
Молитва есть кратчайший и простейший путь в Царствие Небесное, ибо она в истинном своем состоянии потребует для своего исполнения: и очищения совести от мертвых дел, и исполнения всех прочих добродетелей, то есть исполнения всех заповедей Божиих.
Молитва есть причащение источника жизни.
Через искренное молитвословие мы познаем себя и Бога, ибо в Нем "Глаголы живота вечнаго" (жизни вечной).
Молитвенное правило совершать надо не для того, чтобы "ряд справить" (отсчитать количество поклонов или канонов), а для того, чтобы покаянием извергнуть из себя неправду, отраву греховную и причаститься животворящей благодати Божией. С этой целью надо и приступать к молитвословию. В противном случае оно будет не только мертвым и безцельным, но и послужит к наибольшему осуждению, как напрасное и небрежное призывание страшнаго Имени Божия. А Он — ревнитель Своей Славы по отношению к нам, для того, чтобы прославить нас, истинно славящих Его.

Что служит для поддержания молитвы
Молитва есть призывание Бога (именем Его) с верою, любовью и страхом.
Тело, удовлетворенное и услажденное пищею и сном, не желает само и не допускает душу обращаться с молитвой к Богу. Сластное удовлетворение тела погашает в душе веру, любовь духовную и страх Божий. Поэтому для поддержания молитвы необходимо воздержание в пище, сне и от рассеянности ума, скитающегося по распутиям мира прелюбодейного и грешного.
Воздержание направляет и устремляет в человеке душу к Богу, смиряет тело, укрепляет волю на добродетель, волю "ветхаго человека", раба похотей прелести, направляет и укрепляет к исполнению воли Божией. А только исполнение воли Божией есть нам порука получения благодатных даров и сверхъестественнаго благодатнаго усыновления Богу, чтобы быть и наследниками Царствия Его.

О молитвенном правиле
Если наступает время молитвословия — приготовься, нерадивый человек: ибо в это время Сам Господь, снисходя Своей безконечной благостию, готов внимать тебе.
Став на молитву, почувствуй, что Господь пришел к тебе и стучится в двери твоего сердца (Его слово: "Се стою и стучу")… Не отчуждайся от Него, не будь глух сердцем твоим и безчувственен, но отзовись на Божественный зов и открой Ему сердце твое. Правда, оно нечисто и скверно, но открой: Он ждет… Не бойся, при всей Его Непостижимой святости и Безмерном величии Он "кроток и смирен сердцем" и пришел "призвать грешников на покаяние": не скрывая ничего, открой пред Ним всю нечистоту твою, ибо Он пришел очистить тебя. Поведай Ему все тревоги и желания твои, и Он успокоит тебя. Утомил ли тебя мир своей суетой и шумом — это скажи Ему, Он даст тебе Свой мир, не мирской мир, лживый и обманчивый, но Свой — Божественный, благодатный, вечный мир. Чем бы ни болела твоя душа: смущают ли многолетние давние страсти, было ли падение в недавнее время, есть ли другие какие язвы и скорби сердечные — открой сердце свое Ему, поведай Ему все свои язвы, скорби и трудности, и Он, врач душ и телес, исцелит, подкрепит и успокоит тебя, ибо милость Его всегда с Ним: "Се стою у двери и стучу"…
Вот Он…

Продолжение следует.

06.04.2001
1554
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru