‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Время покаяния

Проповедь священника Михаила Фролова, посвященная Великому посту.


«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало нынешнему рыданию?..»
Великий покаянный канон.

Возлюбленные братья и сестры! Мы получили от нашего Творца и Господа великий, безценный дар — жизнь. Господь нас создал, дал нам душу живую, и более мы никогда не умрем, если сами не погубим себя грехами, мы должны вечно жить и блаженствовать с нашим Господом и Создателем.
Да и эта наша жизнь земная: сколько в ней прекрасного. Сколько мы получаем способностей от Бога, сколько случаев сделать добро, сколько средств украсить себя и ближних добродетелями и угодить Богу нашему и Владыке.
Счастлив тот человек, который правильно, разумно строит свою жизнь, кто не тратит ее впустую, но проводит добродетельно, в терпении, любви, смирении, кто покаянием старается исправить себя. И очень несчастлив, жалок, неразумен тот, кто эту единственную, короткую жизнь проведет рассеянно, безцельно, кто небрежет о душе, грешит и не исправляется и вовсе не думает о вечной жизни и все свои силы, стремления, интересы полагает в этой земной жизни на тленные приобретения и пустые заботы.
Один старец посетил другого пустынника. Тот ради посетителя сварил немного похлебки и сказал: помолимся. Они встали на молитву и молились всю ночь, а наутро пришедший старец простился и ушел, а про еду они не вспомнили. Вот как молились наши святые, милые, богомудрые отцы. Они все забывали, времени не замечали, не слыхали ничего кругом, усталости не знали. И молитва их, как пламя, как столп огненный, поднималась ввысь и достигала Неба. Их молитва и мир держала, а мы… Мы бедны, мы оскудели такими молитвенниками, оттого нам так тяжело жить и спасаться, а сами мы молиться нисколько не умеем. Как это печально, как это странно и страшно!
Ведь эта жизнь — одно мгновение по сравнению с вечностью, и как страшно упустить это мгновение, которым можно спасти или погубить себя навеки. Так коротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк называет ее минувшим днем.
«Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет…» (Пс. 102, 15). И Апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4, 14).
Много ли мы с вами прожили? Много ли еще нам осталось находиться на этой земле? Что в нашей жизни было высокого, ценного?
Дорогие мои! Надо сказать, что жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь. Она полна грехов, беззаконий и всякой неправды. Она от рождения до гроба бывает искажена грехом непослушания. В каждом из нас с рождения лежит наклонность ко греху, к самочинию, к нарушению заповедей Божиих. Сознаем ли мы это? Видим ли грехи свои, свою душевную некрасоту и беззаконность нашей жизни? Чувствуем ли в себе это странное «семя тли», разложение, загнивание?
Вот смотрите: человек с семи лет стал стремиться к Богу, а в четырнадцать лет он уже был причислен к клиру Церкви, отрешился от мира с его соблазнами и суетой. Святой Андрей Критский почитается «столпом Православия», «образцом целомудрия»… И к Богу этот человек с горечью взывает: «откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало нынешнему рыданию?». Что тогда сказать нам, погрязающим в суете, гибнущим во грехах, среди искушений и волнений этого мира и наших собственных страстей?!
Авва Памва, великий пустынник, подвижник, приближаясь к смерти, говорил: «Отхожу к Богу так, как будто еще не начинал служить Ему». А мы? Мы-то? Мы не Богу служим, а бесов радуем своими грехами. Мы действительно еще и не начинали спасаться.
Какими слезами оплачем свою беззаконную жизнь? Чем очистим свою бедную душу, чем загладим свой греховный долг перед Богом? Если бы мы все увидели, каковы мы на самом деле, в душе у нас таится столько гнева, гордости, нечистоты и всяких страстей, — о, какой стыд тогда охватил бы нас!
Тихая гора Олимп. Сидит старец со своими учениками. Вдруг разбойник во всеоружии: «Не бойтесь, я пришел каяться» — «Исповедуй свои грехи при всех», — сказал старец. Какие только злодеяния не говорил он! Старец видел, как огненный юноша стирал с хартии грехи…
Возлюбленные братья и сестры! Счастлив тот, кто сумеет принести такое глубокое, решительное покаяние. Вся наша надежда, все наше утешение в том, что мы дожили до дней святого Великого поста, что Господь милостиво зовет и нас к покаянию и готов принять наши слезы и наше смиренное исповедание: согрешихом, беззаконовахом…
Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: «Кайся, грешник, не медли, не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море милосердия Божия».
И я с этого священного места призываю вас, чада мои возлюбленные, кайтесь, кайтесь и не медлите. Может быть, кто из нас кается последний раз; может быть, кто не дойдет с нами до конца этого постного поприща. Может быть…
Возлюбленные братья и сестры! Мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь — далеко. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время особенных трудов и подвигов, но и время особенной нам помощи Божией. Покаемся же. Окинем взором прожитую свою жизнь, оценим ее правильно. Она очень греховна, она недостойна звания Христианина, которое нас обязывает к святости, к высокой, внимательной жизни. Сознаем, что нам осталось мало времени, и поспешим принести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправлением своей жизни. Поспешим украсить себя добродетелями: святым терпением, доброделанием, молитвою, постом, покаянием, смирением. Умолим Бога за наши прошлые грехи, докажем искренность покаяния исправлением.
Покаемся и будем молить Господа, чтобы Он Сам помог нам исправиться. Сам очистил наши души Своею благодатию, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, Сам довел бы нас до его конца и до конца нашего земного пути и сподобил бы нас увидеть сияние дивного града — Небесного Иерусалима. Аминь.

Протоиерей Михаил Фролов
клирик Петро-Павловской церкви г. Самары
17.03.2006
1015
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru