‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Ветхое и Новое

Проповедь священника Владимира Балашова.


Самая известная и самая таинственная книга, конечно, Библия. Книга книг состоит из двух частей — Ветхий Завет и Новый Завет. Кто разделил Библию именно на два Завета и что такое завет? Завет — это договор. В этом случае рассматривается договор Бога и человека. Ветхий Завет — это старый договор, который был заключен между Богом и еврейским народом на Синайской горе. Человек должен выполнять десять заповедей, которые были записаны на каменных скрижалях, а Бог за это даст человеку Благословение и умножит дни жизни людей, даст детей, урожай и т.д. Именно такое религиозное мировоззрение называется ветхозаветным, когда человек почитает Единого Бога и соблюдает Божественный Закон ради благословления своего личного благосостояния и ради своих личных материальных целей. В этом контексте не идет речи ни о вечной жизни, ни о спасении в вечности. Только и именно эта жизнь и это время земной жизни имеет смысл, а другое неизвестно, оттуда никто не приходил, и есть ли там что — неизвестно. Трудись или не трудись, делай или не делай, все одно — смерть. Такое религиозное мироощущение называется ветхозаветным.
Но через всю эту большую часть Библии красной нитью проходит пророчество о Христе, что наступит время, когда придет Избавитель и Спаситель мира Христос, Который спасет всех людей от греха и смерти и дарует Царствие Небесное и жизнь вечную. Только эта надежда на пришествие Спасителя делает весь Ветхий Завет светлым и радостным, не все оказывается так мрачно, как описывает жизнь в своей книге Екклесиаст. Ветхозаветные люди все же верили в то, что наступит время — «и будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем» (Ис. 2, 2-5).
Эту надежду выразили в своих пророчествах и святые пророки Исаия и Михей.
И этот день настал, многовековая надежда людей оправдалась. В самый благословенный из дней Бог воплотился, сделался человеком, Мария Дева родила Сына Иисуса Христа, Который спас людей от греха и смерти. С пришествием Иисуса Христа исполнились все пророчества Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет закончился, а значит, и закончилось то ветхозаветное религиозное мироощущение. Господь Иисус Христос перед своими крестными спасительными страданиями заключил с человечеством Новый Завет. Завет Вечной Жизни.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Для того чтобы человек мог пребывать с Богом и Бог мог непосредственно пребывать с человеком, Господь основал Церковь, в которой Сам пребывает и дает нам возможность пребывать вместе с Ним. Именно это понимание Церкви — Новозаветное, а не то понимание Церкви как некоего учреждения, в котором Бог исполняет наши желания за исполнение внешних религиозных обрядов.
Это можно понять только с точки зрения Нового Завета, в котором перспектива жизни упирается в Вечность. С точки зрения языческого и ветхого мировоззрения это безумие, и это самое главное преткновение. Христос — камень, о который споткнулись многие.
Чтобы принять Новый Завет, нужно умереть для ветхого мировоззрения, изменить свое отношение к Богу — понимать Его не как исполняющего желания взамен благочестивой жизни. А как Бога, сшедшего с Небес, для того чтобы соединить с Собой всякого человека и даровать ему Жизнь Вечную, — но человека, который в это верует и также стремится к соединению с Богом через Таинство Евхаристии (Святого Причастия). Должно быть взаимное тяготение.
Чтобы родиться к вечности, нужно умереть для жизни ради желудка и тщетной славы. В этом и состоит смысл крещения. Из крещенской купели мы должны выйти уже новыми, верующими прежде всего в Вечную Жизнь и в Воскресение мертвых. Святая крещенская купель соединяет нас с Новым обществом, которое учредил на земле Сам Господь посредством Своих Апостолов, и это общество — наша Церковь.
Вне Церкви нет спасения, нет истинного нового богообщения. Находясь вне Церкви, человек вновь ввергает себя в безрадостное, унылое ветхозаветное состояние, где все суета сует и томление духа. Быть в Церкви — не значит заходить и ставить свечки, заказывать службы за родственников или просто постоять какое-то время. Быть в Церкви — значит быть участником Евхаристии. Потому что только в Таинстве Святого Причащения мы все, разрозненные члены, становимся единым Телом Христовым, Глава этого Тела Христос, а мы части этого Тела. Как всякая часть живого организма служит всему телу, так и каждый из нас своими талантами и теми дарами, которыми одарил его Бог, должен служить общему делу — распространению благой вести о Христе и Вечной Жизни.
Но часто мы не хотим расставаться со своей ветхостью. Многих людей вполне устраивают «деловые отношения» с Богом. Ты мне, я Тебе. Ты исполняй мои желания, а я за это буду ставить Тебе свечки и исполнять внешние религиозные обряды в свободное  время, которого часто просто и не бывает. Надо сделать это, и то, и другое, а на Бога часто совсем времени не остается. Потому и вся религиозная жизнь ограничивается тем, чтобы забежать на пять минут, поставить свечку и быстрей домой — жить своей главной жизнью. А это и есть ветхозаветная жизнь. Христос же нам говорит совсем другое. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20).
Новозаветная жизнь — это жизнь со Христом в Его Церкви. Это новые идеалы и новые цели, главное в которых — Вечная Жизнь со Христом, а остальное уже имеет второстепенное значение.
Итак, братья и сестры, оставим нашу ветхость, наши постоянные житейские попечения, которым никогда не будет конца, и устремимся ко Христу. Вспомним наши крещальные обеты, когда мы клялись верить Ему как Царю и как Богу. И будем стараться жить с Ним и в Нем, а это значит — будем пребывать в Церкви не номинальными Ее членами, а истинными Ее чадами, всегда пребывая в молитвах и преломлении хлебов, как наши древние собратья — первые Христиане.

Священник Владимир Балашов
настоятель Свято-Троицкой церкви с. Елховка Самарской области
23.06.2006
1106
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru