‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Вглядываясь в жизнь»

Размышления Православного священника. Из книги протоиерея Иоанна Гончарова.

Размышления Православного священника. Из книги протоиерея Иоанна Гончарова.

См. также

† †

Святые отцы в горестях чаще думали о радости, а в радости помнили о горестях. В этом заключена духовная мудрость.
А мы все заунывали от приходящих ветров антихристовых. Хотя Апокалипсис нам не только страшное открывает, но и о радостном говорит. А мы не внимаем, страхи поглотили нашу душу, потому что все немощны.
Святые отцы в своих рассуждениях много успокоительного открывают. Разве страшно будет только нам, верующим? Да сколько людей уже живут страхом смерти, страхом опасности и мучений, ибо все это — для всех людей, только в разное время. А мы печалимся? Да мы глупее неверующих! Разве не нам обещано избавление, не нам сказано о том, что Господь приготовил любящим Его? Или мы не хотим быть достойными этого дара? Видимо, не хотим, ибо Духа Божиего нет в нас из-за нашего малодушия, из-за нашего неверия.
Мы растворили свою душу в радостях этого мира, и его предстоящая гибель пугает нас. Наши грешные души разрываются между миром и Богом, желая соединить несоединимое. Мы не верим Богу своему, Который обещал нам Свою Силу, в немощи совершающуюся. Не в обычной немощи, когда мы ленивы, а в немощи, послушной Богу, когда человек, осознавая свою несостоятельность, отдает себя в руки Бога.


† †

Люди, мы — странные существа… Есть очень страшные, прямо жуткие вещи — мы же совсем их не боимся и… даже любим; а есть — простые, обыкновенные, обыденные ситуации, а мы их очень боимся. Отчего такая перевернутость в нас? Мы чего-то не видим, чего-то недопонимаем? Что с нами происходит?
Вот — змея, она страшна своим жалом, в нем заключена смерть. Если жало вырвать, то все другое в ней не страшно. Вот — смерть, ее жало — грех, если вырвать грех, то смерть уже и не смерть, а переход в Вечность. Мы каждый день умираем (умираем каждому дню) без всякого страха. Чего же бояться? День прошел — и, слава Богу, завтра будет день другой… Время впадает в Вечность, приходит наше время, и мы вместе с ним входим в Вечность — все так естественно, нормально…
Ошеломляющий страх смерти порождает ужасающее зло этого мира, корень которого кроется в грехе, потому его Господь и запретил. Из этого корня растет все жуткое разнообразие противоестественных страхов. А в чем жало самого греха? Его жало — в непостижимом «таинстве» обмана. Собирательная суть обмана, собирательная суть греха в том, что мы веруем во что угодно, но только не в Бога. Да и когда в Бога веруем, то веруем не так, как должно. Мы веруем кому угодно, даже тогда, когда наверное знаем — обманывают. И не верим Богу, обетования Которого подтверждены всей историей жизни. Потому безумные страхи сковывают нашу душу при мысли о смерти.
«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — говорит Христос (Ин. 14, 1), ибо веровать в Бога так же естественно, как верить в завтрашний день. Верою преодолеваются все страхи, и страх смерти тоже.

† †

В нашем положении постоянно согрешающих важно рассудительно относиться к Заповедям Бога.
Есть формальный подход к исполнению Заповедей и есть жизненный подход.
В чем заключается формальный подход? Внешнее, естественно, должно исполняться, но рассчитано оно на среднего нормального человека, живущего в нормальных условиях, что для современной жизни почти нереально. Жизнь изобилует всякими искушениями, обстоятельствами повышенной сложности и т.д., потому формальный подход к Заповедям — это нежизненный, лицемерный, фарисейский подход. Иисус Христос разрушил формальный подход словами: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
Все — для человека и его спасения. И часто так бывает, что жизнь влечет человека по бездорожью, где соблюдать правила «дорожного» движения просто невозможно, невозможно не запачкаться, невозможно не упасть. Но человек живет, и Господь не хочет смерти грешника, потому-то необходимо применять Божий закон и к условиям бездорожья. Заповеди — идеал, общее направление, согласно которому и нужно направлять свою жизнь.
Почему Заповеди даны в идеале? Наверное, потому, что Заповеди — это дверь, за которой — Вечность. Они — предел земного движения, обозначение границы между временным и вечным. Они к нам пришли из Вечности, с тем чтобы увести нас в Вечность, они приглашают нас в другое бытие — из плоти в Дух. Потому так трудно соблюдать Заповеди, ибо это — другая жизнь. Заповеди нас «высиживают» для вечной жизни, они не дают нам успокоиться в нашем теплом болоте. За это мы на них и сердимся.
«Будьте святы, потому что Я свят», — говорит Спаситель (1 Пет. 1, 16). Святость — таинственная вещь, она открывается не многим. Но есть здесь какая-то связь с благоразумным разбойником, иначе как же он первый в Рай попал (он никак не мог туда попасть, будучи нарушителем всех Заповедей).
Нужно Бога любить и совесть чтить, а остальное — как получится. Никто не волен родиться где и когда хочет и никто не волен над обстоятельствами своей жизни. Но именно в них сохранить по возможности и то, что Бог вложил в понятие святости, и есть главная задача христианской жизни и главная ее радость.


† †


Господь дал Заповедь о сохранении субботы и Сам ее нарушал, когда на то была необходимость в положительном ее разрешении.
Заповеди — это не какой-то непреложный абсолют, за который заходить нельзя. Они очень желательны, ибо делают жизнь по-настоящему красивой, но нет идеала, который сбылся бы на земле, все они — влекущие.
Бывает нарушение Заповеди для сохранения жизни. Например, есть заповедь «не лжесвидетельствуй», но когда ты покрываешь грех своего брата, говоря, что «ничего не было», то это бывает милосердие: с кем чего не случается… Прав Иосиф: узнав, что Мария беременна, хотел тайно ее отпустить, а по Заповедям ее должны были побить камнями (см. Мф. 1, 19-25). И так во всех Заповедях. Нужна благожелательность, нужно понимание, нужна рассудительность, потому что жизнь шире всяких ограничений. Она — вечная радость свободных тварей. Заповеди — звезды, правильно определяющие направление: сюда, к Богу, к Вечности, для всех и навсегда. Проходя вперед (ну, пусть даже в грязной обуви), нужно только идти осторожно, сильно не топтать, не забывать о благоговении, ведь впереди — Вечная жизнь.
Нарушение Заповедей возможно, но только обязательно — в положительном наклонении к милосердию, к пониманию, к состраданию… Иначе зачем дана человеку совесть? Послушать совесть — это посоветоваться с Богом.
Есть она, Совесть, — вечный совещательный голос вечной рассудительности нашей души. Да будет он благословен!


† †


Время — загадочное явление. Оно течет… И течение его ни от чего не зависит. Оно влечет нас через различные обстоятельства, которые от нас тоже не зависят, а вот мы от них зависим, и очень…
Несомненно, сегодняшнее нечестие и сверхъестественные соблазны — как проливной дождь, постоянно идущий (потопный дождь). И он ведь промочит всех — некуда от него спрятаться. Как же нам быть? А как быть тем, кто родился и вырос под таким дождем? Ведь дождь этот — гибельный. Гибельный и для тела, и для души. И самое страшное — растление детей, которые сами не понимают, что их растлевают. Легко быть хорошим, когда вокруг много хороших, а вот как быть, когда все не так?
Боль сердца, совесть вопиют к Богу о помощи, о снисхождении. По человеческому рассуждению, спрос без учета обстоятельств несправедлив, должны быть «льготы». И они, наверное, будут: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). Только призовет… Какие-то ниши приоткроются в строгом Законе Господнем. Это важно нам помнить, ибо дает какую-то надежду попавшим под проливной дождь. Бог, Благий и Человеколюбец, разберется со всеми не только по праведности, но и по милости: «кого миловать… помилую, кого жалеть… пожалею». Дни эти особенные, и потому, наверное, как-то по-особенному будет строиться ответственность. Блаженны, кому Господь не вменит греха. И, конечно же, это будут те, которые приложат все силы к тому, чтобы остаться людьми, будут стремиться к спасению.
Но сегодняшнее время знаменательно тем, что многие не хотят быть людьми — это тяжело, скучно, несовременно. Оправдывая себя, они говорят: «Время такое, ничего не поделаешь». А ведь есть в этом правда, ибо все трудное вообще сегодня стало еще труднее. По-видимому, когда это «трудное» станет невозможным (а дело идет к тому), тогда и совершится Второе Пришествие Христа.
Границы «невозможности» сужаются, это все ощутимей… Однако всегда во всех таких рассуждениях важно помнить: «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

† †

Воскрешение четверодневного Лазаря преубедительно, ибо покойник смердел… Но люди все равно не поверили. Не поверили, что Иисус Христос — Бог, потому что не хотели такого Бога… Им нужен был другой, свой, гордый бог, бог их представлений, «бог во имя свое». Они его сочиняли и измеряли собою, своими понятиями. Безконечное множество человеческих страстей породило столько искажений относительно суждений о Боге, что людям стало не под силу услышать Правду, Истину о Нем. «Они» тогда — это «мы» сегодня.
Вот почему Он взошел на Крест. Крест Господень — предел безпредельного самоотречения как путь к Вечности. Крестом для человека исчерпываются и любовь, и свобода, ибо любое самоотречение — это начало любви, то есть прорастание в Вечность.
Способностью к самоотречению в полной мере определяется качество человека и безошибочно предопределяется его вечная судьба, причем им самим, его отношением ко Христу и к Его Кресту.
Крест Христов — это солнце правды. Это вечная жизнь в любви, в том ее качестве, которое предполагает все во всем.

† †
Сегодняшняя нравственная катастрофа — она не только в России происходит, мир со всех сторон идет к своему концу.
Мы — христиане последних времен, вся Небесная Церковь сосредоточила внимание на нас — последних, за которыми закрывается завеса времени: «…и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 6).
Христиане последних времен — пожелтевшие, поблекшие листья, ветром времени раздуваемые над пропастью последних искушений. Все в мире устало от мрака грехов — все тянется к чистоте вечного Света; все износилось от фальши и лжи — все чает великого очищения. Миру предстоит обновиться. Нам бы не затеряться в этом смятении стихий и событий.
Апокалипсис — это высшая степень торжества жизненной правды, очищающей землю от всякой лжи и фальши. Нам не хватает такого понимания, потому необходимо учиться (срочно учиться) не цепляться за то, что обречено.
Наша вера, вера Православных христиан — самое непостижимое из всех непостижимостей. Она — невидимая сила, реальнее которой ничего в мире нет. Эта вера, живущая в наших сердцах, — вернейший залог благополучного преодоления всех искушений и вечного обретения Бога.

† †

Всемогущество Божие проявляется не столько в движении стихий, в преодолении законов естества, в изменении событий, сколько в том, чтобы изменить сердце человека и научить его терпеть, смиряться и любить. То есть совершает самое главное дело жизни — спасение от греха (растления).
Свидетельств Божия присутствия в сегодняшнем нравственном погроме — великое множество. Но мы привыкли «не туда смотреть», и потому не ощущаем нашего смиренного Бога, кротко стоящего возле каждого из нас, всматривающегося в веру нашего сердца, чтобы помочь ему… терпеть, смиряться и любить.
Он, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), совершает Свой суд над каждым из нас, и это нам помнить сегодня чрезвычайно важно. Нельзя перестроить обстоятельства, изъять нас из них, чего мы очень хотим, а нужно изменить наше отношение ко греху, с которым мы сроднились.
И беды, и скорби, которые обступили нас, — все посеяно и взращено нашей гордыней. И мы должны смиренно пожинать этот урожай.
Когда светит солнце — все оживает, даже грязь бывает какая-то веселая. Под солнцем радуется и скорбная, больная душа.
Вообще, радоваться нужно уметь (учиться). Нет и не может быть в мире такой скорби, которую бы Свет Христов не претворил в радость, нужно только веровать в Бога: «…веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36).
Беды, скорби, вся злоба мира — это замечательное пособие в познании сути жизни. Сегодняшнее вулканическое извержение греха и все последствия, которые он тянет за собой, объясняют сомневающимся, что грех есть зло, зло настоящее, и уничтожить его может только Бог.

† †

В Православии нет секретов, но есть тайны, поэтому Евангелие предлагает воспринимать жизнь по-детски, ибо в познании тайн жизни мы всегда дети и, как бы многие гордые души ни пытались вскрыть тайны бытия, ни у кого ничего не получилось. Наше желание быть как боги, чтобы все понять, безрассудно, ибо конечное и несовершенное есть нам приговор.
Понять этого не может гордость, когда, не уразумевая простого, покушается на сложное. И те противоречия, которые терзают наши души, отчасти созданы нашей гордыней — мучаемся тем, чего нет нужды разрешить.
Разум светит нам, чтобы не споткнуться в темноте на нашем коротком пути, большее ему недоступно. Мы — всегда дети, очень важно об этом не забывать. И в этом мире — мы в детском саду, в котором нас готовят к вечной жизни.

† †

Человек волен путешествовать везде, но смысл путешествий — возвращение домой, в свое Отечество, с багажом впечатлений, для того чтобы свою жизнь дома сделать значимее, интереснее.
Но совершенно безсмысленно путешествовать, забыв о доме, об Отечестве… Зачем и для кого безсмысленное хождение по жизни?

† †

Сегодня супермаркет — это как храм, а купля-продажа — как священнодействие. Имитация храма и священнодействия приводит к омертвению души — душа под такой «аккомпанемент» имитирует жизнь. А настоящая жизнь — в настоящем Храме при настоящем священнодействии. В нем — и настоящая радость. Мы пренебрегли Богом и потеряли эту радость, и теперь пустое нам представляется значительным.

† †

Две лепты вдовы… Она положила все, что имела. Никто не знает, кем она была раньше и как она жила, дойдя до такой крайней бедности. Евангелие нам об этом ничего не говорит, видимо, не это важно. Важен дар, который она принесла, им она ублажила Бога.
Хочется думать, что, как бы ты ни жил и в чем бы ты ни растратил свое «имение», важно то, что ты сейчас приносишь Богу измотанное грехом свое окаянное сердце в искреннем покаянии — все, что осталось, как две лепты вдовы.
Только это сейчас и важно!

† †

«…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
«…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Значит, Святая Церковь Христова при самых тяжких обстоятельствах БУДЕТ. При всем внешнем и внутреннем нестроении Она одна будет стоять. Вопреки всем кажущимся невозможностям Она одна все-таки будет возможна. Конечно, не в силе, не в славе, как всегда хочется мыслить о Церкви. И географически, и количественно, и качественно будет ее уничижение до последнего предела, ибо Церковь идет путем Креста. В растерзанном грехом мире не может быть благополучной Церкви.

† †

Что на сегодня главное? — Сохранение Православия и России. Это самое главное, очень нужное, но сегодня невозможное, а значит, и ненужное?
Спасать нужно то, что можно спасти, что зависит от нас, за что мы отвечаем непосредственно. Как мы можем влиять на то, что от нас не зависит?
Думается, сегодня нужно обратиться к своей душе, сосредоточиться на ней. В действительной жизни все действительно значимое заключено в зародыше искреннего покаяния, что и есть забота о своей душе. Без такого личного лечения мы не поймем того, что необходимо сегодня понять.
Все силы души необходимо сосредоточить на себе, на своем. Все другое — обман. Только через себя мы можем выйти на что-то полезное, если оно в планах Господних. И тогда как бы сами собой, без нашего, казалось бы, активного внешнего вмешательства, возродится дорогая нам Россия и сохранится наше Православие, которое есть душа русского человека.

Протоиерей Иоанн Гончаров
настоятель Казанского храма с. Новый Буян Красноярского района Самарской области
23.11.2007
1944
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru