‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дивное оружие — молитва и пост (Часть третья)

Продолжение.


Начало см.

Понедельник 4-й недели
Стихира (на стиховне, гл. 6) указывает нам особенный путь «возношения» (возвышения) — смирение. Пример исключительного смирения — Сам Христос. В притчах Своих и в учении Своем Он не раз убеждал слушающих, что смирение возносит. Но на примерах многих мы видим, что все-таки до смирения нам далеко. Остается просить: «Очисти, Спасе мой, и спаси мя».
Близится середина поста. Церковь зовет: «Страсти смирим телесные брашен отложением и сластей отвращением и древо Креста облобызаем верно». «Господу возопим: благодарим Тя, Благоутробне, спасающего сим души наша».
Остальные стихиры выражают поклонение Кресту как «оружию непобедимому, древу жизни, врагов отгнанию, сиянию светлому, силе праведных, ангелов светлости».

Вторник 4-й недели
Вспоминая услаждение вод горькой Мерры, Церковь зовет: «Страсти горчайшия от мыслей моих отжени и покаяния медом ум мой усладив, поклонника мя покажи честныя страсти Твоея».
Поклоняться честному Кресту Церковь призывает «чистотою», «умом же и устами». Чистота ума — это свобода от пленения страстями, чистота уст — это чистота и просветленность сердца. При таком содружестве ума и сердца «молимся достигнути и спасительное воскресение».
Вспоминая мытаря и фарисея, Церковь напоминает нам, что и мытаря грехами мы превосходим, и покаяния его нет у нас, фарисею подражаем возношением, не исполняя и того, что тот исполнял. Остается лишь просить Господа, «бесовское высокомудрие на Кресте» низложившаго, помиловать и спасти нас.

Среда 4-й недели
«Пощения путь преполовивше», вспоминаем веру Авраама, для которого было чудом принятие в жертву сына и возвращение его живым. Просим и мы: «нас, верою избавившихся от врага», сподобить Тайной Вечери причаститися, «в мире зовущих: Просвещение и Спасителю наш, слава Тебе».
«Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе…» Удостоверяя старую истину, что первую половину дела труднее одолеть, Церковь как бы успокаивает и воодушевляет: вот и половина поста позади, и «благих напряжение множайшее благодеяние творит». Теперь еще ближе мысль о Пасхе, которую Церковь готовится достойно славить.
Другая стихира вечера учит нас «в тайне добродетели» делать, ожидая «духовного воздаяния», «не посреде торжищ и распутий» делать напоказ, но «внутри сердца». «Пост совершаем, не сетующе лицы», но в глубине души молясь, непрестанно зовем: «Отче наш… не введи нас во искушение…» Не зря подчеркивается это прошение. Во время поста искушения усиливаются, и должны усиливаться наши бдительность и усердие, что далеко не всегда бывает, и горечь поражений и потерь пусть будет нам уроком.

Четверг 4-й недели
Кроме поклонения Кресту, всю неделю просит Церковь всех нас «поревновать мытареву покаянию», а не фарисейски хвалиться. Хотя это и всем известно, но если и удерживается человек от явного самовосхваления, то всем трудно избегать самомнения. Когда внимание обращается на самые корни грехов наших, то остается только взывать: «Боже, очисти нас, грешных».
Вечерняя стихира учит тому же: «От Господа, смирившего Себе, даже до распятия и смерти тебе ради, навыкни, душе моя, от возношения смирения, и от смирения возношения, о добродетелях не возвышайся, ниже себе праведну мнящи ближнего осуждай, якоже велехвальный фарисей, но в разумении низложенном прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя». То есть, помня свои грехи, которыми низложен, не берись мудрствовать лукаво, а молись молитвой мытаря.

Пятница 4-й недели
Последний раз поется «Днесь Владыка твари», и поклоняемся Кресту. Образ фарисея и мытаря все еще сопровождает увещания Церкви и желание возбудить в нас молитву и усердие искать покаяния и смирения мытаря, отвращаясь тщеславия фарисея.
«Страстем поработив души моея достоинство, скот бых: и не могу воззрети к Тебе, Вышнему, но долу преклонився, Христе, яко мытарь, молюся зовый Тебе: Боже, очисти и спаси мя».

Суббота 4-й недели
Посвящена памяти преп. Иоанна Лествичника. Вечерние стихиры ублажают его постоянную молитву и деятельное поучение (то есть опытное знание), что обогатило его благодатью и давало силы отвращаться «нечестивых советований».
Как ни восхваляет Церковь личные труды преподобного — постоянное покаяние, бдение на молитве, утверждение ума в вере, отвращение от непостоянных мирских утех, согласие на крест и последование узким крестным путем, но все это возможно человеческому усердию лишь при содействии «крепости Божественного Духа».
От имени самого преподобного Церковь зовет: «Возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную, ничтоже предпочтите паче любви Его, да егда приидет во славе Своей, обрящете упокоение со всеми святыми».

Воскресение 4-й недели
«Приидите, делаем в тайном винограде, плоды покаяния о нем творяще, не в брашнах и питиих труждающеся, но в молитвах и постех добродетели исправляюще: сими угождаем Господь дела, динарь подает, имже душа избавляет долга греховнаго, Едине многомилостивый».
Пройдя половину поста, «начало Божественного жития яве покажем». Труды первых недель уже должны как-то сказаться на нашем пути, чтобы «к будущему радостию» поспешить и сподобиться поклониться Страстям Христовым и Св. Воскресению.
Опять возвращаясь к притче о виноградарях, слышим призыв: «Виноград насадивый и делатели призвавый, близ есть Спас: приидите пощения богат есть Давец и милостив: мало делавше, примем душевную милость».
Вечерняя стихира напоминает притчу о милосердном самарянине, и впавшему в «разбойнические помыслы», прельстившемуся умом и уязвившемуся душой вряд ли стоит ждать помощи от проходящего мимо священника и левита, но прямо спешить к Господу за исцелением и поддержкой.

Окончание следует

Галина Пыльнева
24.03.2006
1446
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru