Мы представляем вниманию читателя авторскую работу известного иконописца Павла Бусалаева (на снимке). Сам он назвал свой труд "Святое без Бога". Мы же дали ему более узкое название — "Похищение образа".
Речь пойдет о рекламе. Вернее, даже не о рекламе, которая продает и призывает делать покупки, а о новом мировоззрении, которое стоит чуть ли не за каждым рекламным баннером. Все мы оказались в заложниках у той новой реальности, которая выплеснулась сегодня на улицы наших городов в виде наружной рекламы. Мы живем совсем в другом мире, чем еще десять лет назад. Но это было бы трудно явственно обнаружить, если бы не явилась она — РЕКЛАМА.
Этот феномен еще только начинает обращать на себя внимание Православных исследователей. Да это и понятно: первая реакция у всякого здорового человека — это отторжение, как раз нежелание видеть того, что нам назойливо навязывают в качестве городского ландшафта. Но сколько бы мы ни пытались не обращать внимание на то, что нам вещают с рекламных баннеров, сейчас это уже не удастся. Тем более, что на эти же плакаты смотрят наши дети и мы просто обязаны подумать хотя бы о них. Проехав по улицам наших городов, можно составить летопись современных пороков. Вот алчность растопырила кошелек. А вот бес блуда кокетливо предлагается с плаката. Рядом властолюбие ловит нас на крючок. И тут же нас покупают на любопытство, обжорство, стремление к праздности… Можно подумать, что наши грехи уже не умещаются в "потаенных комнатах" и через "окно" рекламы выплеснулись наружу, стали для всех зримыми. И нам всего лишь представляют мир как он есть… Но вглядевшись повнимательнее, заметишь, что рекламные щиты не столько отражают бушевание страстей, сколько ПРОПОВЕДУЮТ эти страсти. И коммерческий результат тут дело не главное, а всего лишь побочный эффект. У нас хотят отнять традиционное Христианское представление о грехе и искуплении, о преступлении и наказании, о добре и зле. Вот какими категориями "жонглирует" современная реклама! И потому не случайно, а именно неизбежно ее так часто заносит в область священного… Конфликт церковного сознания с предлагаемым рекламой мировоззрением неизбежен. Но чтобы победить рекламного монстра, нужно понять его, изучить законы, по которым он воздействует на наше сознание. И в итоге — противопоставить уродливой реальности нечто свое, позитивное.
Пока изучением этого феномена занимаются лишь на том берегу. Имею в виду вовсе не заграницу, а тех, кто находится по ту сторону рекламного мира. "Откровением снизу" для многих работников рекламы явилась жуткая, но по-своему глубокая (насколько могут быть глубоки "глубины сатанинские" см. Откр….) книга Пелевина "Generation P". При работе с такими источниками нужна определенная духовная закалка, иначе вред превысит пользу от знакомства с бесовским "откровением" (а иначе бы и зачем бесам говорить слова правды, если не для того, чтобы между ними протиснуть и слова лжи). Ценность предлагаемого труда еще и в том, что он попущен через призму Православного сознания. Вот почему даже говоря, по сути дела, об очень страшных вещах, о том, как святые образы, символы и понятия перехватывают буквально у нас на глазах совсем иные силы, Бусалаев не только не "пугает" нас, но напротив дает надежду на выход из этого иллюзорного тупика. Он искренне верит, что это непобедимое оружие — иконичность образа — снова окажется в наших руках и будет выбито из рук противника…
Павел Бусалаев первым указал на механизм заимствования в современной рекламной продукции приемов и законов, использующихся в иконописи. Впервые указал на рекламный плакат как на антиикону. И это знание несомненно вооружит нас. А также подвигнет на борьбу за подлинно церковную иконичность пространства наших городов, которое нам предстоит отвоевывать у рекламы.
Я познакомился с Павлом Бусалаевым в Издательском отделе Московской Патриархии, где он выступал на секции "Православная журналистика" в рамках Десятых Рождественских чтений. Он дал интервью "Благовесту" перед началом презентации. По моей просьбе передал редакции компакт-диск со своим проектом и дал разрешение на его использование в сети интернета.
В осуществлении этого проекта мы руководствовались осознанием своего долга как можно большему числу людей сказать правду о той квазиреальности, которую создают на наших глазах под видом коммерческой рекламы. Надо ли говорить о том, что к рекламе как таковой, как двигателю торговли, никто из нас не относится негативно. Мы лишь хотим вернуть рекламу в ее естественные рамки, не дать ей перерасти в соблазн, в целое мировоззрение, враждебное Православию. Надеемся, что эта работа привлечет внимание других Православных исследователей к этой весьма актуальной проблеме. В Самаре уже второй год действует Комитет в защиту нравственности, призванный добиваться соблюдения нравственных норм в области рекламы. И этот проект, надеемся, поможет в нашей работе.
Антон Жоголев, редактор Православной газеты "Благовест",
заместитель председателя Самарского
комитета в защиту нравственности
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru