‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Страница о Святителе Николае Чудотворце

Перенесение в Бари мощей Святителя Николая (Благочестивое похищение)

Замысел отправиться в Миры и увезти мощи Святителя Николая вызрел в умах барийцев после 1071 года, когда Бари был захвачен варягами и утратил роль столицы византийской Италии. Таким способом они надеялись вновь поднять престиж своего города.

В те времена присутствие мощей того или иного святого не только почиталось за знак Небесного покровительства, но и вызывало приток богомольцев, что, в свою очередь, помогало экономическому развитию края. Несомненно и то, что баряне еще задолго до их экспедиции в Миры глубоко чтили Святителя Николая. Об этом свидетельствует такой факт — имя Николай по распространенности было в Бари на втором месте, уступая лишь Иоанну (Джованни).

Как и в других городах, завладевших чтимыми мощами: в Венеции (святой Апостол Евангелист Марк), Беневенто (святой Апостол Варфоломей), Салерно (святой Апостол и Евангелист Матфей) — так и в Бари жители чаяли увидеть на своей земле мощи великого святого. Выбор Святителя Николая диктовался не только его местным почитанием. Малая Азия лежала на традиционном пути барийских торговцев, плававших в сирийскую Антиохию для сбыта зерна и закупки тканей.

Здесь покоятся мощи Святителя Николая Чудотворца.

Придя в Антиохию и успешно поторговав, опередив при этом соперников-венецианцев, барийские моряки и купцы, числом не менее 62 человек, взяли курс на Миры Ликийские. Пристав к мысу Андриаке, исстари служившему для Мир гаванью, 47 барян сошли на берег и отправились к церкви Святителя Николая, что стояла на расстоянии примерно одного километра от города. В церкви они представились паломниками, однако под своими плащами пришельцы скрывали мечи и другое оружие. Греческие монахи сопроводили «паломников» к гробнице Святителя Николая, где те вдруг объявили о своем намерении увезти мощи, сославшись на вещий сон. Один из монахов бросился к выходу, чтобы поднять тревогу среди жителей Мир, но его задержали силой.

После некой суеты двое юношей, барянин Маттео и один француз, Александр, разбили каменную крышку раки и вынули мощи Святителя Николая, которые буквально плавали в источаемой ими «манне». Они вручили мощи двум священникам, бывшим с ними, отцам Лупо и Гримуальду. Вполголоса запев молитвы святому, похитители направились к кораблю. Судно уже было в открытом море, когда на берег прибежали разгневанные жители Мир, извещенные монахами.

Сначала море было неспокойным, но затем волны улеглись, и плавание прошло благополучно. 9 мая 1087 года три корабля вошли в порт Бари. В тот момент владыки города отсутствовали: и герцог Руггерий, и князь Боэмунд находились в Риме. Поэтому моряки торжественно передали святыню уважаемому бенедиктинскому аббату Илии. Спустя два дня в Бари объявился архиепископ Урсон, направлявшийся в Трани, дабы оттуда отплыть на Святую Землю.

Архиепископ решил, что такой святыне подобает храниться в кафедральном соборе, и направил своих вооруженных людей для взятия мощей. Однако народ желал иного: барийцы думали соорудить для Святителя Николая особый храм, достойный его славы. Когда горожане отказались выполнить наказ архиепископа, разгорелась настоящая схватка, погибли двое или трое юношей. Умелым посредником выступил аббат Илия, сумевший убедить архиепископа в необходимости возведения нового храма. Для этой цели решено было выделить часть территории пустовавшего тогда дворца византийского наместника.

Базилика Святителя Николая в Бари.

Пользуясь доверием как архиепископа, так и народа, аббат Илия в первых числах июля того же 1087 года приступил к сооружению величественной базилики, которая до сих пор является одним из лучших образцов романского стиля в Европе.

О ее строителе, аббате Илии (†1105), напоминают несколько реликвий — в первую очередь, его надгробие, сооруженное из древнеримского саркофага в конце спуска в крипту, а также его кафедра (аббат впоследствии стал архиепископом Бари). Об эпохе первоначального сооружения базилики напоминает и столб в крипте, обнесенный решеткой, — вокруг него сложилась популярная в народе легенда, что он перенесся из Мир Ликийских чудесным образом, молитвами Святителя, при устройстве крипты и что при прикосновении к нему с горячей молитвой могут совершаться чудеса. Так Бари стал известен не только как столица Южной Италии, а как город Святителя Николая.

Старинная икона «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари».

Богомольцы стремились к раке Святителя Николая в Мирах Ликийских и ради чудодейственного мира, или «манны». Выше говорилось о том, что когда барийские моряки взломали мраморную плиту, дабы извлечь из раки мощи Святителя Николая, они нашли их буквально плавающими в этой святой жидкости. Мироточение продолжалось и после перенесения мощей Святителя в Бари, с самых первых лет нахождения раки с мощами святого на италийской земле. Именно тут возник благочестивый обычай наливать миро во флаконы и затем раздавать их паломникам, прибывающим в Бари со всех уголков Христианского мира. Делалось это для исцеления болящих и для укрепления в вере, а также из почитания Святителя Николая. Некоторые благочестивые почитатели Святителя Николая просто держали в своем доме как благословение Святителя и Чудотворца пузырьки с миром от его мощей.

Храм в Мирах Ликийских (на территории современного города Демре, Турция). В этом храме служил Святитель Николай Чудотворец.

В течение столетий упоминания о мироточении гробницы в Бари встречаются многократно. Это и буллы Папы Климента VI, и указ царя Стефана Душана (1346), и «Откровения» шведской королевы Бригитты (1370), и «Заявление» архиепископа Антонио Путео (1571), не говоря уж о многочисленных документах, связанных с рассылавшимися по всей Европе флаконами с миром, в том числе королям, князьям, владыкам.

Благочестивая традиция раздачи флакончиков с миром, приносящих особое утешение болящим, сохранилась до наших дней. В самом деле, с течением веков миро от Святителя Николая стало одной из самых желанных реликвий, ведь сама близость мира к мощам святого делает его святыней.

Миро собирают раз в год — на весенний праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари. После вечернего богослужения 9 мая (в Барии празднуют память Святителя Николая по новому стилю), возглавляемом архиепископом Бари, приор доминиканской общины достает специальным черпаком истекающую от мощей жидкость и распределяет ее по флаконам. Ее количество незначительно, и поэтому часть этого чистого мира сохраняется для храмов и общин, особо почитающих Святителя Николая. Другая ее часть распределяется по емкостям со святой водой. Тем самым, пусть и разбавленное, миро доходит до тысяч богомольцев из десятков стран, стекающихся к Барийской базилике.

Миро можно получить в небольшой лавке рядом с базиликой, называемой «залом пожертвований». Напомним, что во флаконах там — святая вода с капельками чистого мира. Ее можно пить, а также помазывать пораженные болезнью участки тела. 


Пергамент (ок. 1175 г.) с именами 62 барийских моряков, участников перенесения мощей Св. Николая в 1087 г. из Мир Ликийских (совр. Турция) в Бари.
1189




Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru