Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Предисловие

Эту небольшую самиздатовскую книгу передала в редакцию 90-летняя жительница Самары Александра Федоровна Пирожкова. Страницы отпечатаны на машинке, зеленый переплет, на титульном листе заглавие — «Всенощное бдение». По-видимому, эта самиздатовская рукопись увидела свет в начале 1980-х годов. Рядом пояснительная записка: «Из архива Натальи Сергеевны Самуиловой», — и две фотографии. На фото — сестры Софья и Наталья Самуиловы, авторы недавно изданной в столичном Православном издательстве «Никея» пронзительной книги воспоминаний «Отцовский крест».

Наталья Сергеевна Самуилова.

Наталья Сергеевна Самуилова родилась 28 августа 1914 года в селе Острая Лука Николаевского уезда Самарской губернии. Она была младшей дочерью в семье протоиерея Сергия и матушки Евгении Самуиловых. Когда Наташе было всего пять лет, матушка Евгения умерла. Девочку воспитывали отец и старшая сестра Софья, которой в год смерти матери исполнилось четырнадцать.

Семья Самуиловых отличалась крепкими духовными корнями и традициями. Матушка Евгения происходила из старинного духовного рода, ее отец священник Виктор Кубарев был духовником Самарской Духовной семинарии. Отец протоиерея Сергия Евгений Егорович Самуилов преподавал в Самарской семинарии литургику и гомилетику и был секретарем училищного совета.

Софья и Наталья Самуиловы получили в основном домашнее образование. Если Софья Сергеевна успела два с половиной года проучиться в Самарском епархиальном духовном училище, то Наталья Сергеевна не смогла даже окончить среднюю школу — ее как дочь священнослужителя лишили такой возможности и по окончании седьмого класса исключили из школы. Но девочки с детства привыкли помогать отцу в его литературной и миссионерской работе. Отец Сергий Самуилов до революции активно занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1920-е годы вместе с сыном Константином участвовал в публичных диспутах верующих с атеистами, организованных «Союзом воинствующих безбожников». Софья и Наталья помогали отцу и брату, делали для них выписки из духовных книг, доставали и переписывали сохранившуюся духовную литературу.

Софья Сергеевна Самуилова.

Когда церковь в Острой Луке закрыли, отца Сергия Самуилова перевели служить в город Пугачев Саратовской области (до революции город назывался Николаевском и относился к Самарской губернии). В 1930 году протоиерея Сергия Самуилова арестовали и приговорили к трем годам ссылки в город Кунгур Пермского края. По дороге к месту ссылки отец Сергий скончался. Его место в Воскресенском соборе города Пугачева занял его сын священник Константин. 15 сентября 1934 года и он был арестован вместе с братом Михаилом и сестрами Софьей и Натальей.

Самуиловым ставили в вину «участие в контрреволюционной группировке церковников, размножение антисоветской литературы, написанной Сергием Самуиловым», а также обучение детей Закону Божьему. Тайно от властей у себя на дому учить детей прихожан Закону Божьему по просьбе родителей начал еще протоиерей Сергий. Дети отца Сергия продолжили занятия, Софья и Наталья переписывали духовные книги, молитвословы, акафисты и раздавали их всем желающим. Восемь месяцев братья и сестры Самуиловы провели в саратовской тюрьме НКВД, а потом были сосланы в маленький городок Бек-Буди в Узбекистане.

После окончания срока ссылки отец Константин с сестрами Софьей и Натальей переехали жить в Куйбышев. О судьбе их брата Михаила нам ничего не известно.

В Куйбышеве Самуиловы начали хлопотать о восстановлении закрытой властями в 1938 году Петропавловской церкви. Наталья Сергеевна Самуилова несколько раз ездила в Москву, ходила по инстанциям и в итоге добилась того, что церковь в 1944 году была открыта и в ней возобновились Богослужения. С тех пор она долгие годы входила в приходской совет Петропавловской церкви.

В Куйбышеве сестры Самуиловы жили очень скромно. Софья Сергеевна окончила курсы кройки и шитья и подрабатывала шитьем, Наталья Сергеевна какое-то время работала бухгалтером. Они неукоснительно посещали Богослужения. В свободное время они продолжали переписывать для верующих молитвы, акафисты, духовные книги и интересные статьи из «Журнала Московской Патриархии», собирали и записывали свидетельства милости Божией верующим по молитвам ко Господу и святым. В части архива сестер, хранящейся у Александры Федоровны Пирожковой, сохранились тетрадочки с акафистами, статьями из журнала, рукопись собрания писем к духовным чадам игумена Никона (Воробьева), ныне выдержавшего несколько переизданий. Некоторые рассказы из архива сестер Самуиловых были опубликованы в «Благовесте» в 1991-1992 годах, два из них вошли в книгу «Благовест. 300 золотых страниц», изданную к 20-летию газеты в 2011 году.

Во время ссылки в Бек-Буди, Узбекистан. 1936 г. Стоят слева направо: Наталья Сергеевна Самуилова, Михаил Сергеевич Самуилов, Анна Никитична Крылова, Софья Сергеевна Самуилова; сидит справа — Мария Федоровна Мансурова (остальные неизвестны). 

Александра Федоровна Пирожкова познакомилась с Софьей и Натальей Самуиловыми в Петропавловской церкви. «Я воспитывалась в многодетной верующей семье, — говорит Александра Федоровна, — с детства привыкла молиться. Жили мы в Ульяновской области, а потом нас раскулачили и отправили в ссылку в Архангельскую область. Потом я вышла замуж, жила в Куйбышеве, работала на хлебозаводе. В церковь не ходила долгие годы. И как-то вдруг так потянуло к храму, к соборной молитве, что я перестала бояться, что уволят с работы, еще как-то накажут, и стала ходить в Петропавловскую церковь. Сначала только по праздникам, а потом и каждое воскресенье. Прихожане первое время относились ко мне с недоверием: время такое было, каждое новое лицо в церкви было под подозрением — а вдруг это соглядатай от власти? А потом Софья Сергеевна и ее сестра Наталья со мной познакомились, дали мне почитать духовную книгу. Я уже не помню, что за книга была, но так она меня потрясла, что я её всё читала и читала и никак не хотела расставаться с ней.

И тут так случилось, что я тяжело заболела, меня прооперировали, и я месяц почти пролежала в больнице. И когда снова пришла в церковь, принесла книгу, чтобы наконец ее отдать Софье Сергеевне. Софья Сергеевна и Наталья Сергеевна мне признались, что уже и не чаяли увидеть ни меня, ни свою книгу. Я им всё рассказала — как болела, как переживала, что книгу не отдала, — и с тех пор они меня очень полюбили, стали меня опекать, давать книги, молитвы, молились за меня.

Вскоре Софья Сергеевна заболела и умерла. Наталья Сергеевна осталась совсем одна — их брат отец Константин еще раньше умер, я его не знала. Они все трое похоронены на Старом городском кладбище Самары.

Они с сестрой сначала жили на Челюскинцев, потом им квартиру дали в пятиэтажной хрущевке на Воронежских озерах. Я часто ходила к Наталье Сергеевне домой, помогала ей по хозяйству, ходила за молоком для нее. Ей еще девочка одна помогала, Светланой ее звали — она училась в школе рядом с ее домом, и пионеров в этой школе прикрепляли к одиноким пенсионерам, чтобы они им помогали. Вот эта девочка Света мыла у нее полы, еще что-то делала по дому. Она потом, когда выросла, стала глубоко верующей, пела в церковном хоре.

Когда Наталья Сергеевна умерла, меня не было в городе, я не была на ее похоронах. Потом мне принесли коробку с ее архивом. Я до сих пор акафисты читаю по тетрадкам Натальи Сергеевны. Пока могла, ходила к ним на могилку. Сейчас уже давно из дома не выхожу, ноги сильно болят…»

Наталья Сергеевна Самуилова отошла ко Господу 28 сентября 1991 года на 77-м году жизни. Незадолго до ее смерти в Самаре вышел первый номер Православной газеты «Благовест». Наталья Сергеевна очень тепло встретила выход первого в городе после десятилетий безбожия Православного издания. Передала в редакцию для публикации свою работу «О Божественной Литургии», которая публиковалась в нескольких номерах 1991 и 1992 годов. И вот теперь, почти через 25 лет, в редакцию пришла ее работа «Всенощное бдение».

Софья (слева) и Наталья Самуиловы с братом священником Константином.

Из книги «Отцовский крест» знаем, что детей в семье Самуиловых с детства приучали сознательно относиться к Богослужениям, учили их понимать всё, что читается и поется на службах. И будучи еще маленькими девочками, Софья и Наталья осознавали красоту Православного Богослужения, умели глубоко переживать каждый его момент. Об этом свидетельствуют очень трогательные и поэтичные описания церковных служб.

Их отец протоиерей Сергий всегда стремился к тому, чтобы прихожане понимали все, что происходит в храме. Просил чтецов читать как можно медленнее и четче. Сам в проповедях разъяснял прихожанам все моменты Богослужения. Он даже написал статью «О Богослужении на русском языке», которую зачитывал в 1907 году на Благочинническом съезде 2-го округа Николаевского уезда Самарской епархии. Эта статья сейчас есть в интернете и используется сторонниками русского языка в Богослужении как аргумент в споре, нужно ли переводить наше Богослужение с церковнославянского языка на современный русский. Тут нужно отметить, что отец Сергий Самуилов в свое время категорически не принял обновленчества, горячо отстаивал Православие и сам никогда не служил на русском языке. В той своей статье он предлагал на сельских приходах, где прихожане в основном малограмотные, по согласованию с прихожанами служить на русском языке — для того чтобы все поняли и запомнили каждое слово, произносимое на Богослужении. Его доклад был встречен критически, и больше тему Богослужений на русском языке отец Сергий не поднимал. Но все годы своего служения стремился к тому, чтобы его прихожане не просто «выстаивали службу», а осознанно молились вместе со священником, чтецами и хором.

Сейчас трудно сказать, была ли Наталья Сергеевна Самуилова единственным автором работ «Всенощное бдение» и «О Божественной Литургии», или эти работы писались в соавторстве с ее сестрой Софьей, братом священником Константином. Но в любом случае написаны они под влиянием отца — протоиерея Сергия Самуилова. В них сделана попытка досконально объяснить все моменты Богослужения, даются переводы на русский язык возгласов священника, молитв, которые читаются и поются — всего, что новоначальный или невнимательный прихожанин может неправильно понять.

Мы надеемся, что публикация этих работ принесет читателям несомненную духовную пользу. Просим правильно относиться к этому тексту — не как к Богословскому трактату, не как к академической научной работе. А скорее как к «народному Богословию», обращенному к простым верующим людям и написанному в доступной, даже поэтичной форме. Наверное, одним из предшественников этого подвижнического труда сестер Самуиловых можно считать известного писателя Николая Васильевича Гоголя. В конце жизни он написал удивительный по глубине труд «Размышления о Божественной Литургии». Мы допускаем, что в публикуемом тексте сестер Наталии и Софии Самуиловых с точки зрения академического богословия могут быть какие-то неточности, произвольные суждения, поэтические сравнения, — но все это окупается с лихвой тем подлинно Христианским духом, который так явственно веет из каждой строчки этого удивительного творения. Эта книга имеет еще и историческую ценность. Она показывает, что в годы гонения на религию в нашей стране всегда были люди, которые сохранили верность Христу и в неимоверно трудных условиях делали все возможное для духовного просвещения соотечественников. Уверены, что труд этот и сейчас найдет своего читателя, принесет пользу многим людям.

Ирина Кузнецова.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru