Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

IV. Новое время

В Новое время постепенно углубляется отход европейской культуры от христианских ценностей. Место религии занимает наука. После Ньютона и Декарта мироздание начинает рассматриваться как огромный механизм, человек как биологическая машина. В числе прочих наук, которым "гипотеза о Боге" показалась излишней, стала бурно развиваться медицина. 

Детские трупики из анатомической коллекции Рюша положили основание Кунсткамеры нашего царя-преобразователя Петра I. Кунсткамера стала прародительницей Российской академии наук и всех музеев России. 

Врачи мужчины постепенно оттесняют женщин повитух из сферы родовспоможения. В общественное сознание начинает внедряться представление о беременности, как о болезни, и о родах, как о сложной хирургической операции, при которой необходимо активное медицинское вмешательство со стороны врача. 

В Средние века под влиянием христианской морали и законов аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной деятельности. Поворотным становится 1852 г. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением вопиющей статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Вслед за этим медицинская наука начинает отстаивать и другие медицинские показания к искусственному аборту, и, прежде всего, в тех случаях, где беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за плодоизгнание начинает вытесняться из законодательств европейских государств. Плодоизгнание сохраняет при этом за собой статус преступления "против жизни, против семьи и общественной нравственности".

История научного акушерства полна трагедий, вызванных врачебными ошибками, такими как эпидемия родильной горячки, десятилетиями косившая рожениц в первых роддомах Европы. Образованные врачи были "выше предрассудков", заставлявших повитух и рожениц соблюдать строгие правила психофизической гигиены, в частности избегать покойников. Научной теории болезнетворных микроорганизмов ведь тогда не было. На научных собраниях травили Земмельвейса, предлагавшего обеззараживать руки раствором хлорной извести перед врачебными манипуляциями. В уличной одежде, порой даже не помыв руки после вскрытия трупа, врачи заносили смертельную инфекцию в организм женщин. Стрептококк и способы борьбы с ним были признаны уже после смерти Земмельвейса, после открытий Пастера. В наши дни никакие научные доводы не в силах отвратить медицинское сообщество от производства абортов. 

В Новое время в научные одежды облекается миф об угрозе перенаселения, встречавшийся еще у Аристотеля. В 1798 г. выходит в свет книга английского священника Томаса Мальтуса. Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее улучшение общества. Влияние идей Мальтуса основано на простоте его центрального тезиса: люди размножаются настолько быстро, что экономика за ними угнаться не может; рост населения необходимо сдерживать, иначе начинаются войны, голод и эпидемии. При этом единственным приемлемым способом уменьшения числа рождений сам Мальтус считал поздние браки и воздержание, полагая контрацепцию как и любое другое средство избежать рождения греховными. Мальтус, не желая того, стал основателем таких направлений общественной мысли как мальтузианство и неомальтузианство. Неомальтузианство было взято на вооружение идеологами планирования семьи, контрацептивной и абортивной революции. 

Теория эволюции Чарльза Дарвина так же была впоследствии "развита и дополнена" в целях апологии безбожия, а затем и попыток качественного улучшения (евгеника) биологического вида Homo Sapiens и ограничения количества его особей.
Впервые в мире искусственный аборт был узаконен в качестве эксперимента в период Французской революции (1791-1810 гг.). Последующие революции так же будут сопровождаться легализацией абортов и попытками уничтожить христианскую церковь.


<> <> <>

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Фредерик Рюйш — представитель медицинской школы университета Лейдена в Нидерландах. При жизни анатома его «Кабинет», где в маленьких гробиках выставлялись бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенных бусами, цветами и маленькими свечками, был открыт для посещения два раза в неделю. В книге записи посетителей на тринадцатой странице можно увидеть автограф Петра I, приехавшего в Амстердам в 1697 году. Царь, по рассказу голландского современника, был поражен искусством Рюйша: «Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку». 
Современники воспринимали препараты Рюйша как восьмое чудо света. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что «смерть — это милость, дарованная всемогущим Творцом». Петр I в числе прочих своих талантов был практикующим врачом и патологоанатомом. Несколько раз приходил царь в «Кабинет» Рюйша, стремясь заполучить коллекцию Рюйша. В конце концов, царь заплатил за нее огромную по тем временам сумму — 30 тысяч гульденов (стоимость трех стопушечных линейных кораблей). Но секрет бальзамирования трупов мастер так и унес с собой в могилу. Наследие Рюйша было благополучно доставлено в Петербург и положило начало петровской Кунсткамере — прародительнице Российской академии наук и всех музеев России.

<> <> <>

Лозунг "Право женщины распоряжаться своим телом" — завоевывал себе место в европейской культуре с трудом. Его первые рубежи — это так называемые медицинские показания к аборту, т.е. специфически медицинские случаи, например, анатомически узкий таз, или гидроцефалия плода (водянка мозга), когда рождение ребенка ставит жизнь матери под угрозу. Постепенно происходило расширение медицинских показаний, к ним стали относить болезни сердца, почек, туберкулез, душевные болезни, наследственные заболевания и т.п. 
Силуянова И. В. Современная медицина и православие.

На фото: Семья, перенесшая рахит. Париж, 1900 г. 
A family with rickets. Paris, 1900.

Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru