‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Эффект Черного квадрата

24 ноября в Самарский областной художественный музей прибыла одна из самых скандальных картина ХХ века «Черный квадрат» Казимира Малевича.

24 ноября в Самарский областной художественный музей прибыла одна из самых скандальных картина ХХ века «Черный квадрат» Казимира Малевича. Казенную процедуру распаковки привезенной картины музейные работники обставили как торжественную церемонию, чуть ли не как священнодействие. А для показа печально известного полотна самарские архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы разработали специальный арт-проект под названием «Черный квадрат: Аудиенция». Слово «аудиенция» означает не просто встречу, но официальный прием у августейшей особы, высокопоставленного лица. Так с кем же нас в этот раз так заботливо решили познакомить музейные работники? И к какой такой «высокой особе» в эти дни за весьма скромную плату получили доступ самарцы? Попробуем разобраться. Но для начала отметим, что арт-объект «Аудиенция», созданный специально для «Черного квадрата», это особая, и чуть ли не культовая организация пространства — павильон в виде треугольной призмы внутри музея. Павильон ведет зрителей к «Черному квадрату», как к некоей «святыне», создавая ощущение восхождения к «иконе». Cтены павильона, сужаясь к углу с «Черным квадратом», усиливают концентрацию энергии картины… «Малевич заявил, что квадрат — это новая икона. Мы решили повторить это. Холст находится в углу сужающегося коридора, и к нему необходимо подняться. В итоге зритель остается наедине с картиной. Получается своеобразная аудиенция», - рассказал Дмитрий Храмов.


Выставку анонсировали еще весной. Но ее пришлось отложить из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. И вот теперь даже и весьма тревожные цифры статистики заражений коронавирусом не помещали «Черному квадрату» прибыть в наш город. Скандальное полотно будет находиться в Самаре до 20 декабря. Тогда-то и выдохнем с облегчением: кажется, отпустило…


В Самару привезли скандально известную картину Малевича.

«Дни Эрмитажа» в Самарской области открылись 26 ноября. И конечно же главным событием стало открытие выставки одной картины из собрания Государственного Эрмитажа – «Черного квадрата» Казимира Малевича в Самарском областном художественном музее. Министр культуры Самарской области Борис Илларионов без обиняков назвал происходящее «историческим событием». А генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обратился к самарцам с экрана: «Вы увидите одну из самых главных картин XX века — «Черный квадрат» Малевича. Это очень важная вещь, которая как раз нуждается в выставке одной картины, потому что ее надо рассматривать пристально и очень долго. Мы согласились привезти картину в Самару, потому что в нашу коллекцию она попала из вашего города. Я надеюсь, что «Черному квадрату» в Самаре будет хорошо».

Директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова отметила: «В настоящее время ни к одному из «Черных квадратов», которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, нет доступа, и только здесь, в Самарском художественном музее — единственное место на нашей планете, где его могут увидеть люди». Сомнительная честь, согласитесь… Пылилась «картина» никому не нужная - в запасниках огромного музея. А тут подвернулись мы, провинциалы, и принимаем на «ура» небрежно закрашенную дощечку.

Мне и смешно, и как-то неловко читать всю эту солидным тоном произнесенную абракадабру. Известные люди, заслуженные, культурные, всерьез гордятся тем, что привезли в Самару черную дыру, черную метку, уводящую зрителя куда-то вниз, в пустоту… Да еще и обставили это как некую инициацию, чуть ли не как приобщение людей к инфернальным безднам… Ну привезли бы просто, без пафоса. Повесили бы в общем ряду, кому очень надо увидели бы. Но ведь нет! Иногда провинция старается бежать впереди паровоза… Все это было бы смешно, когда бы не было так… страшно! Каждый день мы видим медленно, но неуклонно ползущую вверх статистику заражений ковидом. Народ живет в нервном напряжении, и невольно ищет в искусстве хотя бы какой-то отдушины, какой-то надежды для себя. А тут нам вместо хлеба предлагают камень, а то и даже вместо рыбы – змею (см. Лк. 11;11). И вместо высоких образцов классического искусства - из Эрмитажа, где великих шедевров столько, сколько и за жизнь не пересчитать, привозят черную дощечку, по-видимому, символизирующую небытие… Какая-то дурная символика видится мне в этом. Тут поневоле задумаешься, загрустишь… И полезут в голову мысли о недобром предзнаменовании. Давайте же станем уважать себя, тогда и нас, может быть, тоже уважать начнут. А пока падки мы на такие вот «шедевры», кроме мякины нам ничего другого и не подсунут из культурных столиц. Как говорится, «пипл и так схавает».

Впрочем, картина эта не просто так приехала в Самару. Она вернулась к нам чуть ли не как к себе домой. Ведь четвертый вариант картины Малевича, созданный им в начале 1930-х годов, был обнаружен только в 1993 году в Самаре. Живущие в нашем городе родственники художника Малевича принесли картину в спортивной сумке в самарский «Инкомбанк» (вспомните его слоган: «Есть истинные ценности!» Ну и как же тут не появиться «Черному квадрату»? Вот уж ценность так ценность, особенно если в долларах считать). Банк сразу приобрел картину за 250 тысяч долларов. А когда в скором времени обанкротился (не из-за «квадрата» ли и обанкротился?), в погашение своих долгов выставил на торги картину Малевича. Она была приобретена миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 млн долларов США (около 28 миллионов рублей по тогдашнему курсу валюты). Он и передал картину на хранение в Эрмитаж, где ее тут же и поместили в запасник. И вот все вернулось на круги своя: «шедевр» Малевича вновь в Самаре!

Ну а самый свой первый Квадрат Малевич сляпал на скорую руку еще в 1915 году для футуристической выставки. «Черный квадрат» висел там обособленно от других работ художника, на самом видном месте, в красном углу, где в русских домах вешают иконы. Многие тогда уже восприняли эту картину как вызов Православию, как антиикону. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую футуристы ставят взамен Мадонны». И само появление перед революцией этого Черного квадрата стало одним из симптомов грядущей гибели.

Работник экскурсионного отдела самарского музея Дмитрий Сысоев в телефонном разговоре сообщил, что интерес к выставке одной картины довольно большой. Ажиотажа нет, но людей приходит много. Еще задолго до завершения выставки у «Черного квадрата» побывало более 3 тысяч самарцев. А сколько еще придет за оставшиеся дни!.. Особенно много посетителей было в первые четыре дня работы выставки, когда посещение было безплатным. Вообще же стоимость билета 200 рублей (100 рублей для студентов), и это чуть ниже, чем на обычных выставках. Но когда речь идет всего лишь об одной картине, то стоимость билета вполне приличная, считает музейный работник. Среди посетителей есть и те, кто не «оценил» это произведение русского авангарда. Но устроители выставки, конечно же, и не рассчитывали, что картина всем понравится. А в целом интерес к картине большой.

В отзывах под статьей об открытии выставки на одном из самарских новостных порталов я увидел немало характерных высказываний. Некоторыми хочу поделиться:

Брось на улице - никто не поднимет...

Самая идиотская мазня в мире.

Когда читаешь восторженные отзывы о подобном шедевре, хочется напомнить искусствоведам сказку Андерсена "Платье короля". И задать им вопрос: когда же в вашей среде найдется мальчик, который бы сказал "а король-то голый"?

Когда смотришь вживую даже маленькие картины Леонардо да Винчи, от них трудно оторваться - краски словно живые, они буквально «дышат». Это магия. Уж какая, не знаю. Может, и Малевич там чего-нибудь в черную краску намешал, раз многие с ума сходят...

Только умственно отсталый может восхищаться этим квадратом. Если я треугольник нарисую, будете восхищаться? Что, интересно, вы в нем увидели, светлое будущее?

Главное чтобы правильно повесили картину, а то опять перепутают верх с низом.

Малевич пошутил, а окружающие глупцы в восторге. Представляю, как этот Малевич смеялся до колик над ними.

Люди, очнитесь!!! Вы что смотреть-то собираетесь? Это живопись? Ну включите разум уже.

Бытовое восприятие искусства еще хоть как-то пытается отстоять себя под выверенными разящими ударами по сознанию людей профессионалов-искусствоведов. Но тщетно… «Черный квадрат» непобедим. И чем дальше, тем больше. Моя дочь сегодня вот только рассказала, что когда говорит кому-то, что она художница, ее первым делом спрашивают о «Черном квадрате». Он сейчас у всех на устах.

А Малевич гениален хотя бы тем, что первым уловил законы психологии масс. Согласно этим законами обыватель не способен мыслить критически, и будет считать гениальным все то, что ему тысячу раз назовут гениальным. Ведь большинство руководствуется не своим пониманием того, что перед глазами, а что ему скажут авторитетные специалисты. И это позволяет легко убедить общественное мнение в верности даже самого абсурдного утверждения. В психологии этот феномен так и называется «эффект Черного квадрата». Кратко это выразил небезызвестный Козьма Прутков: «Если на клетке со слоном написано буйвол, не верь глазам своим».

Пока еще не все готовы поверить в ложь, повторенную многократно. Но к этому идет. Раз уж министр культуры называет приезд такой картины историческим событием, а директор Эрмитажа призывает нас рассматривать «Черный квадрат» очень долго, что уж тогда остается всем нам? Только склониться перед авторитетами и гуськом пойти на аудиенцию по всё сужающемуся коридору. Чтобы преклонить колено перед черным оком Саурона… простите, Квадрата.

В 2015 году о картине высказался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его глубокая и точная духовная оценка ставит все точки над i. «Я признаю место Малевича с его «Черным квадратом» в современном искусстве, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Потому что его черный и страшный квадрат – подлинное отражение того, что в душе самого Малевича было. И он отражает не только самого Малевича, но и отражает дух эпохи. А для того, чтобы понять, что с нами происходит, вы возьмите Владимирскую икону Божией Матери и «Черный квадрат» Малевича. И вам никаких доказательств больше не нужно. Вы видите, что с человечеством произошло».

Другое важное высказывание принадлежит недавно умершей от коронавируса известному искусствоведу, Президенту государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой: «Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация – «Ребята, всё кончилось».

Точнее не скажешь!

Сам Малевич относился к этой картине как к главному своему произведению. Не случайно на гражданской панихиде по художнику в 1935 году в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Черный квадрат». Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нем черным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Черный квадрат». На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован черный квадрат на белом фоне, с подписью — К.С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве, где находился единственный тогда в стране крематорий, «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов. Там же художника и кремировали. А картина зажила уже своей жизнью.

Ну а Казимир Северинович мыслил себя демиургом, этаким вселенским оком, заменившим Всевидящее Око Господа. Вот что о себе вещал Малевич в 1920-х годах литературоведу Бахтину в Витебске: «Я, художник, вне трех измерений, мною изображенных. И как художник созерцающий помещаю свой глаз по ту сторону трех измерений. В четвертом измерении, если уж считать их арифметически. Но их арифметически считать нельзя. Нельзя сказать: три измерения. Их тридцать три, триста тридцать три… и так далее, и без конца. И вот в этих измерениях, измерениях мировых, космических, вселенских, я как художник помещаю свой глаз… Сам я, как человек… Вы можете меня ударить... Но как художника попробуйте меня ударить. Мой глаз, которым я смотрю, вне ваших возможностей…»

Малевичем был вполне сознательно введен термин «всевидящее око» – как определение скрытого от непосвященных некоего образа, смотрящего с картины на зрителя, но это око не имело ничего общего с Богом. Малевич сознательно создавал «антииконы». Вот и его квадрат – словно бы иллюстрация к известному изречению Ницше: «Когда ты вглядываешься в бездну, бездна может вглядеться в тебя». И все эти посетители выставки, студенты, зеваки, «ценители искусства», с какой бы целью ни подходили они к черной бездне картины, не важно, что там в ней разглядят они, если вообще что-то разглядят. Важно то, что бездна разглядит в них самих. Каждый из них может получить на память от аудиенции незримую черную метку… Быть может, преувеличиваю. Даже не знаю. Но от встречи с «Черным квадратом» хотя бы на всякий случай все же советую воздержаться.

…Не просто же так за красивые глаза добился вдруг Малевич таких головокружительных карьерных высот при большевиках. Когда многие другие художники голодали и холодали, он стал народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА. Его стремление уничтожить традиционное искусство было одобрено на самом верху (впрочем, верх и низ в той системе власти понятия весьма относительные). Луначарский всячески опекал своего протеже, и двигал в массы его творчество. Когда художника по ошибке все-таки арестовали (да и кого тогда не арестовывали?), вскоре вызволил Малевича из узилища. И дал ему «охранную грамоту» от новой власти. Тогда-то и начинается широкая известность «Черного квадрата».

Актуальное искусство, к сожалению, все дальше уходит от подлинного творчества (которое всегда со-творчество с Богом!) - в черную магию и стихию зла. Пошло по пути, проложенным «Черным квадратом». Все это тоже сфера зла, и зла тем более опасного, что очень часто оно как зло и не воспринимается. Поддерживаемый СМИ и всевозможными грантами, обслуживаемый тучей «искусствоведов», один вот такой вот «демиург в штатском», который подсовывает нам свои черные квадраты или треугольные груши, синие бороды, гораздо опаснее сотни деревенских колдунов. Если те малограмотные «знахари» пытаются навести «порчу» на своих несчастных соседей, то этот «демиург в штатском» старается замутить уже сами источники жизни.

Надо же! в эпидемию ковида нас убеждают пореже выходить из дома, не посещать массовые мероприятия, не бывать без крайней необходимости в публичных местах. А тут вдруг во всеуслышание зовут на встречу с Черным Квадратом! Когда надо горячо молиться и поддерживать в людях веру в то, что жизнь продолжается, и эпидемия рано или поздно отступит, надо лишь сейчас соблюдать все меры предосторожности, в это самое время из Северной столицы к нам приезжает это вот самое «инкогнито из Петербурга» - художественный символ чего-то, прямо скажем, не слишком оптимистичного. Мне кажется, и в благополучное-то время радоваться приезду Черного квадрата не стоило бы. Ну а сейчас в и без того тяжелые дни добавить еще черноты – неправильно, недальновидно. Очень жаль, что самарские музейные работники начали такое важное дело, как сотрудничество с Эрмитажем, не с какого-либо подлинного шедевра, которыми славен Эрмитаж, а с пресловутого Черного Квадрата. Что там ни говори, но хоть в одном был прав известный ценитель авангардной живописи Никита Сергеевич Хрущев: «Черного кобеля не отмоешь добела».


40
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru