Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Погибнет память его с шумом…

Скандально известный протодиакон Андрей Кураев запрещен в служении.

Скандально известный протодиакон Андрей Кураев запрещен в служении.


29 апреля указом Святейшего Патриарха Кирилла временно запрещен в служении до церковного суда заштатный клирик Московской епархии протодиакон Андрей Кураев. Пишу это вот всё только у себя в Репортере. И тоном таким, что я не позволю себе в церковной газете, которая ляжет на церковный лоток. Просто захотел уж высказаться, как Бог на душу положит, безо всяких там околичностей.

Случившееся вчера - далеко не точка еще в этом деле. И шума будет много. Но хотя бы то хорошо, что пусть и с огромным запозданием, наша церковная власть начала заниматься этой проблемой. Потому что дальше не заниматься ей было попросту невозможно, немыслимо. Если у нас остался хотя бы какой-то еще инстинкт самосохранения (не говорю уже о бОльшем – ревности по Богу, этого сегодня мало у нас). Отец Андрей сделал все для того, чтобы быть вот так вот наказанным. Зачем, для чего? Есть своя логика даже и в нелогичных поступках. Если сравнить внешнюю причину случившегося, то есть эту волчью фразу, написанную им впопыхах в своем весьма популярном блоге по адресу почившего протоиерея Александра Агейкина, с теми последствиями, которые она будет иметь, то мы удивимся несопоставимости величин. Но порой то, что для нас кажется не столь значительным (по сравнению с другими скандальными высказываниями того же Кураева), для Бога имеет совсем иное значение. Иную величину. Может, как раз этой вот вроде бы и рядовой мерзости и не хватало для того, чтобы уже окончательно «скинуть с рук» церковного диссидента.


Ну зачем он, такой весь умный и образованный, ляпнул оголтелую злобную чушь? Зачем так вот грубо переступил едва ли не последнюю, еще оставшуюся им не попранной, моральную черту? А вот затем. Хотелось. Логика поступков и не могла его привести к чему-то иному.

Другой пример, хоть и с вариациями, но из этого же ряда. Протоиерей Владимир Головин из Болгар зачем-то (сам не знает, зачем!) на всю страну перед телекамерой стал рассуждать о том, как справлял нужду (прости меня, Господи!) Господь наш Иисус Христос. Ну вот зачем ему это понадобилось, да еще при детях, да еще в день похорон матери? А вот хотел. Хотел сбросить с себя еще и это «табу» (чтобы уже в полной мере себя ощутить духовным этаким суперменом, которому никакой закон не писан). Последствия быстрые и тяжкие – лишение сана.

Другой «коллега» отца Андрея, тоже отец Андрей, только наш самарский протоиерей Федосов, он же «киберпоп», не удовлетворился своими наглыми высказываниями в ютюбе про свое неприятие канонизации святого Царя Николая. Ему и этого мало показалось. Стал вот еще нахваливать Ленина, делиться, как ездит к нему в мавзолей всей семьей на поклонение. Зачем? А хотелось. А не мог молчать «от избытка сердца». Теперь он под запретом, не служит.

Зачем-то же вот Вечелковский (бывший иеромонах Амфиан) ляпнул первому встречному тольяттинскому журналисту о своих нетрадиционных наклонностях. Ну вот зачем? А так надо. Его тут же лишили сана.

Это я к тому, что Бог в какой-то момент лишает их разума, чтобы очистить от них же Церковь. Как загадочно в Библии сказал Господь: «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх. 7:3), чтобы вывести народ Свой из египетского плена, а самого фараона при этом примерно наказать.

Чтобы священноначалие начало действовать, нужны серьезные, очень серьезные причины - в виде скандала. В виде массового возмущения. И эти отступники такие вот причины своими бездумными и циничными высказываниями сами же на свою голову и создают, даже вопреки своим же интересам. Не могут молчать. Потому что Бог окончательно ожесточил им сердца. Потому что по-другому этих нигилистов в рясах из Церкви ну никак не выкурить.

Посмотрите, какая фраза взорвала общественность? Когда отец Андрей издевательски-грубо обозвал тупым карьеристом умершего от коронавируса известного священника. Даже в миру так не принято: о покойном или хорошо, или никак. А Кураев здесь преступил даже и мирской обычай, не говоря уже о Христианской заповеди. Ведь гордыне всегда мало того, что есть. Ей хочется дальше и больше. Глубже. До самого конца. Хотя и конец ей уже в аду. Где жарко.

До этого случая кого угодно много лет последними словами поносил Кураев в своем блоге, и ничего, как-то сходило с рук. Но захотел вот быть «самой папою римской», как старуха из пушкинской сказки, и добрался в своих «разоблачениях» уже до недавно почившего священника. Живых судить да рядить ему было уже не с руки, решил замахнуться на Божий суд. Ясно всем, что в его оскорблениях нет ни слова правды. Не для правды это и писалось. А хотелось в своей отмороженности духовной дойти до конца и края. Дошел. И теперь лишится всего, что имел священного, сана. Отец Андрей Кураев давно уже не в Церкви и даже не около. Он вне. Служит своей гордыне, а не Христу. Давно уже разрушает нашу веру талантливо и умело. Мало ему было изгаляться над всеми в своем блоге, так он еще и на одном из «православных» сайтов известных написал, что семьдесят (или сколько там?) процентов наших Архиереев – есть «голубое лобби». И «православный» сайт известный эту вот мерзость клеветническую преспокойненько напечатал, да что у нас творится такое? А в ответ тишина… Никто и ухом не повел. Не пришли тогда еще, видно, сроки. И Бог не скинул с рук. Не то теперь происходит.

Сожженный в своей совести, он еще немало наделает таких вот дел. Но уже извне, не изнутри. А там-то извне ходят и не такие еще моральные уроды. Там настоящие чудища обла перемещаются по редакциям и радиостанциям, будто в невесомости, парят в теле- и радиоэфирах. Взять того же Невзорова, к примеру. Или вот какую-нибудь Латынину, возомнившую себя в силах «развенчать» Самого Христа (и тоже – молчок зубы на крючок на ее потуги, это как будто никого и не касается из нас). Так что на их фоне, так что в такой вот компании умник наш будет выглядеть почти что прилично. Он опасен внутри церковной ограды (и сейчас он еще из нее окончательно не извергнут). Вот пока С. Чапнин сидел в Московской Патриархии, вреда от него в разы больше было, чем сейчас, когда он отрабатывает всякие там не то католические, не то либеральные гранты, но уже не может реально влиять на ход церковных дел.

Кураев мой личный и давний враг, хотя в этом и нет ничего личного. И я этого ни от кого, ни тем более от него, не скрывал и не скрываю. Мы с ним знакомы, находились не раз в жесткой полемике (нормальная, то есть не жесткая полемика с этим хамом в сане диакона просто была невозможна) и в очной, и заочной полемике - всякой. Немножко вот чувствую его волчье нутро. Потому что и сам когда-то получал от него неслабо, и иногда удавалось (пусть и как моське слону) наносить удары по его расплывшейся в гордыне моральной физиономии. Но давно уже всякую с ним полемику прекратил. Надо ведь уважать позицию тех, с кем споришь. А он давно уже враг Церкви Христовой, по крайней мере, я так это вижу. Убедите меня, если не прав. И конечно же я сегодня рад тому, что он наконец оказался под запретом. Когда он стал писать о том, что в храме можно заразиться и от святой Чаши, от самих Святых Даров (чему Кураев посвятил немало своих кощунственных записей в блоге), одна моя сотрудница как бы ни о ком конкретно, а просто литературно заметила: «Редкая сволочь долетит до середины Днепра». К слову, и эта вот так и не долетела (я тоже лишь вообще, а никак не конкретно о ком-то).

Сам не раз битый, не люблю, когда в спор вмешивается начальство, но тут другой случай. И без этого уже никак. На покаяние и вразумление этого волка уже даже и не в овечьей шкуре, а давно уже просто волка в церковной ограде, Кураев ведь при всем при том еще и искренний в своей ненависти человек, я и не надеюсь. Полагаю, что он теперь упрется – и это приведет его к лишению сана. Как и всякого врага, я его немножко люблю. Даже им чуточку восхищаюсь. Но надеюсь, что он уже не вернется (ведь тогда каяться ему придется ох и во многом же!).

И все славословия на его счет, мол, многих в Церковь привел своим «отмиссионериванием», - они все-таки сомнительны и на меня не действуют. Приводит в Церковь Господь. И те ребята, которые начитались кураевских книжонок, были скорее искалечены ими, чем укреплены духовно. Многие так и не выберутся из этих умело расставленных им интеллектуальных тенет и ловушек (молодые священники, а сейчас уже и не очень-то молодые - не лейтенанты, а капитаны уже и майоры церковной жизни, говоря армейским языком). Он их отвращал от нормальной церковной жизни, а вовсе не укоренял в ней. Внушал, что «рацио» важнее благодати, пиар важнее служения. Ловкач референт важнее старца. Что все эти наши там чудеса, старцы, Матренушка, Благодатный огонь – все это и есть «оккультизм в Православии», не больше и не меньше. И ему ведь кто-то верил. За ним ведь кто-то шел!

Отец Андрей Кураев духовно оступился и полетел в пропасть вверх тормашками, когда со своей больной головы начал лить на здоровую и издал книгу (очень, очень давно!) «Оккультизм в Православии» (да, да, именно так - в Православии, а не где-то еще!). Там и Блаженной Матронушке досталось на орехи, и много кому еще. И эти вот наши кураевской выделки свежеиспеченные батюшки, пришедшие в Церковь на волне кураевщины, потом и вовсе прочли его же книгу «Сегодня ли дают печать антихриста?", и стали надолго, если не навсегда непромокаемы к нормальной Православной духовности. Кого-то исцелит и вразумит натуральная приходская жизнь, кто-то напротив, начнет ее ваять под это кураевское убожество. Станет «головастиком» во Христе, то есть, начнет подвергать без должных знаний и опыта рациональному расчленению органическую церковную жизнь, которая созидалась веками и поколениями церковных тружеников. Явно не такими, как отец Андрей Кураев, который пришел в Церковь тёпленьким, прямо с кафедры научного атеизма. Может, у нас сегодня была бы в Церкви атмосфера более чистая, чуть более подвижническая, более искренняя и доброжелательная, если бы не разлагающие миазмы кураевского «богословия», если бы не его «отмиссионеривание» церковной молодежи. На лучшую поросль нашу российскую современную он наложил печать того самого Зверя.

Борьбу с ИНН мы продули из-за Кураева во многом. Сам отец Андрей мне об одном случае рассказывал: когда в 2001 году в Троице-Сергиевой Лавре собралась обсудить «проблему ИНН» Синодальная богословская комиссия, в ее решения удалось провести «кураевский» тезис о том, что «внешнее не влияет на внутреннее» (я упрощаю). И вот тогда-то, прямо там, кажется, в трапезной, после публичного оглашения принятых решений, отца Андрея, в ту пору еще просто дьякона, и проклял один из уважаемых лаврских старцев. Простите, не помню его имени, но это был не Архимандрит Кирилл, а кто-то из подвижников менее известных (иначе бы я запомнил). Еще раз, это я слышал от самого Кураева, тогда этим проклятием весьма возмущавшегося. И вот это проклятие легло мельничным жерновом на совесть отца Андрея. Стало его тащить вниз, пока и не привело уже к полному отступничеству.

А ведь как только отец Кураев всех нас (и меня) не обзывал тогда! «Чипсами», «ИННистами» какими-то, за словом в карман не лез. Интеллигентность – интеллигентностью, а оскорблять он умел самыми отборными словами (вот и здесь справедливость восторжествовала, ведь именно за «слова» его и выдернули сейчас за шкирку из церковного служения). Он даже открыто, с трибуны Рождественских чтений призывал к тому, чтобы из Церкви были выдворены все «ИННисты (так он называл тех, кто не хотел принимать пресловутые коды). Похоже, ему бы доставило несказанную радость, увидь он тысячи своих единоверцев в расколе, а то и вовсе… в аду. С него станется. Вот и я не буду печалиться о его запрещении в служении. Ну а вот мы, те, кто был тогда против ИНН, мы в Церкви остались, не все – кто-то и правда отпал, - но многие, работаем Христу, насколько Он дает нам сил и талантов. И вместе с нашим Святейшим Патриархом Кириллом выступаем теперь уже против глобального электронного концлагеря. А из церковной жизни сначала постепенно, а теперь вот уже вполне резко изгоняется как раз сам Кураев. В чем осудишь, в том и пребудешь!

Долго, долго ему попустительствовали, терпения Святейшему Патриарху не занимать. Но все же вот время пришло.

Надеюсь, очень надеюсь, что больше он к нам не вернется. Ибо его возвращение было бы гибельным для многих людей. И соблазном для еще большего числа. Что бы он ни вытворял, какие бы мерзости ушатами не выливал нам на головы, все ему сходило с рук. И только когда обозвал почившего пастыря, словно бы пелена спала со многих глаз. Да он же волк! – воскликнули в сердцах те, кто еще вчера зачитывался его хлесткими «разоблачениями». И эта волна негодования дошла до Святейшего Патриарха Кирилла. Значит, мера беззаконий кураевских хлынула, наконец, через край. Может, и это тоже зачтется на том свете доброму пастырю протоиерею Александру Агейкину. Который и в своей кончине послужил Церкви тем, что помог извергнуть из наших рядов затесавшегося «мысленного волка».

Однажды, уже много лет назад, увидел его я во сне. Но не самого его, а только его жилище. Как будто прихожу к нему домой, к Кураеву. Дверь полураспахнута, вхожу. А его нет. По комнатам гуляет тревожный такой сквозняк. Пусто как-то, не прибрано, одиноко. Шелестит сквознячок валяющейся на полу газетой. Почему-то охватила меня в его жилище тоска. И печаль за него. Как он живет со всем этим? Дом пуст, дом какой-то несчастный. Оставленный. С этим нелегким чувством проснулся.

Дом его души давно уже покинут нашим смиренным Господом. Но как долго – подивимся и этому!- держал Он его на Своих пробитых гвоздями ладонях! Ведь держал его же, держал вопреки всему. Верил, что образумится. Давал шанс. Долго не сбрасывал с прободенных рук. Наверное, тоже ценил, как и мы, за недюжинные способности. И вот теперь сбросил.

Значит, надежд уже никаких. И будет падение его с шумом (см. Псалом 9).

58
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru