‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

В годину искушений…

Попытка толкования Апокалипсиса в период изоляции в связи с коронавирусной инфекцией.


Попытка толкования Апокалипсиса в период изоляции в связи с коронавирусной инфекцией.

Пишу это в домашней изоляции. Надо же чем-то заняться с пользой. Вот и решил открыть Апокалипсис. Вдруг да найду там что-то про коронавирус - и вокруг него?

Тем более, вчера жена тревожно спросила, есть ли что в Евангелии про все эти беды. Я ответил общЁ: есть, мол, про глады и моры по местам, как начало болезней. Но не сейчас вот будет кончина. Дочь уточнила: ведь там сказано и про «военные слухи», то есть, все эти информационные вбросы могут сильно преувеличивать опасность? Конечно, могут, согласился я. А что еще я мог сказать.

И вот взял в руки довольно давно не открывавшуюся мной книгу Откровения. Листать пришлось не долго. Едва ли не на первых же ее страницах сразу нашел то, что на мой взгляд имеет прямое отношение к делу. И дает нам определенные надежды. А хорошей новостью, ведь, хочется же поделиться с другими.

Сразу оговорюсь: из меня толкователь Апокалипсиса аховый. Ни знаний нет богословских, ни навыков, ни даже амбиций. Но опыт церковный есть. И не малый. Так вот почему бы не поделиться своей находкой с такими же, как я, обычными людьми, а не с высоколобыми богословами (перед которыми заранее поднимаю обе руки). Кстати, был в моей профессиональной жизни Православного журналиста такой один эпизод. Переписывался по интернету я с современным толкователем Апокалипсиса. И даже сайт он в ту пору сделал, это было лет пятнадцать назад. И что же? До того он дотолковался, что якобы Горбачев скоро вновь придет власти, и все такое. На этом я с ним переписку прекратил. Вежливо откланялся. А теперь вот и сам по его стопам… Уж простите.

Привожу заинтересовавший меня отрывок целиком. Это глава 3, стихи с 7 по 13 Откровения Иоанна Богослова. Жирным выделяю слова, которые попытаюсь как-то объяснить на сегодняшний лад. Читаем: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:

знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрекся имени Моего.

Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».


Давайте разберем этот отрывок по полочкам. Филадельфийская церковь, по мнению многих толкователей (Лев Тихомиров, в первую очередь), есть та счастливая благодатная Церковь последних времен, которая послужит последнему расцвету духовности перед концом. «Зрелым плодом» Христианства называет ее в своем толковании протоиерей Сергий Булгаков. Филадельфия до сего времени является богатым христианским городом с населением в 15 тысяч жителей. Турки называют Филадельфию «Аллах-Шер», то есть «Божий-город». Недавняя встреча лидеров Поместных Православных Церквей в Аммане, Иордания, проходила в … Филадельфии. Так назывался в древности этот город. Не случайно!

Уже давно начался, похоже, последний светлый для Церкви - филадельфийский период. За ним следом – лаодикийский (демократический) идет, с его атрибутом - духовной теплохладностью и церковным «мещанством» (тоже по толкованию протоиерея Сергия Булгакова).

«Ты не много имеешь силы» - говорится о Филадельфии, считай, о нашей сегодняшней церковной реальности. О, да, силы у нас прямо скажем немного. Духовной силы – в особенности. Не то что горы переставлять (это-то бы ладно еще, пусть стоят себе, где стояли), а даже от явного и публичного поругания святых наших – Царя Страстотерпца Николая и его семьи - не смогли защитить и в год столетнего юбилея их мученической кончины (вспомним «Матильду»). И это надо просто признать, как данности, и больше не лезть на ветряные мельницы. Раньше были силы, теперь нет, вернее, мало, очень мало. Примеров и доказательств могу привести сколько угодно, но стоит ли? Откройте газеты, а лучше интернет. «Ты всё поймешь, ты всё увидишь сам», - как пелось в известной песне советских еще времен.

Но все же и это тоже о нас: «сохранил слово Моё, и не отрекся имени Моего». Это значит: Бог не оставил нас – пока мы не оставили Его.

Далее следуют слова об иудеях: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя».

Протоиерей Сергий Булгаков считает, что эти слова относятся к тому периоду, когда иудеи массово будут принимать (в конце времен) Православие. Суждение спорное. Может быть и не совсем так. Здесь прямо не говорится об обращении иудеев (зато об этом прямо говорит в своих посланиях Апостол Павел).

Как мы видим, Бог избегает называть иудеями современных нам представителей иудаизма. Будет невежливо это здесь как-то объяснять. Лишь осторожно намекну, что иудеи до распятия и Воскресения Христа, и иудеи после распятия и Воскресения Христа – это две большие разницы, как все еще говорят в Одессе.

Видим ли мы сегодня массовое обращение иудеев? Нет. Отдельные случаи, и не такие уж редкие, это пожалуйста. Есть даже и священники. Лично знаю нескольких. Исключений все больше, но нового правила в этом пока что не усматриваю. Христос сокрыт еще от Своего народа, как это было и две тысячи лет назад. Отдельные всплески, которых все больше и больше, не меняют всей картины.А между тем речь-то все равно ведь идет о наших с вами временах. Хоть и последних, да наших!

Думаю, здесь говорится не об обращении иудеев (оно произойдет в уже прямо апокалиптических реалиях), а о нашей моральной, скажем так, победе в давнем споре двух сил на мировой арене. Те, кто считает себя иудеями, сегодня не могут не видеть притягательных особенностей русского широко понимаемого мировоззрения. Иудаизм не смог стать нравственной альтернативой современному безбожному секулярному миру с его гей-парадами, ювеналкой и всем-таким-прочим. Израиль вписался во все эти печальны реалии и уже сам серьезно терпит от всех этих более чем сомнительных новшеств. И только Россия с ее природным консерватизмом может еще пока служить нравственной альтернативой таким вот системным проявлением оголтелого, я бы сказал, практического безбожия. Это факт.

Придут и поклонятся и познают, что Я возлюбил тебя, - говорит Господь. И это уже в какой-то степени налицо. А обращение – это следующий этап. В этом отношении для меня особую роль играет такая сверхпубличная медийная фигура, как Владимир Рудольфович Соловьев, телеведущий канала «Россия-1». То, что происходит с ним у всех на глазах, его духовное и политическое преображение, в широком смысле слова можно соотнести со значительной частью современного еврейства. Соловьев то и дело повторят, что он не просто еврей, а именно иудей, и мы ему верим. Но послушайте, что он говорит про Бога, про веру, про современный мир, про традиционные ценности, про русских и украинцев, и про все такое. Это слова человека, принявшего как свою – русскую систему координат, принявшего русский взгляд на мир. Его можно упрекнуть в неискренности, заказном характере и прочем. Я так не считаю. Вначале может и было. Но маска постепенно стала лицом. Мы больше привыкли, когда лицо становится маской. А тут все наоборот. Хотя при этом ничуть не утратил телеведущий сугубо еврейских особенностей мышления, поведения, и это конечно же плюс, а не минус. При этом стал частью русского мира. Стал могучим оружием русского мира. Стал, можно сказать, зримой иллюстрацией к этой вот строчке Апокалипсиса про иудеев.

Но пора перейти к главному. К коронавирусу…

В середине этого фрагмента говорится: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле».

«Слово терпения» Господа мы сохраняли и сохраняем с безпримерным русским долготерпением уже больше века. Не надеясь при этом на какое-то воздаяние. Просто терпим – и все. А вот оно, воздаяние, наконец и пришло! Оно в том, что показатели по заболевшим и по смертности от коронавируса у нас заметно, в разы лучше чем в Европе и за океаном. Вчера, 31 марта, в США умерло от коронавируса 700 человек. Президент Трамп уже предупредил соотечественников, что впереди их ждут две или даже почти три (ну то есть как раз до нашей Пасхи!) тяжелейшие недели, каких Америка еще не переживала никогда. Потом станет легче. А у нас? У нас в России вчера умерло от вируса 7 человек. Ровно в сто раз меньше. Почему? Это какая-то временная только лишь отсрочка, или же что-то иное? Читайте Апокалипсис, там всё сказано: «Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную». Это как раз про нас. Мы под надежной Божьей защитой.

Година искушения… Даже само слово «година» тут, я думаю, не случайно поставлено. А означает оно некий довольно продолжительный период времени, примерно соотносимый с календарным годом. Так что те, кто надеется, что скоро все закончится, рассосется (дай-то Бог, чтобы так!), могут и ошибиться в прогнозах. И среди них уважаемый президент Дональд Трамп. Нас же Бог, верю, сохранит в эту лихую «годину искушения». И уже ведь хранит, вопреки всему.

Многие эксперты и медики удивляются, почему страшные роковые цифры заболевших и умерших от вируса приходят в статистические центры из Италии, Испании, из США, а не из России? Которая и ближе к Китаю, и имеет с ним огромную по протяженности границу, и медицина у нас не сравнится с западной (пишу это с горечью, но скорее всего на счет медицины это именно так и есть). А показатели по заболевшим и умершим у нас в разы лучше, чем на Западе (про сам Китай уже и молчу – «мавр сделал свое дело, мавр может теперь и уйти»). Просто еще не дошло до нас, просто еще волна на подъеме? И это нас ждет впереди, как написано в нашумевшем и даже теперь вот уже и роковом для нас письме русской женщины из Италии? Да не будет! Бог же ясно сказал именно о нас: «Я сохраню тебя», а отнюдь не о всех. Только вот «тебя» сохраню, а другие как раз будут испытаны - долго и сурово. Что сейчас и происходит за нашими границами.

Еще одно замечание. Говорится в Апокалипсисе о таком бедствии, которое одномоментно нападет на всю вселенную. Это как раз то, что мы видим с коронавирусом. Безпрецедентный по охвату и по скорости распространения общемировой вызов. Почему не могло быть такой эпидемии раньше? Не было столь сильной глобализации, обмена людьми, стирания национальных границ, мощной индустрии туризма. Но это все уже тогда предвидел Тайнозритель, и потому написал про всю вселенную, которую как человек своего времени, скорее всего весьма смутно себе представлял.

Пишу это без всякого смакования, всех людей жаль. Каждая смерть – трагедия. Но тут уж не мне решать, кому быть испытанным, а кого не так сильно это коснется. Вся эта беда с коронавирусом пришла в мир, «чтобы испытать живущих на земле». Мы оказались в године испытаний! Такой вот "Черный лебедь" вдруг распушил крылья. Вот все (и мы тоже, но не в той пропорции) и испытываются. Туалетной бумагой, гречкой, закрытыми костелами, мечетями, православными храмами тоже. Отношением к умирающим старикам. Карантинной тоской. Шараханьем от встречных и поперечных. Масками и их дефицитом. Нехваткой мест на кладбищах. Закрытием храмов. Покупкой за любые деньги аппаратов для вентиляции легких… Попытками выжить любой ценой.

Но мы этой тяжкой участи, этого сурового испытания скорее всего, в такой степени избегнем. В этом и состоит цель моего «послания»: донести до людей эту надежду. Ибо опирается она на источник очень достоверный и авторитетный. На Апокалипсис, а не на мои жалкие умозаключения. Об этой надежде для верных и предупредил нас за две тысячи лет (срок не велик!) Апостол Любви Иоанн Богослов.

Вот только есть одно условие у этого благого предсказания. Надо держать то, что имеем. Наши сердца – устремленными к Богу, наши храмы – открытыми для всех, кто захочет в них в эти роковые дни соединиться в Таинствах с Богом. Не для того мы возводили с таким трудом наши храмы, чтобы когда наступила беда их захлопнуть перед самым носом у прихожан. "Орудия - к бою!" - этот призыв не для мирных времен. А для таких,как наши. И пренебрегать тем оружием духовной брани, которое у нас есть ,сейчас вдвойне, втройне опасно. Давайте не будем ни паникой, ни закрытием храмов, ни оглядкой на Запад отнимать у самих себя этой награды, обещанной Самим Богом.

Давайте не будем закрывать храмы хотя бы до той поры, когда станут доподлинно известны случаи заражения именно в храме (надеюсь, таких случаев и не будет вовсе). Ну вот в Италии позакрывали все храмы. И многих тем самым спасли? Не думаю, что от этого ситуация улучшилась, скорее наоборот. Не будем же повторять их роковых ошибок. У нас и ситуация совсем другая.

Поймем это, и тогда Пасху встретим малиновым звоном, а не похоронным маршем. И весь мир удивится, глядя на нас. И увидит, что не властны над Россией никакие «общие» законы. Кроме общего для всех закона Любви.

Из этих моих слов не следует, что надо пренебрегать разумными мерами предосторожности. Наоборот, давайте со смирением и терпением исполнят то, чего требуют от нас гражданские власти. Пусть уж лучше они потом считают, что это они своими разумно-строгими мерами спасли людей от эпидемии в России. Какая нам разница? Мы-то знаем, что все – и плохое, и тем более хорошее, – только от Бога. Волос с головы без Его воли не упадет.

Простите, если что-то не так написалось.

85
Добавьте в соц. сети:
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru