Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Не соблазняйте малых сих…

Когда выныривают попы-гапоны, до «кровавого воскресенья» становится рукой подать…

Когда выныривают попы-гапоны, до «кровавого воскресенья» становится рукой подать…

С таким вот тяжелым чувством слежу я за всей этой интернет-кашей с коллективным письмом священников. Эту кашу ох и густо заварили те, кто решил попечаловаться (пишу это пока что без кавычек) об особо провинившихся перед законом на несанкционированных митингах в Москве. Сразу скажу, что в самом письме нет ничего постыдного или антиправославного. Если читать его просто как текст, то не увидишь ни сучка, ни задоринки. Ну да, священники, как неравнодушные граждане, высказывают свою коллективную позицию. Не могут, так сказать, молчать. Хотят, чтобы закон не запугивал, а, как бы это, по головке гладил провинившихся. Но ведь и правда жаль тех несмышленышей, которые вот сначала подставляли свои буйны головы под полицейские дубинки, а теперь и вовсе могут огрести реальные срока… Как таких неразумных чадушек не пожалеть? Было бы странно, если бы священники писали: давайте судите их построже!.. «Падающего - толкни!...» Это действительно был бы нонсенс. А когда священник напоминает о «милости к падшим», это вполне нормально. И все же послевкусие от письма остается приторное.

«Соловей, соловей, слышу стук твоих копыт…»

Во-первых, подавляющее число подписантов лично не знают тех, за кого «впрягаются» и хлопочут. Не могут они знать степени виновности или невиновности тех, за кого вступились. То есть речь не идет об их прихожанах, о друзьях, даже о знакомых. Тут ничего личного. Так какое же это печалование? Это скорее политическая декларация.

Во-вторых, это доселе невиданный опыт такого вот коллективного священнического письма без всяких согласований со священноначалием (создается впечатление, что священноначалия как бы и вовсе нет для этих пастырей, уже исчисляющих себя сотнями: на момент, когда пишу эти строки, объявилось более 160-ти подписантов. Но будут, наверное, и еще – а сочувствующих им, но пока что еще не решившихся, и вовсе немеряно).

В-третьих, письмо это надо читать в контексте политическом. И тут как не вспомнить пресловутого Остапа Бендера с его обществом «Меча и орала». Он вот тоже собирал людей не для заговоров или митингов, а всего лишь якобы для того, чтобы помочь безпризорным детям. Это все поймут, на это все раскошелятся… ничем особенно не рискуя. Сюжет этот во все времена тот же самый. Священники не могут (пока что) открыто выступить в защиту политических требований митингующих, не могут открыто объявить себя сторонниками оппозиции существующей власти. Даже не могут просто и цивилизованно записаться в партию к какому-нибудь, ну, хотя бы уж вот довольно умеренному Явлинскому (на это существуют запреты от священноначалия). Не могут себя батюшки выдвинуть и в качестве кандидатов в депутаты. Вот им пока что и приходится довольствоваться «печалованием» о тех, кто пытается (пока что, к счастью, не слишком успешно) сменить существующий политический курс, который на недавних выборах поддержало большинство граждан в нашей стране. Но печалованиями дело явно не ограничится, тут стоит только войти во вкус. И если политизированные батюшки не получат должного морального отпора в церковной среде (но ни в коем случае не административного, упаси Бог кого-то из них преследовать за убеждения!), они начнут писать коллективные письма по любому поводу. И тогда держись… Они из исчезающе малого меньшинства вдруг станут моральным большинством в Церкви. С которым всем придется считаться. А поводы для деклараций всегда найдутся. Благо, что сорганизоваться в существующей сетевой ситуации им совершенно не трудно. И уже знают друг друга они чуть ли не по именам. Потом появятся, или уже появились, явки и пароли. А потом выдвинется, наконец, из их среды, или, может, уже выдвинулся, да мы пока что не знаем, какой-нибудь современный гапон, и пошло-поехало…

В общем, дело скверное. И церковная среда оказалась тоже разделена этим письмом на тех, кто за, и на тех, кто против. А разделяет тот, кто хочет нас ослабить и погубить. Все мы знаем притчу про царство, разделившееся в самом себе. Не устоит такое царство. Ну а священноначалию, привыкшему по любому поводу «завинчивать гайки», пора уже тоже понять, что времена меняются, и в современных условиях «держать и не пущать» своих пастырей - с хорошим образованием, прожиточным минимумом, просто с чувством человеческого достоинства (которое нередко оскорбляется самоуправством начальников по алтарю), уже вряд ли получится. Нужно искать другие методы работы с такой вот специфической частью нашего молодого духовенства. Упустим тех, кому сейчас едва за тридцать, и тогда не пройдет и десяти лет, как жди повторения церковной смуты, со всеми ее обновленческими последствиями в том числе.

Ну а пока что давайте вчитаемся в тот не такой и внушительный, но все же о чем-то уже говорящий список священников Самарской Митрополии, подписавших это нашумевшее письмо.

Протоиерей Сергий Рыбаков, храм святой мученицы Татианы.

Иерей Артемий Морозов, клирик Самарской епархии.

Протоиерей Глеб Вечелковский, заштатный клирик Тольяттинской и Жигулевской епархии.

Протоиерей Дионисий Кузнецов, клирик храма Казанской иконы Божьей Матери, г. Самара.

Иерей Александр Бутаков, клирик храма в честь Собора Самарских Святых, г. Самара.

Иерей Николай Зинин, клирик собора святых апостолов Петра и Павла, г. Самара.

Иерей Алексей Петренко, храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с. Самсоновка, Отрадненская епархия.

Возглавляет список протоиерей Сергий Рыбаков из Свято-Татианинского храма при Самарском университете. Не имею радости быть лично с ним знаком, но священник он, что называется, на виду. Окормляет студентов госуниверситета. Ведет телепередачу. Любит и понимает современное кино. Умеет говорить с интеллектуальной молодежью. От него я, признаюсь, и ждал чего-то подобного. Этот – убежденный демократ, либерал и все такое. Его не перевоспитать, он сам кого хочешь перевоспитает (как раз ему будто специально и дали такой фронт работы, как университетская молодежь). Бог ему судья. И куда его занесет дальше, одному Богу известно. Тем же, кто искренне любит этого известного и, что там говорить, незаурядного пастыря, советую горячее за него молиться. Невозможное человекам возможно Богу.

Заштатный клирик Тольяттинской епархии протоиерей Глеб Вечелковский – родной брат, к тому же и близнец нашумевшего священника-гея (каково словосочетание, а?) Артемия Вечелковского, объявившего себя извращенцем открыто и недвусмысленно. А до этого преподававшего Новый Завет в Самарской семинарии. Сейчас брат подписанта где-то «подвизается» в Англии, живет с «другом» и иногда веселит понимающую публику своими россказнями о сладкой жизни гея в «земле обетованной». Никаким покаянием там и не пахнет. От веры он отрекся впрямую. Брат за брата не ответчик, это и так понятно. Ну а выводы делайте сами.

Протоиерея Дионисия Кузнецова я знаю довольно хорошо. Он достаточно времени был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», где старостой трудится мой брат Николай. А построил этот храм мой друг иеромонах Георгий (Китов). Что тут скажешь… Как к священнику, к нему претензий, в общем, нет. И настоятелем был неплохим. А вот вылезло все наружу, когда я по совету брата-старосты решил, что это не дело, когда в дружественном мне храме, да еще по соседству с нашим Крестовоздвиженским приходом, почему-то не распространяют газету «Благовест» и уж заодно журнал «Лампада». Позвонил отцу Дионисию, и тут пришлось мне много интересного услышать в свой адрес и в адрес газеты. Оказалось, он всей душой ненавидит нашу газету «Благовест» и журнал «Лампада» уж заодно. И пока он там настоятель, то ни за что не допустит, чтобы «в его храме» наши издания имели хождение и т.д. Я ему посоветовал поскорее изменить точку зрения на нашу редакцию. Иначе он долго не пробудет настоятелем. Бог того не допустит. Точку зрения тот не изменил. И был чуть ли не моментально убран с должности настоятеля, скорость такого перемещения даже меня изумила. К чему я административно никак не причастен, а разве только молитвенно. Теперь там давно уже новый настоятель. И газета «Благовест», а заодно и журнал «Лампада» там вполне успешно распространяются. Не знаю уж, понял ли отец Дионисий, почему такое катапультирование с ним вдруг произошло, да и какая теперь разница. Это как раз он предал огласке свою «объяснительную» за подпись в коллективном письме, затребованную у него из Епархии, в которой сообщил буквально следующее: «Я подписал открытое письмо священников без благословения, так как думаю, что для того, чтобы поступать по совести, не нужно спрашивать разрешения». А выводы делаем сами.

Ну и самое болезненное для меня имя в этом списке - иерей Николай Зинин из нашего Петропавловского храма. Уже три года служит он в храме, где я уже четверть века прихожанин. В прошлую пятницу я, и моя дочь, и моя жена у него исповедовались. А сколько раз за это время он нас причащал! Не счесть!.. Это даровитый, умный, грамотный пастырь с большим потенциалом «на вырост». С даром слова, к тому же. Его проповеди живые, они могут принести духовную пользу. Знаю я и его матушку Анну (у них недавно родился четвертый ребенок). Она хоть и недолго, но поработала у нас в «Благовесте», какой-то духовный толчок мы ей несомненно дали.

Проскальзывали какие-то мне непонятные нотки в его недавних проповедях (еще раз – он прекрасный проповедник, и говорю о его неудачах в проповеди как о досадных «кляксах», исключениях, а так я от его слов и советов получаю духовную пользу). Например, недавно выглянул у него «уранополизм» неприкрытый до наивности, мол, зачем нам так уж и защищать земное отечество, когда мы призваны к иному, Высшему Гражданству – в Царстве Небесном… Не дословно, но смысл вроде бы такой. Но я этот досадный «ляп» списывал и продолжаю списывать на издержки образования. Какие-то возрастные духовные недуги, которыми он не переболел еще в полной мере. К тому же до Петропавловского храма он много лет служил в Свято-Татьянинской церкви под патронатом уже упомянутого мной отца Сергия Рыбакова.

Что будет с этим талантливым и искренним батюшкой, ума не приложу. Но надеюсь все же на лучшее. А сейчас вот он очень огорчил собратьев по алтарю (знаю их первые отклики на его демарш), и меня огорчил тем, что принял участие в таком вот политически обставленном спектакле с «печалованием» о лично ему даже и совершенно неизвестных людях. Но как священника я его давно для себя отметил и уважаю.

Остальные имена в этом списке мне лично ничего не говорят. Замечу лишь в скобках, что иерей Артемий Морозов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (может быть, и не настоятель пока что, но сейчас он там за старшего священника) при самарской больнице имени Пирогова – священником служит без году неделя. И уже в таком знаковом для нашего города месте! Отзывы о нем хорошие. Ему бы радоваться, что служит в самом центре города, а не где-то на окраине или вовсе в селе. Судьба священническая складывается у него на удивление счастливо. Еще ничего особенного не сделал он для Церкви, но вот уже соблазнительно для прихожан пишет он у себя на странице «В Контакте» (думаю, он наивно полагает, что у священника может быть «частная жизнь», и то, что он пишет публично, не имеет отношения к его пастырствованию): «По моим скромным наблюдениям, - пишет отец Артемий Морозов, - РПЦ МП в современном виде нужна нашему правительству в качестве идеологического института, который бы именем "божества" (по сути не важно какого, лучше, конечно, "русского") благословлял любые его бесчинства и объяснял людям о том, что это и не бесчинства вовсе, а вынужденные действия на благо страны, что стравливать одних людей с другими это полезно, да и никакое это не стравливание и далее по тексту…»

Как Вы думаете, отец Артемий, что бы сказали на Ваш этот грубый интернет-спич Ваши вполне реальные, а не виртуальные прихожане? И не были ли бы эти Ваши слова для них соблазном? В недавно изданном личном дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского при скрупулезном чтении можно найти и какие-то довольно резкие слова святого о Царях (речь шла однажды об Императоре Александре II, например), а также довольно резкая критика царской политики. Но никогда бы он при жизни в своих печатных книгах, например, в известной книге «Моя жизнь во Христе», составленной из дневниковых записей, не позволил себе такого, чтобы своими сиюминутными суждениями о властях предержащих не соблазнить малых сих. Он помнил всегда о своей пастырской ответственности. А Вы что же себе такое в публичном пространстве позволяете?

Не удивлюсь и не обижусь, если Вы вовсе не прислушаетесь к моим словам. И кто я такой, чтобы поучать пастыря?! Просто через меня за почти 30 лет на должности редактора церковной газеты прошло много судеб, в том числе и священнических судеб. И я заметил, что чем смиреннее человек на старте, тем выше потом поднимается. И наоборот.

Выводы делайте сами.

117
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru