Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Перевернута ли 666-я страница?

Снят с должности проректор по учебной работе Московской Духовной Академии профессор М.С. Иванов, который в 2001 году на заседании Богословской комиссии высказал спорные суждения о штрих-коде и «числе зверя».


Снят с должности проректор по учебной работе Московской Духовной Академии профессор М.С. Иванов, который в 2001 году на заседании Богословской комиссии выступил со спорными суждениями о штрих-кодах и «числе зверя».

11 октября ректор Московской Духовной академии Архиепископ Верейский Амвросий встретился с М.С. Ивановым, который трудился проректором по учебной работе в МДА в течение 35 лет. Владыка поблагодарил Михаила Степановича за понесённые труды и сообщил о назначении его на должность советника ректора Московской Духовной академии, с освобождением от прежней должности. Также Архиепископ Амвросий сообщил резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении исполняющим обязанности проректора по учебной работе священника Павла Лизгунова.

Вроде бы, в этой сухой и протокольной информации нет ничего такого, что могло бы заинтересовать пишущего на духовные темы. Ну, сняли и сняли с должности - рано или поздно такое с каждым случается. Да, сняли в этот раз человека несомненно заслуженного, вписавшего свое имя в отечественное Богословие, воспитавшего много студентов, сделавшего немало хорошего на своем ученом и административном посту в МДА.

К тому же Михаил Степанович Иванов наш земляк, родом из Самары-Куйбышева, хотя я как-то не замечал его связей творческих и интеллектуальных с малой родиной. И тем не менее, успешный наш земляк - это всегда приятно. Это дает полет другим, совсем юным, еще только дерзающим самарцам.


Профессор Московской Духовной Академии М.С. Иванов.

И все же я хочу уделить этой вежливой отставке заслуженного человека несколько печальных строк. Просто однажды мы все вместе пережили такой момент в жизни нашей Церкви, когда очень и очень многое было поставлено на кон. Имею в виду заседание Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви по вопросам ИНН и штрих-кодов в феврале 2001 года. Событие знаковое, на долгое время определившее отношение официальных церковных структур к глобализации и антихристианской символике. Те решения и сейчас еще не забыты. И продолжают в какой-то мере воздействовать отнюдь не на высоколобых богословов только лишь, это-то бы и ладно еще, а на самую что ни на есть обычную приходскую жизнь. Те давние решения и сейчас приводят то и дело к диалогам, вроде примерно вот такого вот, среднестатистического:

- Батюшка, вот, не знаю как быть! Слезами изошлась… ИНН требуют на работе, а я так не хочу свою душу сквернить! Не хочу имя, в крещении мне данное, на номер менять. Меня ведь родители по святцам назвали…

- Глупости все это! Никакой символ ничему навредить не может без нашего на то согласия. Принимай и не думай ни о чем таком, - уверенно отвечает ей среднестатистический батюшка (исключения имеются, и немало, но правилом они все еще не стали).

- Но ведь принять ИНН (штрих-код, личный код, УЭК, что там еще?) - это же и значит согласиться? - все вопрошает, глотая слезы, приставучая прихожанка. - А вдруг это грех?

- Люди тебя умнее об этом заседали. И никакой беды в ИНН (штрих-коде, УЭК, «шестерках» и т.д.) не нашли. Ты что, ученый богослов, что ли?

Тут женщина спохватывается и несется в налоговую инспекцию - брать номер и все, что только предложат, раз уж «богословы так решили». Хотя и богословы всё решили не столь однозначно (например, протоиерей Валентин Асмус имел суждение совсем иное), но смысл, увы, в тех решениях примерно такой. И одним из тех, кто занял самую крайнюю позицию, кто наиболее «аргументированно» защищал штрих-коды и «шестерки», был как раз тот, от кого все мы были вправе ждать совсем иного заключения и иной богословской экспертизы. Имею в виду нашего земляка-богослова. Вот цитата из его доклада на том заседании Богословской комиссии. Профессор МДА М.С. Иванов заключает (если кому интересно, полностью см. здесь: http://www.pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/ivanov.htm ) в своем докладе «К проблеме числа 666»:

«Итак, допустим, что число 666 в штрих-коде все-таки есть. Поскольку оно вызывает ассоциации с образом антихриста, для определения его функций и его влияния необходимо знать, с какой целью оно туда введено. Если только для сбора налогов, учета граждан и т.п., то оно остается простым числом, т.е. знаком, и не приобретает свойств символа. Однако его введение не вызвано безусловной необходимостью и остается на совести разработчиков глобальной системы штрих-кода. Если же разработчики пошли дальше и сознательно внедрили не простое число, а число, символизирующее антихриста, (…) возникает вопрос о действенности этого символа. Совершенно очевидно, что действенным он может быть только тогда, когда человек с желанием и с готовностью примет этот символ, дабы с его помощью войти в единство с противником Христа. Если же этого не происходит и человек принимает ИНН с другой целью, т.е. с целью получения того или иного документа, то число 666 для него уже не является символом, а превращается в простую цифру, такую же, какая стоит, например, на 666-й странице Священного Писания. Само собой разумеется, что говорить о воздействии такой цифры на человека было бы нелепо. В этом и в других случаях человек может совершенно спокойно пользоваться числом 666 как и любым другим числом. Если же он продолжает бояться этого числа, значит признает наличие в нем или связанной с ним некоей злой силы действующей безусловно, - что неизбежно приводит его к языческому магизму».

Вот такое вот интересное богословие получается! Да, мол, и правда тебе подсовывают знак антихриста. Но если ты знак антихриста считаешь знаком антихриста, то это уже «языческий магизм». Требуют принять его, чтобы ты осквернился, а ты - ты, знаешь что, друг, ты посчитай, что это никакой не антихрист, а просто цифра такая вот несуразная. Знай, то есть, что такое число может означать нечто злое. Но и не знай об этом, как бы забудь, сделай вид, не придай значения, тогда и зла никакого с тобой не случится… И знай - и не знай… Прими - и как бы не прими… Поклонись, но как бы шнурок на ботинке завязываешь, а вовсе не кланяешься… Я не я и лошадь не моя... А лучше засунь голову поглубже в песок, как тот страус. И если будет жарко, просто представь, что ты уже в раю. Или где-то рядом. А что печет бока, так это так, солнечные ванны, а вовсе не адский котел…

Нет, я не могу спорить с профессором богословия! Даже в шутку. Не мой уровень, признаю. Нет для этого ни знаний, ни научных аргументов. Это было бы с моей стороны невежливо и несмиренно, спорить с таким высоким авторитетом. Но все равно считаю приведенный пассаж просто профессорским ослеплением каким-то, когда «знание надмевает». И это-то вот ошибочное суждение сыграло и продолжает играть в жизни Церкви просто роковую роль. Дальше (кто заинтересуется - прочтите) в докладе профессор Иванов уже и вовсе на грани даже какого-то научного (вполне невольного) кощунства сравнивает воздействие числа 666 с числом 3 (три), символизирующим действие Пресвятой Троицы. Это уже настолько для меня невозможно, что я и цитировать-то не стану, чтобы хоть здесь не умножать профессорские, оторванные от всякой реальной духовной жизни, суждения. Ну и еще чтобы не обнажать, подобно Хаму, наготу отца, ведь для многих современных богословов, тех, кто прошел за эти 35 лет через стены МДА и лекции профессора Иванова, он в богословии для них и наставник и, можно сказать, отец.

Да, мне отнюдь не жаль, что уважаемый и по справедливости заслуженный профессор Иванов, наконец, покинул свой пост. Хотя и знаю про его ученость, хотя и выросли мы с ним в одном городе (в разное время, конечно).

Потому что есть такие ошибки, которые при всем желании нельзя не заметить. Ведь эти его, мягко говоря, весьма спорные суждения всем нам слишком дорого обошлись. Каждый из нас испытывается на том месте, в том звании, в котором призван. И чем выше находится человек, тем серьезнее испытания ему предстоят. Из-за одного «да» или «нет» может быть перечеркнута или, наоборот, вознесена целая жизнь в науке, искусстве или другой какой-либо сфере. И надо каждому узнать «время посещения своего» - чтобы не ошибиться как раз именно в главном ответе. Особенно если вопрос перед тобой поставлен четко и прямо.

Будем надеяться, что эта печальная 666-я страница в нашем отечественном богословии будет когда-нибудь перевернута. И мы услышим от наших профессоров, что символ антихриста - есть символ антихриста. И никакой другой. И чтобы не оскверниться, не нужно закрывать глаза на совершенно очевидные вещи, а просто стараться по возможности не участвовать вовсе в делах тьмы. Или уж хотя бы, вынужденно участвуя в них (не всё ведь в нашей власти! И не каждый из нас годится в подвижники), - не обманывать себя и окружающих. Кто бы тебя об этом ни попросил. И какими бы красноречивыми аргументами отступление от веры и от Христа ни оправдывал.

А Вы бы сели, уважаемый профессор, за руль автомобиля с числом в номере - 666?

Вот в том-то и дело...

58
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru