Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Иван Грозный не убивал своего сына!

Совершено нападение на спорную картину Ильи Репина, искажающую факты русской истории.


Посетитель нанес серьезные повреждения картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», которая находится в Третьяковской галерее, сообщает пресс-служба музея. Вечером 25 мая напавший на картину ударил металлическим столбиком ограждения по стеклу, которое защищало полотно от колебаний температурно-влажностного режима. Стекло разбилось, холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре Царевича. Также от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Как отметили в Третьяковке, лишь по случайности изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали. Прибывшие на место сотрудники полиции задержали хулигана. Возбуждено уголовное дело об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия. Сотрудники музея пытаются спасти картину. На место прибыли главный хранитель, реставраторы, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Работа Репина была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

По данным некоторых интернет-сайтов, нападавшего зовут Игорь Подпорин, ему 37 лет. Эксперты уже оценили ущерб, нанесенный картине. Сумма составляет 500 тысяч рублей. Полотно сняли, оно находится на реставрации.

По словам задержанного, картина неправильная, поскольку Иван Грозный "не убивал своего сына".

Картина была написана в 1885 году. Полотно изображает не подтвержденный историческими источниками эпизод из жизни Царя Иоанна IV Грозного, когда он в припадке гнева якобы нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану.

Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. В 1913 году 29-летний иконописец и старообрядец Абрам Балашов, сын крупного мебельного фабриканта, в припадке душевной болезни нанес по полотну три удара ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича.

Приступая к комментарию этой новости, сразу же необходимо подчеркнуть: такие методы «художественной критики», к которым прибег задержанный,совершенно недопустимы, и с ними никак нельзя солидаризоваться, как бы плохо кто ни относился к этой картине Репина.

Но то, что вчера произошло, нуждается в осмыслении хотя бы уже потому, что это не просто хулиганство (во всяком случае, не только хулиганство). Ведь проблемы с этим художественным полотном уже насчитывают больше столетия. Вот что писал еще в самый год написания картины, в 1885 году, обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (ну да, тот самый, который «…над Россией простер совиные крыла», по едкому замечанию нигилиста Блока) - Императору Александру Третьему (читаем вдумчиво, стараясь понять контекст эпохи): «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном.

Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Слышно, что Ваше Величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. (Пометка на полях: «завтра»).

Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна. Трудно и понять, какою мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода не приберешь иного мотива. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент и всей своей обстановкой чисто фантастический, а не исторический.

Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты» (цит. по: «Тайный правитель России», М. «Русская книга», 2001 г., стр. 176, 177).

И что же вы думаете? Получив такую характеристику картины от «серого кардинала» Империи и даже сам своими глазами убедившись в справедливости такой его оценки, Царь сразу же сослал художника куда-нибудь за Урал (не заточать же его в Шлиссельбурге, в самом-то деле!), а картину приказал сжечь где-нибудь на Монетном дворе Петропавловской крепости? Ничуть не бывало! Картина с садистским изображением некоего «маньяка» за преступлением, которого в действительности никогда не совершал, преспокойно выставлялась всюду и при Царе, и потом при большевиках, и вот добралась до наших дней. Даже два самых могущественных лица Империи ничего уже не могли с этим поделать! «Бес нигилизма» получил уже тогда настолько огромную власть над умами, что перед ним с почтительностью расступались министры и сановники. Даже и сам Царь, поморщившись, проглотил увиденное на холсте, как некую горькую пилюлю. И поскорее прошел мимо… Отделался каким-нибудь вымученным каламбуром…

Что уже говорить о временах нынешних!

Существуют исследования, доказывающие, что эта картина с видом крови, с исступлением на лицах изображенных исторических персонажей, с общей экспрессивно-маниакальной «художественной» манерой сильно и весьма отрицательно воздействует на психику людей, находящихся в пограничном состоянии. А уж дети! Как им-то смотреть на это безумие в лучшем музейном зале страны! Сам я несколько лет назад наблюдал там такую сцену: экскурсовод Третьяковской галереи объясняла целому классу детей в возрасте около десяти лет, что на самом деле своего сына Царь Иван Грозный, конечно же, не убивал и к этой картине надо относиться как к художественному вымыслу, причудливой игре воображения художника…. Ну, хорошо хоть так, уже на историчности хотя бы не настаивают. Но все равно, какими уж там комментариями эту шизоидную картину ни снабди, она все равно будет разрушительно воздействовать на неокрепшую душу ребенка. Ну и мысль у детей невольно закрасться может, что русские правители, наверное, и все-то были раньше такими вот садистами, раз уж даже своего сына этот вот Царь не пожалел…

Ни одна страна мира не относится, наверное, так дико и неблагодарно к своим героям, к своим великим историческим деятелям, как мы! Царь Иван Грозный присоединил нам Сибирь (поклон «Газпрому»), присоединил и Астрахань (рыбаки могли бы поднять это на щит), присоединил и Казань… Разве только вот этого мало, чтобы нам чтить и чтить своего Царя?! А сколько еще он сделал для нашей страны? Храм Василия Блаженного на Красной площади вспомнили? Не счесть его заслуг и трудов. Но нет, всё продолжаем упорно бредить, вслед за английским послом при царском дворе, оклеветавшим нашего Царя (дело Скрипалей давайте вспомним, - так что традиция эта политической клеветы в туманном Альбионе очень и очень давняя!), что он вот мог-де и сына своего убить… (ни один исторический источник не говорит об этом хоть сколько-нибудь определенно, да и сам английский дипломат такое лишь только предполагает…).

Разве же мы увидим когда-нибудь, скажем, в парижском Лувре картину про то, как Наполеон Бонапарт, сверкая подштанниками, улепетывает от казаков или же бежит из России и с остатком войска переправляется через Березину? Да нет же! Его там изобразят героем! Хотя тут и придумывать ничего не надо, и от казаков под Малоярославцем он улепетывал, и через Березину в страхе сигал…

Но почему же у нас стало давно уже (при Царях еще, как выясняется) чуть ли не правилом хорошего тона изображать своих великих людей примитивными тиранами, а то и вовсе маньяками какими-то? Историческую картину (сейчас даже не вспомню имя художника, что тоже показательно) «Иван Грозный покоряет Казань» никто в упор не видел, где-то пылится она в запасниках - я ее случайно узрел на выставке в Русском музее – опять же с характерным названием: «Герои и злодеи русской истории». А это жуткое, кровавое и совершенно клеветническое полотно знают все. С раннего детства. И чуть ли не по школьным учебникам, уже не помню точно. Да именно по ним! Правда, учебникам еще советской поры.

Да даже и если отбросить все «исторические» аргументы… Картина эта продолжает сводить людей с ума (что мы видим и из сегодняшней сводки происшествий). Это ли не аргумент за то, чтобы, наконец, спрятать такую картину от греха подальше куда-нибудь в запасники и показывать раз в год на закрытых каких-нибудь просмотрах изысканной какой-нибудь публике, не замеченной в любви к России. А на полотне поставить значок 18+, никак не меньше.

Ну, это я просто-напросто размечтался.

Но раз уж картина эта вновь скандально ворвалась из тихих музейных залов к нам в сводку «горячих» новостей, значит, это не просто так. И зло, раз вырвавшись на волю из-под кисти талантливого художника, все же когда-нибудь должно быть названо злом. А уж что дальше делать с этим пасквилем на холсте, пусть решают педагоги, психиатры, историки и искусствоведы.

Лишь бы подальше с глаз долой.

На снимке: фрагмент картины художника Г.И. Угрюмова "Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года" (не позднее 1800 г.).

42
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru