Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Профессия: репортер

Репортерский дневник
Антон Жоголев — Обо всем понемногу: впечатления, мнения, комментарии на разные темы.

«Да и нет не говорите…»

В московском Сретенском монастыре прошла конференция, посвященная новым экспертным заключениям по «екатеринбургским останкам».

Вчера прошла в московском Сретенском монастыре конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия».Событие это очень значительное само по себе, а уж присутствие на нем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и вовсе придало мероприятию статус события № 1. Ясно было, что кроме обмена мнений никаких решений там приниматься не будет. Не тот формат, чтобы что-то окончательно там решать, но пар выпустить надо. И обозначить позиции. А главное, теперь стало чуть-чуть понятнее, куда идет дело и каких решений можно будет ожидать по «екатеринбургским останкам» на ближайшем (он уже через несколько дней) Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Мой прогноз: никаких определенных решений и на Соборе в этот раз не будет принято. И это еще самый лучший вариант из всех возможных! Можно сказать, самый спокойный вариант для Церкви, для почитателей Царя. Потому что любое решение только обострит ситуацию донельзя. И скандальная история с «Матильдой» покажется чем-то до того несущественным, о чем и говорить-то серьезно не стоит. Потому что там все-таки было всего лишь «кино», а тут уже — не то святые мощи, не то лжемощи последнего русского Самодержца. И главное: для кого-то эти останки будут в любом случае лжемощами (какие уж там решения на Соборе ни принимай), а для кого-то все равно останутся святыми мощами, сколько бы Церковь ни отодвигала решение этого вопроса или даже высказалась бы и вовсе отрицательно. Такова цена вопроса. Очень большая цена!

Святейший Патриарх Кирилл выступил на совещании по останкам как духовный лидер всей Церкви (включающей в себя как сторонников, так и противников признания «екатеринбургских останков»). Чего-чего, а уж разделений в нашем обществе и в нашей Церкви и без того достаточно. И, кажется, уже принято в Чистом переулке самое мудрое из возможных сегодня решение, это как можно дольше тянуть время. А по-другому сейчас нельзя! Тут такая игра интересная, помните из детства? «Да и нет не говорите…» (ну и «черный с белым не берите» тоже). Сказать «да» останкам, назвать их мощами — это значит озлобить и без того озлобленную довольно многочисленную, пассионарную, хотя и полностью лишенную каких бы то ни было властных рычагов радикально-консервативную часть церковной общественности и условно низового духовенства. Но даже не это главное. С ними как уж нибудь бы разобрались, пусть и с какими-то скандалами, там, с потерями. Все мы смутно чувствуем, что от решения этого вопроса по «екатеринбургским останкам» будет в какой-то степени зависеть дальнейшая судьба России. А брать ответственность, да еще и брать эту ответственность под давлением сторонних для Церкви сил, за последующую цепочку событий (возможно даже, катастрофических событий) никакой подлинный духовный лидер не захочет. Тут надо или призвать на помощь авторитет Архиерейского Собора, или… Но ведь удержался же в конце 1990-х годов от признания подлинными «екатеринбургских останков» под гораздо более сильным морально-политическим давлением Святейший Патриарх Алексий II, хотя ему это тогда было сделать гораздо сложнее, чем сегодня. А ведь и сам он по характеру был гораздо более склонен к компромиссам со светскими властями хотя бы в силу принадлежности к другому поколению, когда Церковь гораздо строже контролировалась советским аппаратом, чем сегодняшний предстоятель нашей Церкви. Потому я и склонен считать (и на это очень надеюсь!), что и Святейший Патриарх Кирилл не пойдет на эту меру без каких-то особых, совсем уже железных аргументов «за» или какого-то уж совсем особого просто-таки штормового политического давления. И научная экспертиза будет при принятии таких решений играть важную, но вполне себе второстепенную роль. Если второе (штормовое политическое давление) сегодня вряд ли возможно, то остаются только «железные аргументы».

И таким вот железным аргументом «за» могла бы стать для Святейшего Патриарха его личная, искренняя убежденность в том, что останки и правда Царские. Быть может, все эти все еще вызывающие сомнения экспертизы и имеют-то своей целью убедить только одного человека, Святейшего Патриарха Кирилла? Но на сегодняшний день такого глубокого убеждения в этом Святейший Патриарх на конференции все же не выказал. Скорее, он всячески старался остаться в позиции «над схваткой». Как и Епископ Тихон (Шевкунов).

Особенно знаковым мне показался момент, когда некая немолодая женщина, быть может, весьма известная в столичных церковных кругах, но мне по моему провинциальному снобизму неизвестная, так вот, эта женщина искренне, что называется, с дрожью в голосе и от сердца к сердцу обратилась к Святейшему Патриарху от лица многих рядовых верующих: «Когда обретаются останки святых, — проговорила она дрожащим голосом, с трясущимся от волнения подбородком, с трудом подбирая слова, — находят их мощи, то сердца христиан чувствуют радость, ликование, а здесь… мы чувствуем какое-то смущение, даже растерянность, почему-то никакой радости от этой находки нет». Святейший Патриарх ответил ей скорее успокоительно: «Решения будут приниматься не здесь, экспертами, а на Соборе, Архиереями». Как бы отвечая и ей, и всем нам, мол, вы так уж сильно-то не волнуйтесь, и для меня тоже эти все экспертизы, как и для вас, их ученые степени и международные дипломы имеют лишь относительное значение, и никто им слепо доверять не будет… А гораздо важнее церковное свидетельство… Как-то вот так это прозвучало. А будь наш Патриарх лично убежден в святости этих найденных останков, он бы и высказался как-то иначе. И мы бы это, скорее всего, увидели. А мы этой его твердой убежденности в их подлинности как раз и не увидели. Что не может не радовать.

Так почему же не сказать решительное «нет» всем этим останкам прямо сейчас? И уж поставить на этом жирную точку…

Я вот обратил внимание на то, что в своей речи на конференции Святейший Патриарх Кирилл немало времени уделил пересказу своих диалогов по этой проблеме с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Вот на каком уровне обсуждается этот судьбоносный вопрос! И чтобы сказать «нет» по останкам, надо иметь на руках такие прочные аргументы, которые бы и для Президента нашей страны не показались малозначительными. И чтобы они перевесили всю эту слаженную и научно обоснованную аргументацию экспертов. Таких аргументов "против" у Церкви пока что нет. И потому окончательное «нет» говорить рано. Остается тянуть время — проводить круглые столы, придумывать все новые и новые экспертизы, заседать и спорить… Церкви спешить некуда. У нас впереди вечность. Это пусть те, кто хочет каких-то сиюминутных решений, быстрых выгод, бонусов да гешефтов с цимесами, это пусть они спешат. Хотя всем и так понятно, зачем и почему заварилась вся эта каша. Тут все видно невооруженным глазом. С чего это у далеких от Церкви, от веры, от религиозного почитания святого Царя людей такое слаженное, такое последовательное, такое, я бы сказал, ожесточенное и навязчивое желание убедить верующих поклониться найденным в Поросенковом логу безымянным останкам? А ведь именно эти весьма далекие от Церкви люди еще с ельцинских времен упорно вынуждают Церковь к молитве у «екатеринбургских останков». Что им за дело до наших святынь?

Я был и остаюсь противником признания подлинности так называемых «екатеринбургских останков». Но я не специалист в этом вопросе. И мне, в отличие, например, от историка Петра Валентиновича Мультатули, не удастся достойно, аргументированно отстаивать свою точку зрения под натиском целой рати экспертов с научными степенями. Но пока Церковь на этот счет не приняла каких-либо четких и окончательных решений, каждый из нас вправе, безо всяких там экспертиз и аргументов, открыто и прямо высказываться по этой проблеме так, как он считает правильным. И я, уже не один год наблюдая за этим все-таки феерическим действом (тут и захоронение неизвестно кого в Петропавловской крепости, и эксгумация останков Царя Александра III, и неожиданные находки, и таинственные пропажи, и много-много чего другого, что тянет на целую серию детективных романов), я вместе со Станиславским готов воскликнуть: «Не верю!» Не верю тому, что останки Царские! Не верю, и всё! Истина приходит к нам тихо и светло. Для всех очевидно. Как это было на той же екатеринбургской земле с другим подвижником, святым Симеоном Верхотурским, когда его мощи, уже почти забытого, да и при жизни-то мало известного подвижника, вдруг в один прекрасный момент сами собой поднялись на поверхность из земли… А тут… вся мощь государственной машины задействована для того, чтобы останки были признаны Царскими. А все никак не признают их, все что-то да вот мешает…

В конце 1990-х годов обе стороны как бы по умолчанию договорились не упоминать публично о, возможно, отрубленной Царской голове как аргументе «против» екатеринбургских останков. Это считалось тогда чем-то уж слишком смелым и радикальным. Лишь в описании найденного предположительно Царского тела в так называемом Поросенковом логу эксперты лаконично уверяли нас, что все шейные позвонки на найденном скелете на месте. А значит, и спорить не о чем, голова Царя, согласно этой версии, от тела не отделялась. Но вот прошли годы. И об отрезанной изуверами Царской главе как о чем-то вполне возможном, хотя и все еще совершенно не доказанном, не говорит теперь только ленивый. Звучат эти предположения по телевизору. Спорят об этом на Православных сайтах. Времена меняются… И вот уже представитель Следственного комитета России, старший следователь по особо важным делам Главного управления по расследованию особо важных дел М.В. Молодцова заявила во всеуслышание на конференции, что теперь следователи возьмутся за проверку версии о ритуальном характере убийства Царской семьи. А ведь у этого заявления в любом случае будут серьезные медийные последствия. Гораздо более серьезные, возможно, чем даже само заключение следователей по проверке этой ритуальной версии. Ведь в обществе будут обсуждать ход следствия, спорить о том, были или не были отрезаны у Царя и Царицы головы, а также строить предположения об участии фанатиков-изуверов в этом чудовищном преступлении, скрупулезно подсчитывать, сколько было среди цареубийц евреев и сколько «латышей» (так называли в ту пору чуть ли не всех инородцев). Это и есть, так сказать, та самая «обратка», которую включили (или, уж не знаю, может, сама она включилась по Промыслу Божию против тех, кто уж очень спешит убедить Церковь принять нужные им, но отнюдь не верующим Православным людям, решения).

"Нет ничего неожиданного в том, что в процессе исследования обстоятельств убийства последнего российского Императора изучается в том числе и мотив ритуальной составляющей этого убийства. Никто не будет отрицать, что Император, даже отрекшись, оставался безусловно фигурой символической, сакральной. Убийство Царя и его семьи, ставящее последнюю точку в существовании ненавистной для новой власти трехсотлетней династии Романовых, было делом совершенно особым, несущим для многих ритуальное, символическое наполнение", — сказал РИА Новости Епископ Тихон (Шевкунов). Возражение: "какие могут быть ритуальные смыслы у большевиков?" — Епископ Тихон парировал встречным вопросом: "А разве мавзолей Ленина — это не сакральное, не символическое, не ритуальное явление?" По его словам, "большевики и их сподвижники всех мастей отнюдь не были чужды самого неожиданного и разнообразного ритуального символизма". Он также отметил, что "немало лиц, причастных к расстрелу, в Москве ли они находились или в Екатеринбурге, видели в убийстве поверженного российского самодержца особый ритуал возмездия, гревший их сердце высокий значимый смысл, причем совершенно индивидуальный, в зависимости от личных культурных, политических, классовых, национальных и каких угодно позиций".

Глава Федерации еврейских общин России Александр Борода уже выразил сожаление в связи с намерением СК назначить экспертизу о ритуальном убийстве.

Что же, подождем результатов и этой психолого-исторической экспертизы Следственного комитета России. Правда, для этого еще должно пройти немало времени. Но это как раз то, в чем заинтересованы сегодня многие верующие. Ведь никто из нас не хочет, чтобы сначала оклеветанный, потом преданный, а потом и зверски замученный вместе со своей семьей святой Царь совсем уже отвернулся от своих бывших подданных. Которые вновь и вновь не могут его защитить. 

Дата: 28 ноября 2017
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru