‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дым без огня

Новая инструкция по противопожарному режиму теперь распространяется и на храмы. Согласно этой инструкции трава на праздник Пресвятой Троицы может находиться в церквях не более одного дня «с дальнейшей заменой».

Сегодня премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил нормы профилактики пожаров на «объектах религиозного назначения», то есть в храмах, и внес поправки в правила противопожарного режима. До сегодняшнего дня таких вот специальных норм противопожарной безопасности для храмов и других религиозных объектов еще не было. Как-то руки не доходили, наверное. Теперь вот дошли.

И вроде бы придраться не к чему. Действительно, как ни почитай храм святыней, а все равно это место особого пожарного риска: на праздники большое скопление людей, к тому же горящие свечи, кадила, множество украшений. А задача государства заботиться о гражданах. Так что инициативу эту можно было бы только поприветствовать, тем более что и Межрелигиозный совет России ознакомился и ничего неподобающего в новых правилах не нашел, как заявила пресс-служба правительства. К тому же подавляющее большинство правил вполне укладываются в требования простого здравого смысла. Ну, например, что помещения сторожек при храмах должны быть телефонизированы, кто бы с этим спорил? Или что вешалки для одежды прихожан нельзя располагать ближе чем на полтора метра от источника возможного возгорания (свечей). Ну и, конечно же, не стал бы спорить про правила хранения горючих жидкостей: «495. Хранение горючих жидкостей в помещениях молельных залов не допускается, за исключением горючих жидкостей, предназначенных для проведения обрядов. Хранение горючих жидкостей должно осуществляться в специально оборудованных местах. Запас горючих жидкостей в молельном зале должен быть в количестве, не превышающем суточную потребность, но не более: 20 литров — для помещений с отделкой из негорючих материалов; 5 литров — для остальных помещений. Горючие жидкости в молельных залах не должны храниться в стеклянной таре. Розлив горючих жидкостей в лампады и светильники должен осуществляться из закрытой небьющейся емкости. Размещение электронагревательных приборов на расстоянии менее 1 метра до мест розлива горючих жидкостей не допускается».

Казалось бы, остается только порадоваться за такую заботливую бдительность тех, кто эту инструкцию на подпись премьер-министру предложил, и перелистнуть страницу. Но кое-кто, как мы хорошо знаем, кроется именно в деталях. Можно, например, придраться к самой стилистике документа, в котором вещи богослужебные становятся вдруг предметом для директив светских властей. Чего стоит, например, такое вот милостивое разрешение: «501. Крепление к полу ковров и ковровых дорожек, используемых только во время богослужений, допускается не предусматривать». Допускается не предусматривать!

Но все-таки это с моей стороны придирка. Инструкция есть инструкция, и язык у нее соответствующий. А вот в самом конце появляется и нечто такое, что на казенный язык ведомственной инструкции отнюдь не спишешь. Читаю: «503. Допускается размещение травы по площади молельного зала в праздник Святой Троицы не более чем на 1 сутки с дальнейшей заменой". Вот оно как завернулось-то!

Заменой, простите, чего? Травы? То есть новую траву каждый день насыпать? Или как прикажете понимать? А может быть, вовсе траву надо убрать поскорее из храма, до того еще, как Праздник Троицы завершится? Но ведь потом идет еще Духов День, и вообще праздник этот длится почти неделю. И все это время во многих храмах зеленая трава-мурава да березки с листиками находятся не один день, а и три дня, и четыре, и пять, почти что неделю, на усмотрение настоятеля. У нас в Крестовоздвиженском храме (где находится редакция) на Троицу трава и деревца украшали храм почти неделю, до самого отдания праздника Пресвятой Троицы. А что теперь, нельзя уже станет, что ли? Нагрянут пожарные с инспекцией: выполняйте! И на глазах у возмущенных прихожан траву всю соберут и вынесут из храма? Нельзя, мол, иначе! Инструкция требует.

И что значит «дальнейшая замена»? Нет разъяснений. А это значит, что разъяснять будет пришедший с инспекцией пожарный. И уж он разъяснит, как сам это понимает.

Мне это чуточку напомнило «заботу» о верующих прихожанах в Куйбышевской области в начале 1960-х годов. Когда из-за вспышки ящура (болезни скота) в некоторых районах области светские власти начали вводить карантин и в том числе сначала запретили прихожанам прикладываться к иконам, а потом и запретили в храмах причащать прихожан из общей для всех лжицы — ложечки для причащения (чтобы, прости, Господи, не передавать через нее "заразу"). Причащали в ту пору "древним способом причащения", без лжицы. Инициатива та продержалась недолго, но мы-то знаем, что в том случае цель была вовсе не забота о здоровье верующих, так как неизвестен ни один случай того, чтобы хворь какая передалась через святые иконы, а также через Святую Чашу (ее целуют после причащения) или лжицу, освященные Плотью и Кровью Самого Господа!

Нет, признаю, сходство той дикой ситуации и этого противопожарного документа весьма и весьма отдаленное. И новая инструкция не ставит перед собой никаких богоборческих целей. Сегодня не ставит. А что будет завтра, ведь мы не узнаем, пока это самое завтра не наступит. И уже сейчас все эти такие вроде бы взвешенные инструкции своей усиленной заботой о нашем благополучии вторгаются в сферу, которую не очень-то понимают, которая далека от простого разрешительно-запретительного понимания, которая вообще сакральна, и вмешиваться в нее с полным правом могут только те, кто на это поставлен Самим Господом, то есть наши Архиереи и Священноначалие. Я пока что нигде не читал, чтобы Патриарх и Священный Синод высказали согласие с тем, что трава на Троицу угрожает прихожанам пожаром и ее ровно через день надо поскорее убрать из храма или заменить на другую. Не читал и вряд ли прочту.

Так что, согласно инструкции, на Духов День мы можем остаться без зелени в храме. Многовековая традиция может оказаться перечеркнутой одной подписью под одной инструкцией. Нам ведь милостиво позволили только один день созерцать эту красоту. А дальше придет пожарный и доходчиво объяснит настоятелю, что ему можно делать в храме на праздник Троицы, а чего ему инструкция делать уже не велит.

Скорее всего, этот пункт инструкции будет игнорироваться на местах. Но еще один ключик для проникновения в сферу сакрального уже приготовлен. И стоит ли ждать, когда его вставят в замочек? Не лучше ли сейчас спокойно и доброжелательно сказать: «А нас почему не спросили?»

136
Добавьте в соц. сети:
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru