Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Профессия: репортер

Репортерский дневник
Антон Жоголев — Обо всем понемногу: впечатления, мнения, комментарии на разные темы.

«Эта трагедия коснулась каждой русской семьи…»

Заметки на полях Послания Архиерейского синода Русской Зарубежной Церкви к 100-летию революции в России.

Заметки на полях Послания Архиерейского синода Русской Зарубежной Церкви к 100-летию революции в России.

10 марта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви выступил с посланием по случаю 100-летней годовщины трагических событий, связанных с революцией в России и началом эпохи безбожных гонений. Этот документ — золотое слово Церкви о трагическом юбилее. Вот выдержки из него.

«В этом году весь мир, и в первую очередь мы с вами, вспоминаем величайшую трагедию XX века, которая перевернула судьбы миллионов людей. Эта трагедия коснулась буквально каждой русской семьи, где бы она ни находилась. Мы вспоминаем столетие кровавой и разрушительной революции в России. Из-за предательства правительства и генералитета Государь был вынужден отречься от престола, и далее произошла цепь неминуемых событий: гибель государства, мученическая кончина Самого Государя и Августейшей Семьи, жестокая братоубийственная война, небывалые доселе в России гонения на Православную Церковь и на веру в Бога».

Обратите внимание: предательство Царя его подданными — правительством и генералитетом — привело к таким последствиям, рядом с которыми меркнут даже библейские ужасы, казни египетские. И о которых конечно же и помыслить не могли вполне себе умеренные либералы-«февралисты»… Казалось бы, ну что, всего лишь Царь. «Слабый», но не уступчивый — ни конституцию не пустил, ни Думы не слушался, ни даже черту оседлости не отменил. Вел себя крайне неразумно. Наверное, и правда считал себя каким-то там «помазанником» вместо политического суверена, первого среди равных… Его бы сместить. Чтобы не мешал никому. Сместили. Это было сделать предателям не так уж сложно. Царская власть сильна и несокрушима, когда есть подданные. Когда их не остается, Царь оказывается безсилен. Поезд царский стал камерой предварительного заключения. Станция Дно — страшным символом конца. Отрекаюсь… «Кругом измена и трусость, и обман!». И — сразу ВСЁ рухнуло. Ничто не уцелело. Не уцелели и те, кто вырвал у Царя отречение. Оказалось, он не просто Царь, Вернее, не только Царь. А — УДЕРЖИВАЮЩИЙ.

«В 1909 году Петр Аркадьевич Столыпин сказал: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Самому русскому премьер-министру оставалось жить около двух лет. Он был убит в присутствии своего Государя в киевском театре в 1911 году. То, что Россия движется вперед буквально семимильными шагами, сознавали и далеко за пределами нашего Отечества, а именно в Соединенных Штатах Америки. В ноябре 1914 года вышел в свет примечательный номер журнала "National Geographic", посвященный России. Всесторонние социально-экономические исследования показывали, что ко времени, о котором говорил Столыпин, по всем основным показателям роста Россия выйдет на такой уровень, что ее уже будет не остановить. Остановила ее лишь организованная и поддержанная западными странами революция. Нашему отечеству не дали и 20-ти дней покоя. В этой связи следует помнить, что сегодняшняя неустанная травля России со стороны "западной цивилизации" существовала и 100 лет тому назад, да и много прежде. Миру была ненавистна Российская Империя, наследница Святой Православной Руси. Ни верность союзническому долгу, ни всегдашняя готовность Русских Государей к сотрудничеству не помогали. Характерно высказывание знаменитого британского политического деятеля лорда Палмерстона: "Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет". Высказывание это относится к середине ХIХ века, но, к сожалению, так и не было услышано».

Эти строки Послания многое объясняют и в событиях столетней давности, и в событиях дня сегодняшнего. Становится, например, понятно, что «санкции», о которых мы все мечтаем, что их вот-вот снимут, не какая-то политическая «обратка», не случайность сиюминутная, а выражение глубинного отношения Запада к нам. И если мы хотим быть и оставаться Россией, если мы хотим оставаться Православными, нам придется жить под санкциями (в той или иной форме), жить под ударами русофобии и клеветы. Это — неизбежность. И хорошо, что нам об этом напомнил Зарубежный Синод. Им оттуда, конечно же, виднее то, о чем мы в безпечной самонадеянности не хотим и думать. Никакие нефть и газ тут не помогут (хотя и этим аргументом не нужно пренебрегать). Их ненависть пересилит любые выгоды экономические. Выход один — быть сильными и крепить союзы с теми, кто и сам Западу не ко двору.

«А в самом начале ХХ века святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, предостерегал: "Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно, а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его...". Образованные сословия в России, воспитанные в традициях, так называемого западничества, едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего Царя и своего Отечества. Невольно приходят на ум слова псалмопевца Давида: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 13:1)».

Не так давно (года три назад) откуда-то из Томска, не то Иркутска, мне передал незнакомый человек, оказавшийся в Самаре проездом, икону неизвестного мне тогда святого — Митрополита Макария, Московского и Коломенского. Я какое-то время недоумевал, почему да зачем ко мне пришла так неожиданно и таинственно эта икона, на которой изображен седой старец с мудрым и проницательным аскетичным ликом. Понял, лишь когда прочитал его Житие. Он был одним из немногих иерархов, до конца, до последнего вздоха сохранившим верность Царю. И даже посылавшим свои отнюдь не безсильные проклятия, словно горящие угли, на головы тех, кто изменил присяге и служению.

«В самый день отречения Помазанника Божия, Государя Николая Александровича, 2/15 марта 1917 года нашему народу был явлен дивный образ Божией Матери «Державной», как свидетельство того, что Пречистая Владычица не отнимает Своего попечения о страждущей России, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы».

…А на Самарской земле в этот же страшный год России произошло событие, конечно же, меньшего масштаба, но тоже удивительное, чудесное, знаменательное. В селе Ташла невдалеке от Ставрополя-на-Волге (ныне Тольятти) была обретена чудотворная, явленная икона Божией Матери «Избавительница от бед». Это случилось уже после отречения Царя-Мученика. Этим явлением Своего образа Пресвятая Владычица Богородица словно бы сказала Своему небольшому (сравнительно, конечно же, небольшому) остатку верных, что Она будет с ними и в их скорбях, в их бедах… Наверное, так.

И вот мы переходим к самой актуальной части Послания:

«Теперь же, когда по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "Господь сменил гнев на милость в отношении России", всем русским людям дана от Него возможность возвратиться к своим православным корням. Нам сейчас необходимо осмыслить свою историю и понять те причины, по которым на Россию выпали тяжелые испытания. Одной из причин этих трагических событий есть плод забвения и небрежения к вере Христовой и отступление от Богоустановленной власти. Нам ни в коем случае нельзя оправдывать виновников губительной революции. Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».

Пока в Москве на Красной площади лежит со всеми почестями в мавзолее главный губитель страны, «главный гонитель и мучитель», как назвали Ленина в Послании, ни о каком преодолении Смуты в России не может быть и речи. Даже передача Церкви Исаакия — важнейшая веха на этом пути, историческое решение. Но и оно не станет переломным, пока Ильич из мавзолея своей злобой держит, как Кащей безсмертный, тысячи памятников себе по всей стране. Соединить несоединимое невозможно. И Православная Россия с все никак не захороненным Ильичом невозможна по определению. Или Ленин из мавзолея как очевидный всем символ власти над страной приведет страну нашу к окончательной гибели и полному позору на радость врагам, или русские люди, услышав слово мудрых иерархов из-за рубежа России, все же добьются законными средствами перенесения Ленина из мавзолея куда-то на задворки истории. Только вот битва за законный и по возможности торжественный, поддержанный властями показательный перенос тела Ленина из мавзолея будет посерьезнее даже происходящей сегодня битвы за Исаакий (в которой тоже не все Православные отдают себе отчет, насколько это важно и принципиально. Зато наши враги прекрасно понимают, о чем идет речь, их убеждать и мобилизовывать не нужно, их мобилизует древняя богоборческая злоба ненавистника Христа).

«В годы лихолетья Русская Зарубежная Церковь всегда считала своим святым долгом высказывать всю правду о русской истории, что было невозможно в Отечестве, и, быть может, прежде всего напомнить русскому народу о крестном пути Новомучеников. Это не вопрос политики, как иногда полагают, а именно вопрос духовной совести. Нам, действительно, следует как можно лучше знать историю подвига Новомучеников и Исповедников Российских. И тогда, уповаем, русский человек сам, следуя велению совести, придет к убеждению, что в его богоспасаемой стране нет более места символам богоборческой власти и именам богоборцев».

Но пока до этого еще далеко. И каждый шаг на этом пути тормозится все теми же «изменой, трусостью и обманом», до конца не изжитыми. Которые и привели к катастрофе. Но корабль плывет! И слово Зарубежной Церкви, законной и неразделимой части Русской Православной Церкви, как раз очень важный шаг в этом направлении. Будут ли другие шаги вслед за этим? Проснется ли в нас дух подлинных сынов Святой Руси, покажет ближайшее будущее. А пока — в суде рассматривается иск «общественности» к тем, кто «передал» Церкви Иссакиевский собор (какое «преступление»!). И на новые акции против такой передачи, уже согласованные с властями города на Неве, вновь выйдут задыхающиеся от ненависти противники Православия.

А завтра на календаре самый страшный день нашей истории. Пережить бы его достойно, в посте и молитве. Потом уже будет легче. Не до конца Господь гневается, ниже в век враждует... — сказал Псалмопевец Давид. Может быть, уже послезавтра все начнется строиться, что до этого ровно сто лет разрушалось. Как знать?!

Мы все же пережили эти сто лет отлученности самих себя от Бога, Царя и от той, Имперской России. Прожили их скорбно, заплатив за предательство неимоверную, немыслимую цену. Но даже и униженными, даже и уничтоженными мы были несокрушимы для наших внешних врагов. И Победа 45-го напомнила миру об обетовании: Царица Державная была с нами этот век.

Может, теперь Бог пременит гнев на милость?

«Десять лет тому назад, на Великом освящении храма на Бутовском полигоне, приснопамятный митрополит Лавр, обращаясь к собравшимся, сказал: "Здесь земля обильно полита кровью мучеников и усеяна их костьми и да будет она престолом Христу Богу нашему. О гонителях же Церкви Христовой давно сказал пророк: "Видех грешника высящася яко кедр ливанский, и мимоидох, и се не бе и не обретеся место его (Пс. 36: 35-36)". Да изгладится память о них в сердцах людей, а Церковь Христова на русской земле да утвердится во век!". Призываем всю нашу паству, равно и всех православных русских людей, во Отечестве и рассеянии сущих: берегите, как зеницу ока, врученный нам Господом дар — святую, спасительную Веру Православную, всегда памятуя слова Христовы: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его..." (Мф. 6, 33). Аминь».

Документ подписали:

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион;

Архиепископ Берлинский и Германский Марк;

Секретарь Архиерейского Синода архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл;

Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил;

Архиепископ Чикагский и Средне-Американский Пётр;

Заместитель Секретаря Архиерейского Синода епископ Манхэттенский Николай.

Дата: 14 марта 2017
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru