Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Профессия: репортер

Репортерский дневник
Антон Жоголев — Обо всем понемногу: впечатления, мнения, комментарии на разные темы.

"Монах и бес"

Первый фильм в жанре черной (монастырской) комедии вряд ли обрадует верующих. 

Новый фильм режиссера Николая Досталя («Облако-рай», «Коля на пути к Царствию Небесному», «Раскол») не принесет радости тем, кто серьезно относится к Церкви и к духовной жизни. Но зато очень придется ко двору «без пяти минут Православных». Тем, кто не чужд духовности, но считать собственное спасение главным делом своей жизни, увы, пока что не научился.

Сюжет фильма "Монах и бес" лубочен и прост. В русский монастырь первой четверти XIX века (Пушкин еще жив! И даже обедает в Торжке воспетыми им котлетками Пожарского) пожаловал странный монах. То ли бесноватый, то ли блаженный (вечная дилемма в наших монастырях и по сей день), то ли — и то и другое разом (в кино чего только не бывает). И начинаются у него послушания, и со всеми-то ими он блестяще справляется, и даже приехавшего в монастырь Государя духовно окормляет. А все почему? Потому что в этой "черной" монастырской комедии монаху помогает… бес. Самый натуральный, с рогами, только без хвоста (веяния времени), и с вполне спортивной фигурой.

В результате монах соглашается поклониться бесу. Но только при одном условии, что тот его, по примеру древних святых, отвезет по воздуху в Святой Град Иерусалим — поклониться Гробу Господню. Там у Гроба Господня происходит с бесом ряд метаморфоз, и нечистый дух в результате приходит в тот же самый монастырь, спасать свою вечную бесовскую душу.

А монах благодатно почил — после порции розог, которыми щедро угостила его родная сторонушка.

Глупость, пустота и сплошной прикол.

Но и в этом кино есть несколько по-настоящему остроумных фраз, несколько забавных ситуаций. То есть фильм не бездарный, как и его создатели. А пустышка вышла не из-за недостатка талантов.

Кадр из фильма "Монах и бес".

Сценарист (подозреваю, что вся идея с монастырским комизмом принадлежала именно ему) — известный Юрий Арабов. Он давно и прочно оседлал церковную тематику. Наверное, считает себя специалистом по православному кино. Беда в том, что в умении писать сценарии ему не откажешь. А вот благоговения — ни на грош. Если у него и есть вера, то какая-то странная, в чем-то похожая на ту, которая свойственна его новому герою: «и бесы веруют, и трепещут…».

Ну, а этот даже и не трепещет вовсе. Захотел посмеяться над монахами, над Царем, над Пушкиным, над бесом заодно тоже (как он в парикмахерской рога себе отпиливал, это сцена, я вам доложу), ну вот и посмеялся. И это все-таки лучше, чем под видом серьезного кино смеяться над Святителем Алексием («Орда» снята по его сценарию), искажать мою книгу о Стоянии Зои (фильм «Чудо») и т.д.

Что в сухом остатке? Монах — хорошая, признаем это, актерская работа Тимофея Трибунцева — готов кланяться бесу под благовидным предлогом. И в данном случае не важно, было ли это только пустое обещание или он его на деле исполнил, поклонился-таки, потому что в таких вопросах слова = делам.

Бес — спилил рога, но человеком так и не стал. Не смог и перекреститься. «Ты из евреев что ли?» — спрашивает его исправник. «Не совсем, но близко», — ответил за беса в фильме остроумный монах. И в монастыре (уже за кадром) он примется через пару-тройку дней искушать монахов, а отнюдь не спасаться. Ибо бесы уже сделали свой выбор раз и навсегда, и все попытки их «вымолить» кончаются безумием или сатанизмом. Или черной монастырской кинокомедией.

И как это все далеко от воздыханий св. Исаака Сирина, который переживал о всякой твари и даже о демонах: «И что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы».

Здесь в фильме вместо сердца милующего — стеб и профанация.

Царь в картине представлен (прости, Господи!) этаким чистоплюем, не понимающим ни страны, которой «руководит», ни духовных законов, по которым его страна живет.

Пушкин подается как верноподданный смутьян, за которым все равно приглядывают, так как в его верноподданство попросту не верят.

Игумен похож на какого-то мелкого директора фирмы, заботящегося о рентабельности и об угождении начальству. Такого и искушать не надо — сам кого хошь искусит. Далее по списку (иногда мне фильм этот чем-то интонационно напоминал некогда нашумевший фильм «Остров», только здесь довели до абсурда то, что там только еще нащупывалось, приоткрывалось, готовилось).

Даже и богохульство в картине присутствует. Правда, беса обрывают на полуслове («Не вру, — говорит, — а лишь привираю»).

В общем, да, фильм забавненько так смотрится. Но лучше бы благочестивым людям его не смотреть. А то как ни смейся, а все равно потом на молитве киношные черти полезут в память.

После того, как Досталь в своем «Расколе» допустил в одной из серий откровенную альковную сцену прямо в храме, неудивительно, что следующая лента его была уже о бесе. Когда потеряно благоговение, конец известен.

После того, как Арабов представил в своем сценарии фильма «Орда» Святителя Алексия чуть ли не маловерным колдуном, не способным совершить чудо, но очень даже способным «заговорить» кровь у лошади, — неудивительно, что следующий сценарий он написал о бесе. Когда потеряно благоговение, продолжение следует само собой.

Эти люди давно и надежно возомнили себя «творцами», которым можно буквально все (и особенно если за это «всё» ничего нехорошего с ними не будет — в земном понимании слова «нехорошее»). А Православие для них такая огромная и золотоносная жила, где они не благодати ищут, а повода для своего самовыражения. И где им очень удобно прилагать свои дарования. Когда-то Николай Досталь вполне русофобски и довольно талантливо (что минус!) посмеялся над русским народом в фильме «Облако-рай». Теперь он добрался до монастырей и монахов. Теперь только держись! До чего еще они доберутся, покажет время. 

Дата: 20 октября 2016
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru