Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Профессия: репортер

Репортерский дневник
Антон Жоголев — Обо всем понемногу: впечатления, мнения, комментарии на разные темы.

18+ Листы из страшной папки

Неизвестные подробности Самарского голода. К 95-летию русской трагедии.

Неизвестные подробности Самарского голода. К 95-летию русской трагедии.

Недавно в связи с переездом редакции в другие кабинеты в Крестовоздвиженском храме мне на глаза попалась запыленная папка с отпечатанными листами и фотографиями. Взял ее в руки, еще не догадываясь, что именно там увижу. И вот мне в ладони посыпались жуткие фотографии умученных голодом людей, еще живых, изможденных, и уже отмучившихся, умерших. Эти снимки попали ко мне еще в 1995 году из самарских архивов. Тогда я готовил публикации по Самарскому голоду 1921-22 годов. В ту пору в Поволжье голодало более одного миллиона человек. Эти фотографии (часть из них я успел опубликовать в 1995 году) давно считались мной утерянными. Но вот они вновь легли на мой стол и властно требуют к себе внимания. Вопят об этом! А листки… Это были листки тоже далеко не обычные. В те давние уже годы я сделал ксерокопии поистине страшных, кричащих, промокших от крови документов. Подлинники их хранятся в Самарском краеведческом музее (куда переехал когда-то давно Музей голода) и Государственном архиве по Самарской области. Отчеты уполномоченных Помголода и представителей милиции о тех жутких картинах, которые им открылись в вымирающих от лютого голода волостях и деревнях. Ничего более жуткого я нигде и никогда не читал. Все ужасы Стивена Кинга меркнут и блекнут перед той страшной, документально подтвержденной правдой, часть которой мне тогда приоткрылась. Некоторые из этих документов частично вошли в те давние уже статьи (см. здесь). Но большая часть этих документов до сих пор никогда и нигде еще не публиковалась. И даже теперь еще далеко не все я решусь предать публикации. Слишком страшно! И все же некоторые документы я вам представлю. Напоминаю, что все это под знаком 18+. И вообще людям с расшатанными нервами и богатым воображением лучше не видеть этих документов, этой страшной правды лучше вовсе им не знать. Не для всех она может оказаться полезной. Но кому-то надо узнать правду о том страшном времени, когда люди из-за голода теряли человеческий облик и становились хуже диких зверей. И в сухих протокольных строках сообщений с мест вдруг зазвучала призывным, набатным слогом поистине библейская поэтика. Почему это стало возможным? Потому что обычные люди «при исполнении» столкнулись с бедствием такого масштаба, увидели страдания такой глубины, что никакие другие глаголы, кроме библейских, уже не подходили для описания ими увиденного.

Ответ о причинах этой трагедии надо искать в Библии. Как богоизбранный народ израильский Бог проводил через тяжелые испытания, чтобы вернуть его к правой вере и отвратить от идолов, так и народ Нового Израиля — богоносный русский народ — прошел через нечеловеческие, страшные испытания после своего духовного падения: богоотступничества и цареубийства.


«Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Исайи 1: 2-5).
Возможно, в дальнейшем я продолжу печатать имеющиеся у меня копии документов той эпохи. Но пока довольно и этих…

(сохраняется авторское написание)

Р.С.Ф.С.Р.

В Самарский Губсоюз

В район. Рабоче-Крестьян. Союз потребителей Пугачевский уезд Самарской губернии, 1922 г.

Доклад

Настоящим имею доложить, что мною с 1-го января с.г. не было сделано Вам доклада, ввиду моего отсутствия в СамГуб-Ком по приказу Укома Пугачевской организации Р.К.П.В. по охране элеватора подгрузов. По возвращении из Самары передо мной открылась ужасная картина: столовая не функционирует благодаря отсутствию продовольствия с 12 января с.г. Детская смертность в связи с этим увеличилась. Дети в большинстве лежат больные, остальные обращаются с вопросами, «скоро ли будут кормить», и все как тени похудалые, другие с опухшими отекшими лицами; не секрет что хотя раньше они и питались, но питание один раз в 24 часа является только поддержкой к домашнему питанию, но некоторые не имеют дома, его перерыв создал для них полную голодовку.

Истощенный мужчина во время голода (Самарская губерния).

Относительно взрослого населения могу доложить следующее: люди ходят как призраки с отвратительно опухшими лицами с огнеблуждающими глазами, при встрече вместо приветствия спрашивают «когда же нам будет помощь». Как сказочные фараоны, выплывающие из морской пучины, спрашивают: «Когда кончина мира». А смерть своей беспощадной костлявой рукой косит во всю ширь, — и полог общей голодной смерти навис над нашим несчастным краем; картина ужасная, все съели: скот, траву, кошек, собак — остается лишь одно самое ужасное самопоедание, съедать друг друга, человек человека. И, увы, этот страшный факт свершился.

3-го января был доставлен в милицию полусъеденный труп умершего от голода 1-го января гр. Долгошеева Ивана, украденного из дома женщинами Александрой Школиной и и Бандаревой Екатериной с дочерью 14 лет Анной, не имевших совершенно никакого питания, — которые часть трупа съели, а остальное тело разрубили на куски для дальнейшего питания. Хоронить некому. Власть выгоняет натурой голодных рабочих, которые обессилели, еле ходят — доходят до кладбища и обессиленные падают на снег, готовые сами той же участи, на кого они виновны. После того, что уже поели траву, скот, кошек, собак, даже и падали от них нет. Остается одно — поедать из общей могилы разлагающиеся трупы.

О ужас…Дальше предвидится еще хуже. Помогите пока не поздно

Райуполобещепита /подпись неразборчива/ Копия верна.

Акт № 2

1922 года Марта 23 дня. Настоящий акт составлен членом Бузулукского уездного исполкома т. Щербовских совместно с председателем Сухореченского Волпомголода т. Назаровым и председателем Волкома (фамилия неразборчива) в следующем:

Сего числа мною, Щербовских, обнаружено следующее: до сведения моего дошло, что умерла в д. Яковлевке Сухореченской вол. девица (имя неразборчиво) Жалыдина возраст 15 лет, но почему-то до сего времени не было похорон ея. Я, получив эти сведения, отправился в дом Жалыдиных, где были братья умершей Константин 19 лет и Афанасий, 17 лет, Леонтьевичи Жалыдины, на вопрос мой, где у вас сестра (имя неразборчиво) Жалыдина, сказали, что она умерла 16 марта, а труп ея они съели. При обыске обнаружился череп головы, остальные кости, по их заявлению, съедены.

Постановили: изложенное занести в настоящий акт, братьев Жалыдиных изолировать и ввиду их бедности сделать распоряжение о немедленном зачислении их на паек.

Акт этот представить в Укомиссию.

Подписи. Печать.

Приложение: череп.

Телеграмма.

Акт

1922 года января 29-го дня Романовский сельский комитет [ныне Саратовская область] Взаимопомощи сего числа производили обо всем возникшем положения населения Романовки каковое в настоящее время находится безвыходном положении смертности от голода с каждым днем увеличивается в последние дни января стали умирать голодной смерти от 10 до 20 человек в день трупы умерших в землю не зарываются а складывается для этого общественный амбар, в котором накопилось до 60 человек народ до того обессилен от плохого питания которого голодают ужасно слушать были случаи дохлых собак кошек употребили в пищу решительный случай что гражданин с. Романовки Сиргованцев набрал у соседа своего Николая Чефелисива мерзлое человечье калло то есть говно обжарил на сковородке и употребил в пищу чего недопустимо и ужасно слушать посему написав в настоящем акте каковой представить в принадлежности.

За Председателя Комитета (подпись неразборчива)

Член Комитета (подпись неразборчива)

Секретарь (подпись неразборчива)

Выписка из письма из с. Славинки, Пугачевского уезда. 

...Еще недавно, пока снег не покрыл своим покровом землю, там шла оживленная работа. Человек прилагал последние усилия, чтобы сохранить жизнь себе, своим близким и своей кормилице скотине. Рыл для еды глину, собирал траву: лебеду, подсвекольник, копеечник, репьи, катун. Сушил, молотил, ел и прятал в зиму, что себе, что скотине. Эту работу не останавливала даже смерть тех, кто питался этими продуктами. Так, в селе Славинке Самовольноивановской волости, Пугачевского уезда семья в один день съела ведро каленых репьев — на другой день три девочки подростков лежали мертвые под образами. Мать оплакивала их смерть, а соседка плакала, что не ее дети умерли и она не избавлена от ужаса видеть их постепенное угасание. Там съедены суслики, кошки, собаки, дохлая скотина, валявшаяся в поле несколько дней. Не побрезговали дохлым котенком, вынутым из помойки, лошадиным выкидышем, отбросами. Все съедалось, лишь бы только не испытать ужаса смерти. Съедалось бодро, с шуткой и присказкой, что кошка, суслики и собаки все равно что вкусная утятина, с надеждой, что скоро к тебе придет помощь откуда, куда еще в прошлом году брался последний запас хлеба, скотины. Теперь деревня замерла и угасает без материальной поддержки, без медицинской помощи, так как медицинский персонал сам голодает и нет лекарств. Лошади часть пала. Большая часть съедена. Людям от земли взять нечего, она покрыта снегом. Привезти чего либо для питания из города не на что и не на чем. Ходатайство Уполномоченного того же села Славинки о доставке каким либо способом продуктов питания, осталось безрезультатным. Неужели сердца людей также занесены снегом и покрыты льдом?......

Подпись верна: Мартынов (не очень разборчиво).

1922 года февраля 2 дня.

Начальнику Бузулукской Уездной Милиции

от Начальника 4-го Андреевского района Адаева

декабря 17 дня 1921 года.

Доношу, что я 17 декабря с.г. прибыл в с. Андреевку той же волости сего же числа принял от бывш. Нач. милиции т. Бочуркина и приступил к исполнению своих служебных обязанностей Начмилиции. И о происшедшим обязан донести Вам в кратком содержании о происшествиях в 4-м Андреевском районе:

I. По пути моего следования до Андреевки в некоторых волостях не исключая Ефимовскую, Любимовскую и в Андреевской волости встретил бывалые древние случаи людоедства древних Индусов, Индейцев и дикарей северного края, в селе Любимовке преследован гражданин, 14 декабря с.г. вырыл из могилы еще лет 14 девушку перерубил на несколько частей, сложил части тела в чугуны, голова разрублена на двое попалена, людоед сознался, что им готовится для употребления. Людоед с женой следуют к судье третьего участка Мартемьянов со всеми вещественными доказательствами в виде мяса мертвеца.

Со слов членов Любимовского волисполкома видно, что это дикое людоедство по селу Любимовке массовое, которое творится в глухие ночи: идет варка тел мертвецов,  но фактически преследован один гражданин.

(п. 2 пропускаю ввиду наличия совершенно непечатных жутких подробностей)

III. Прибываю в Андреевскую волость в Управлении Начмилиции 4-го района лежит в каретне голова без туловища и часть ребер 60 лет, старухи, туловище съедено гражданином села Андреевки той же волости Андреем Пироговым, который сознался, что ел и не отдавал голову и мертвое тело.

Явление весьма печальное, встречи таких случаев, голод все усиливается и усиливается, голодные граждане обращаются в хищных зверей. Положение не ладное, народ по всем признакам озверел, ни что им не страшно, кроме голода, решительный на все, ненавидящий к Советской власти и на советских работников. Более выяснить ничего не могу, так как незнаком, как вновь прибывший.

В районе по отношению бандитизма выяснить ничего не мог, мною будет высылаться еженедельно секретная сводка с нарочным. О более важных историях телеграфно. Согласно поступившей телеграммы от Вас и Политбюро от 12 декабря все людоеды и вещественные доказательства, кои при милиции будут направляться Вам, которые находятся у Нарсудьи направятся им по его подсудности.

Начальник милиции 4-го района Адаев.

Подпись руки Начмилиции Адаева Андреевский Волисполком

Свидетельствует Председатель Волисполкома Якушев. 

 В Бузулукский У с о б е з.

13 декабря 1921 г. № 54.

Вознесенский Волкомитет Крестьянской взаимопомощи доводит Вас до сведения, что положение волости катастрофическое, голод берет свой верх, население чуть ли не все опухло, масса умирает, а 7 декабря сг. был более печальный случай на почве голода, в селе Г. Архангельском родной отец убил свое дитя, Волкомитетом были приняты все меры к спасению голодающих, а именно: съездом Комитетов и Советов 6 сентября было постановлено создать Волостной фонд в 400 пуд. хлебом и 200 пуд.мяса и 200 пуд. картофеля, которые были израсходованы к 10 октября, затем вторично съездом 12 октября постановлено было собрать волостной фонд в 1900 п., который давно пришел к концу и в настоящее время все граждане волости выбились из сил, питаются суррогатами,  от которых масса заболеваний, как то опухший изнеможенный человек начинает плясать и выходя из сил рвет на себе волосы, факт засвидетельствован местным фельдшером, а потому просим как можно скорее поддержку иначе мы все погибнем. 

Кроме того сообщается, что подобные доклады посылались Вам неоднократно, но ответов на них от Вас не получалось, тогда как все люди волости стоят на краю гибели от голода. 

Председатель Кр. комитет. Вз. помощи (подпись неразборчива)

Секретарь Щеколдин

Черновский Исполком Бузулукского уезда Самарской губернии

20 ноября 1921 г. № 71.

Тимашевскому Районному Уполномоченному Общественного питания.

Настоящим Черновский Волкомвзаимопомощи доводит до сведения, что на почве голода в среде населения проявляются панических разъездов во все стороны в подыскании продуктов питания исключая хлеба, хотя бы павших животных на степи.  Масса случаев под видом отправки детей в детский дом в село Павловку и не доезжая до названного дома бросают в степи и дети, как говорится, от голода и холода помирают, оставленные дети среди степи в течение одной ночи замерзали и масса сельчан приводит детей в Комитет и оставляет их. 

Председатель Комитета (подпись)

Секретарь (подпись). Копия верна (подпись). 

Дата: 8 сентября 2016
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru