В Самарском художественном музее проходит выставка гравюр Гюстава Доре на религиозные сюжеты.
После посещения выставки иллюстраций Гюстава Доре в Самарском художественном музее дочь моя что-то приуныла. И глаза у нее как будто стали чуточку красные от слез, как у кролика. Спросил жену, в чем дело (тоже ходила на выставку). Так и есть: впечатлили картины ада. Дочь у меня учится на художницу, то есть девушка впечатлительная.
— Неужели за то, что не хожу в юбке до пят… будут там мучить…
Вот, оказывается, что ее так задело. Хотя в юбках ходит она весьма приемлемых. И тем не менее. Подруг, наверное, стало жалко.
Просто мало кто по-настоящему верит в ад. Да почти что никто по-настоящему-то и не верит. Это большой успех нашего врага. Верующих людей довольно много. Даже глубоко верующие встречаются. А вот ад, он как-то в стороне остался. Не вписался в новые реалии (компьютерные, глобализационные, да какие угодно).
Ад — это что-то как будто художественное. Назидательное. Не настоящее. О нем как-то неловко в приличном обществе говорить. Серьезным людям. Так нам потихоньку внушили. А я вот когда ходил по залам самарского художественного музея небольшой сравнительно выставки гравюр Гюстава Доре, придумал-таки афоризм: чем меньше мы допускаем реальность ада, тем больше на ад становится похожа наша земная жизнь. Как-то вот так.
Я и сам… насчет ада… не так чтобы очень. Ну, то есть, спроси меня, и я «как на духу» исповедую свою веру в вечные муки. Должен быть ад! Как без него!? Но на самой последней глубине… даже не знаю. Разве я так бы жил, если бы по-настоящему «держал ум во аде»? Нам сумели-таки внушить, что ад не для нас. А для кого-то другого. Веря в него, мы как-то так научились верить, будто бы и не верим. Это проще. Это мудрее. Но это лживая простота и лживая мудрость. Потому что ад есть. И самое правильное, самое реалистичное даже, это, как советовал нам святой Силуан Афонский, держать ум свой во аде. И при этом — вот парадокс! — еще и не отчаиваться. Это даже не буддийский «коан» (хлопок одной ладони), это куда как покруче…
Потому и пошел на выставку Доре. Художественно, так сказать, укрепить свою веру в загробное воздаяние. Всегда хорошо относился к этому французскому художнику конца XIX века. Наверное, потому еще, что в его гравюрах на религиозные сюжеты (тут далеко не только Данте — тут и Мильтон, и главное, прекрасные иллюстрации по Ветхому и Новому Заветам) нет ничего особенно конфессионально-чуждого, сугубо католического. Потому и эти гениальные гравюры прижились в современной России. Давно потерян счет изданиям Библии у нас с иллюстрациями Доре. Он, можно сказать, стал общехристианским художественным комментатором Библии. Его гравюра «Встреча Авраама с тремя Ангелами» — может вполне быть помещена в Закон Божий, изданный где-нибудь в Рязани (например, у Минина в замечательном издательстве «Зерна»). А какая прекрасная графика в картине «Терновый венец»! Главное, Лик Христа изображен так, как видят его Православные! Нашими глазами смотрит он на Спасителя! И потому от этой картины не оторвать взора. То есть, мы много и глупо спорили о том, доходят ли конфессиональные перегородки до неба (на мой взгляд, доходят, — потому что это и не перегородки вовсе, а некие окна в Небо, где только одно Окно ничего не искажает и устремлено в самую ввысь, по абсолютной вертикали, а другие — все же под тем или иным углом). Но вот вопрос я бы поставил так: доходят ли конфессиональные перегородки до гениальности? Иногда — нет, не доходят. Гениальность оказывается как будто выше их. Это как раз случай с Доре.
…Смотрю на картины ада. Симония (лишь ноги подверженных этому страшному греху торчат из жижи), Адский ветер («То адский ветер, отдыха не зная, Мчит сонмы душ среди окрестной мглы И мучит их, крутя и истязая.), какие-то полулюди-полудеревья (за какой грех? Кажется, самоубийство) — и да все разве перечислишь. И возникает лукавый вопрос: а кто такой Данте? Он правда все это видел? Или тоже малость присочинил? Неужели все так серьезно? И так вот всё окончательно (муки-то вечные)? И приходит ответ. Да, серьезно. И — да, окончательно. Для того и приходил Христос, чтобы, уцепившись за Его ризу, мы не попали сюда.
Нужно вернуть аду право на существование. Здесь, на земле вернуть. Там-то он не спросит нашего разрешения. Нужно вернуть аргумент ада в повестку дня. Возвратить его в культуру, обыденное сознание, даже идеологию. Иначе вера наша окажется смятой и не способной вести за собой расслабленных, окомпьютеренных современников. И жизнь тогда окончательно превратится в ад. И ад тем самым расширит свои границы, захватив и то, что ему не должно принадлежать. Нужно в наших спорах с маловерами не гнушаться убойных адских аргументов (недавно в каком-то диске услышал, что даже «масло в пост» не останется там без внимания). И Гюстав Доре может кого-то из них привести в чувства. Я верю, что есть ад. И этот ад надо суметь еще перепрыгнуть.
Дочери объяснил, что Бог милосердный (как будто она и без меня этого не знает). Но чтобы проявить Ему Свое милосердие, ад просто необходим.
Иначе от чего нас спасать-то? «Бог так благ, что геенну сотворил» — тоже «коан» потрясающий, трудновместимый.
Не случайно именно в Великий пост посетила Самару эта необычная выставка работ Гюстава Доре. Два дня уже прошло, а душа моя словно бы еще там… Ну, вы, наверное, поняли, где именно.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru