‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Не слишком добрая сказка

Вышел на экраны фильм по сценарию о. Иоанна Охлобыстина "Иерей-сан. Исповедь самурая". 

Фильм этот имеет мало отношения к искусству кино. И вовсе не потому, что это какая-то творческая неудача, отнюдь. Все на довольно добротном уровне заквашено. Ведь когда собираются вместе сразу так много талантливых людей (о. Иоанн Охлобыстин, Петр Мамонов, Кэри Хироюки Тагава, Борис Гребенщиков), что-то да все равно получится выше среднего. И тем не менее это почти что не кино. Вернее, как раз то самое «кино», о котором — наряду с цирком! — как о самом наиважнейшем из искусств когда-то говаривал Ильич. Это продвижение. В этом случае, да, давайте признаем, в том числе и продвижение Православия. А это все-таки не сказать, что так уж плохо. Почему «в том числе»? Потому что в первую очередь это продвижение самого о. Иоанна Охлобыстина. А так как он в силу своего священного сана (временный запрет в служении — это вовсе не лишение сана) связан с Православием, то и пришлось ему, быть может, даже и с некоторой по-человечески понятной радостью вместе с собой «продвигать» и ту духовную традицию, к которой принадлежит. И это все-таки хоть какой-то плюс.

Если сравнивать с предыдущим фильмом главного героя ленты (а я уже сказал, что это отец Иоанн Охлобыстин), фильмом «Соловей-разбойник» — не таким схематичным и предсказуемым, более стильным и даже более дерзким в чем-то, то нужно отметить следующее. Кажется, главный герой теперь определился в своем выборе, и далее будет продвигать себя уже не как героя-одиночку, этакого соловья-разбойника, народного мстителя, а именно как человека, связанного с Церковью. Посмотрим, куда эта дорога его приведет. Потому что Православие, несмотря на всю его вселенскую широту, все-таки не безразмерно, и впихнуть в церковную ограду свои немалые амбиции чуть ли не духовного лидера, свои странные привычки, из которых многие явно на грани фола, ему все-таки вряд ли удастся. Но — эксперимент не только не закончен, но и набирает все новые обороты. И потому слишком рано судить о результатах. «Иерей-сан» — это тебе не «Интерны»! Это уже серьезная заявка на власть над умами нашей вставшей на путь веры молодежи. И не только молодежи, конечно.

Прошли те благостные времена, когда смиренный иерей Иоанн делал, наверное, не совсем безкорыстный, но все же трогательный фильм о детских годах Патриарха Алексия II. Сейчас над чем бы ни взялся работать этот талантливый человек, цель более-менее ясна. Вот и у этой ленты есть режиссер, есть актеры (один, самый главный, даже для этого приехал из Голливуда). Есть и музыканты. Но за каждым кадром, за каждой нотой этого ролика видишь почему-то только его. Кстати, сам он не изменил традиции и снялся в фильме — в неглавной, но важной отрицательной роли. Когда он со знанием дела, с чувством, с толком, с расстановкой вещает с экрана о том, что Православие — это перспективный бизнес «с замечательной кредитной историей», — почему-то ловишь себя на чувстве, что это не просто так. Что за множеством самых разных актерских личин вдруг приоткрылось для нас по какой-то прихоти гения на мгновенье подлинное лицо самого главного героя. «Вы-то все равно ни шиша не поймете!» — словно подмигивает он нам с экрана. «А я ведь и правда вот такой и есть!»

А как нам нужно воспринимать, по сути, отказ от веры в Бога его персонажа? На прямой вопрос священника, "како веруеши", персонаж актера о. Иоанна Охлобыстина в фильме дает понять, что от веры в Бога весьма далек. А ведь по системе Станиславского, которую актер и сценарист Охлобыстин изучал во ВГИКе, это неверие нужно было пропустить через свое сердце... А это не останется без печальных  духовных последствий для  "заигравшегося" актера и к тому же священника. 

Еще никому, насколько я знаю, не удавалось использовать нашу Церковь как стройплощадку для успешного самопиара в таком вот огромном масштабе. Еще никто не использовал в своих целях «кредитную историю» (прости, Господи!) Православия так дерзко и удачливо, как этот человек. Если это и Хлестаков-сан, то уж очень талантливый, очень удачливый, очень перспективный и подкованный Хлестаков. И кто знает, — не назначат ли его со временем сильные мира сего и взаправду каким-нибудь там «ревизором»... Кто знает… Лично я этому не слишком удивлюсь.

Прочтет мои строки неискушенный читатель, и воскликнет с негодованием: «Да чего это он, в самом деле! Хороший же фильм получился! Там и храм строят, и за Православные ценности дерутся. Патриотическое кино». И будет, наверное, прав. Фильм увлекает. Тут и острый сюжет, и изюминка (священник-самурай! — до такого еще додуматься нужно). И даже местами трогательно выходит. Не хуже, чем в нашумевшем фильме «Любить по-русски» (многие обороты взяты как раз оттуда). И к тому же к делу удачно пристегнуты трагические и вместе героические события в екатеринбургской Сагре, где несколько мужиков чуть ли не с вилами и одной берданкой уже в наши дни отстояли от бандитов родной поселок. Все так. И если особо не всматриваться, если особо не вдумываться, фильм даже может и пользу принести. Вот и голливудский актер японского происхождения Кэри Хироюки Тагава сумел использовать эту роль себе во благо. Принял святое крещение, и сделал это (по уверению человека очень авторитетного, Митрополита Илариона (Алфеева), — вполне искренно. Это те плоды, которые не могут не радовать.

Но мне тревожно, когда Православие пытаются превратить в разменную монету. Когда вера становится поводом для трюкачества и хлестаковства. Не знаю, что перевешивает в этой ленте, плохое или хорошее. И того, и другого в ней в изобилии. Но знаю, что «бизнес-план» — плохой советчик в делах духовных. И чем талантливее человек, чем выше поднялся он по шкале известности, тем осторожнее надо ходить по стезям своим. Чтобы не сверзиться с этакой верхотуры.

331
Добавьте в соц. сети:
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru