Недавно посмотрел документальный фильм «Хлеб матушки Марии»
Недавно посмотрел документальный фильм «Хлеб матушки Марии» (
Слава Богу, фильм хороший! Сделано с душой, теплыми руками. Да и как про блаженную схимонахиню Марию можно снять иначе?
Иногда в документальные кадры вкраплялись игровые (сейчас это модно в документальном кино, есть такой прием «реконструкции» прошлого). И что же? Иногда степень достоверности, похожести просто потрясала. Я видел... живую матушку Марию! Даже походка ее, даже выражение лица, мимика, жесты, не говоря уже об одежде. Поразительно.
А уж я-то матушку близко знал, и даже снял про нее первый фильм еще в 1995 году (отрывки из него показаны в картине как киноцитаты). В общем, поздравляю Елену Васьковскую с большим и настоящим успехом. И всех, кто ей помогал (включаю и себя в этот ряд) — тоже!
Отец Сергий Гусельников, монахиня Макария (Огудина), я, а также Лидия Булкина (бывший директор Православной школы № 54), Елена Кузнецова из Сергиева Посада... Да это просто какое-то «благовестовское» кино! Все близкие, все хорошо знакомые. Видно, из тех, кто принял матушку, признал ее, был в первом ряду «Благовест». И это так заметно в фильме.
Что не понравилось? Имя Сталина, прозвучавшее зачем-то в самом первом кадре ленты. Лучше бы это имя куда-то вглубь запрятать. Если уж совсем убрать нельзя. Неудача с некоторыми деталями (кадр, где одна из духовных чад Марии Ивановны читает Псалтирь как раз на сложных словах про то, как было убито фараонское воинство — к делу это не относится). Лишнее появление в кадре матушки одного покойного кинель-черкасского священника — ее не надо бы вставлять в картину (есть канонические обстоятельства, этому противящиеся, к тому же и эпизод совсем не обязателен). Одна шутка Марии Ивановны (а она, к слову будет сказано, умела пошутить!) еще из прежнего моего фильма выдернута из контекста и звучит с ненужной резкостью. Тут бы надо повнимательнее. Подвело недостаточное «знание материала». Хватали больше всего наугад, что ближе лежит. И не всегда попадали в десятку.
Ну и отец Сергий, наверное, уж слишком доверился киношникам (хотя он-то и вытянул весь фильм прекрасным своим интервью). Не надо было им позволять заходить с кинокамерой в алтарь, да еще во время богослужения.
Но все эти маленькие неудачи или просто неточности какие-то, шероховатости бледнеют перед главным — получился живой, искренний, сердечный разговор о великой молитвеннице Марии Самарской.
Если говорить о том, чего нет в фильме — то удивляет далеко не случайное отсутствие съемок в двух монастырях, которые сыграли в судьбе старицы особую роль. Не по вине кинематографистов съемки не состоялись в Оптиной, где старица жила больше двух лет и где приняла схимнический постриг. А также не было съемок в Свято-Казанском Вышневолоцком монастыре, где старица умерла и где ее похоронили. Это как-то странно и не по любви. Ну да Бог судья!
Мое участие в самом фильме сравнительно небольшое, но важное. Оно как бы скрепляет всю ленту. В общем и целом я доволен, не скажу что собой, а больше теми, кто мое интервью паковал в киноформат. Пусть будет так. Не жалею, что принял в этом участие. Хотя в последние годы всем теле-кино-искусителям говорю с улыбкой «нет». Только вот сегодня отбился от съемочной группы ТВ-3, вежливо пытавшейся вкрутить меня в очередную (наверное, сотую по счету!) киноверсию Стояния Зои.
Фильм снят, какой будет его дальнейшая судьба, я не знаю. Но надеюсь, что Матушка Мария Самарская промолит ему дорогу к большому, по-настоящему массовому зрителю.
Это будет серьезный шаг к ее прославлению. Такой шаг, который обратного хода иметь уже не сможет. Просто счет пойдет на месяцы или на годы, а может быть и на десятилетия. Мы этого не знаем. Но конечный пункт уже становится до очевидного ясен.
Блаженная схимонахиня Мария, моли Бога о нас!
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru