Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Златой ларец. Книга друга

Вчера мне из Сыктывкара прислал свою книгу студенческий друг — Игорь Иванов. Книга называется простенько: «Златой ларец. Притчи и сказания о добре и зле».

Вчера мне из Сыктывкара прислал свою книгу студенческий друг — Игорь Иванов. Книга называется простенько: «Златой ларец. Притчи и сказания о добре и зле».

Ну, сейчас этот жанр в моде — кто только притчи не печатает. Выходят они уже целыми томами: «Христианские притчи, том 5» и т.д. Но я раскрыл книгу и ахнул — это совсем другие притчи, настоящие, мудрые и в то же время простые. Раскрыл — и зачитался. Не только для детей там написано. Вернее, и для тех тоже, кто хоть немножечко остался в душе ребенком.

Мы с Игорем дружили все пять лет во время учебы в Питере на факультете журналистики. Прожита была юность с блеском, достойным этого города. Кажется, Хемингуэй писал: «Париж — это праздник. А если он был у тебя в юности, то это праздник, который всегда с тобой». То же и про наш Питерский журфак вполне можно произнести.

Потом оба стали мы редакторами Православных газет, я в Самаре, он в Сыктывкаре.

И уже почти четверть века (без очень малого) работаем каждый на своем месте.

И вот пришла от него книга.

Издана она в Сыктывкаре. Издательство «Эском» — его как раз и возглавляет мой друг. И картинки в той книге замечательные. Простые, светлые — их нарисовала тоже бывшая студентка питерского факультета журналистики — Елена Григорян. Она жена Владимира Григоряна, нашего студенческого питерского друга.

Вот говорят, что книга как жанр якобы умирает. Да, умирает — как справочная литература, но не как произведение искусства. Такую книгу, какую издал Игорь, вряд ли смогли бы издать где-то даже в очень крупных столичных изданиях. Там все на потоке, на коммерции, а вкладывать в каждую книгу свою душу, увы, «нерентабельно». Когда идет издательский вал сплошняком, во все ведь душу не вложишь.

И потому должны выжить и спасти книгу именно маленькие издательства. «Штучные» товары. Ручной, можно сказать, сборки. Большие книжные монстры скорее переберутся на «цифру» — так удобнее, минимизируются затраты. А мы будем покупать книгу как предмет роскоши, но эти книги будут уже как произведения искусства.

Игорь Иванов странный человек. Делая уже четверть века церковную газету, так и не превратился он в «церковного человека» (по внешним своим атрибутам). Не слился с «церковным пейзажем» (как вот я, например). И в Церкви он остался, можно сказать, неформалом. Идет каким-то своим путем. Порой мне кажется, что этот путь не совсем верный, какой-то окольный. Но это не мне судить.

От него когда-то все мы (и я, признаюсь, тоже) ждали большего. Карьеры какой-то, ну, может, «творческих успехов» немереных. А он в этом смысле состоялся разве что на треть.

Но вот прислал он мне свою книгу (а там примерно на треть опять же — притчи им самим и написаны), и я понял: он все же по-настоящему нашел себя в книгоиздании!

И достиг в нем многого.
Если, конечно, не измерять успех только в рублях и тысячных тиражах.

Христиан называли раньше людьми Книги!

Так что давайте не будем на «цифру» спешить переходить.

(Хотя и пишу это как раз на «цифру»).

Вообще, меня порадовал его труд. Такую книгу с кондачка не издашь. Надо прожить немалую жизнь во Христе, чтобы нечто подобное получилось.

И он, видно, ее прожил. Судите сами, вот несколько его маленьких шедевров.

Да, чуть самое главное не забыл сказать!

Скоро эту книгу можно будет заказать в редакции газеты «Благовест» — почтой. И в нашем Православном магазине «На Радонежской» она вот-вот появится в продаже.

Хватит всем, приходите. Не пожалеете.

Наши парни если уж издают чего, то издают.

...Кстати, тот самый таинственный ларец, который в начале книжки ищет дедушка — оказывается Дарохранительницей. Ему, дедушке, приносит священник в этом ларце Святые Дары прямо в дом престарелых. Напутствует перед кончиной...

Так что ларчик этот не совсем просто открывается.

А как — узнайте сами. На то и книга.

Притчи из книги «Златой ларец»:

Рецепт Бога

Приехав на каникулы в деревню, Ваня стал жаловаться бабушке Лизавете на безрадостную свою жизнь в городе: проблемы с одноклассниками, нелады с учебой, простуду и плохое настроение.

— Бог меня совсем не выручает, хотя я хожу в церковь с мамой и папой, — горестно заключил он.

В то время как внук рассказывал о своих невзгодах, бабушка стряпала.

Сочувственно покачав головой, она спросила:

— Внучек, а не хочешь ли ты чего-нибудь поесть?

— Конечно! — ответил внук.

Тогда, улыбнувшись, бабушка сказала:

— Вон, есть маргарин, будешь?

— Фу-у, — скривил губы Ваня.

— Может быть, два сырых яйца? — предложила бабушка.

— Ну что ты, бабуля!

— А как насчет муки и соды?

— Баба Лиза, — с недоумением развел руками внук, — ведь ты знаешь, что все это несъедобно!

— Верно, по отдельности эти продукты не очень-то вкусны, — согласилась бабушка, — но если их соединить должным образом, из них получится удивительно вкусный пирог! Вот так же действует Господь. Ты задаешься вопросом, почему Он не выручает тебя… Но тебе просто надо довериться Ему: уверяю, Бог знает рецепт, как из всего, что случается в твоей жизни, в конце концов приготовить что-то необыкновенно вкусное.

Про шорты и сарафаны

Однажды, нагулявшись в компании своих друзей, вечером внук спросил у деда Ильи:

— Хорошо тут, в деревне, везде можно бегать… Только одно меня удивляет: отчего девчонки здесь какие-то не такие… Ходят в длинных сарафанах или, на крайний случай, в джинсах. Вон, ребята смеются: в городе в такую теплынь ходят в коротких шортах, а тут… такие скучные.

Дед вынул из кармана две конфетки. Одна была в фантике, другая — без.

— Какую выберешь, внучок?

— В фантике, конечно.

— А почему?

— Она чище.

— Ну вот и с девочками так же.

Выбор друзей

Приехав в деревню, вскоре Ваня обрел себе друзей: это были тоже ребята из города, но постарше. Они собирались у реки за околицей, каждый вечер жгли костер, пили пиво и вели разговоры, от которых Ване иногда становилось не по себе. Он хотел посоветоваться с дедом, стоит ли ему дружить с этой компанией, но стеснялся спросить.

Жарким летним днем дедушка с внуком дергали сорняки в огороде. Вдруг дедушка остановился, внимательно посмотрел на внука и сказал:

— Давай передохнем. А пока отдыхаем, я расскажу тебе одно правило огородничества. Вот смотри: на грядке лежит яркая оранжевая тыква. Если посадим рядом с тыквой арбуз, то произойдет вот что: тыква заберет всю сладость от арбуза, и арбуз станет невкусным и несладким. А тыква, сколько бы ни приняла сладости, все равно останется тыквой. Отсюда правило: если хочешь вырастить сладкий и вкусный арбуз, нужно держать его подальше от тыквы. Понял?

Ваня с удивлением посмотрел на дедушку:

— Кажется, понял...

Взгляд сверху

Летом Ваня отправился с родителями к морю, в небольшой заграничный городок. Город у моря с черепичными крышами очень понравился мальчику, пока он ехал от вокзала к гостинице, и потому первым делом он решил прогуляться по его улицам. Выходя из гостиницы, по совету мамы внимательно запомнил ее внешний вид, площадь перед ней и отправился гулять. Усталый, скоро Ваня захотел вернуться, начал искать гостиницу, название которой не запомнил, но никак не мог найти. Долго он плутал по узким улочкам, среди людей, не знавших русского языка, пока не вышел на окраину города и в отчаянии не заснул на скамейке в сквере.

Проснулся он оттого, что кто-то трогал его за плечо. Это был незнакомый дядюшка в шляпе, который говорил на непонятном языке, пытаясь что-то выспросить у мальчика. Но Ваня не знал, как рассказать незнакомцу про свою гостиницу, про площадь перед ней, он только смог объяснить, что потерялся. Иди за мной! — показал человек в шляпе и повел его на гору, нависавшую над городом. Взобравшись на вершину, он кивнул на город: смотри, отсюда всё как на ладони. Ваня внимательно стал разглядывать улицы с домами внизу и наконец увидел знакомую площадь и гостиницу на ней. Он тщательно запомнил дорогу, поблагодарил незнакомца и побежал вниз. Вскоре Ваня уже делился с родителями впечатлениями от своей прогулки. О том, что потерялся, он ничего не сказал. Зато хорошенько усвоил одно правило: если хочешь найти правильное решение в какой-то ситуации, нужно постараться выйти оттуда, где ты потерялся, подняться как можно выше и уже сверху глянуть вниз.

Монетки для нищего

Как-то Ваня с мамой после Богослужения обедали в трапезной храма, и батюшка, сидевший во главе стола, рассказал историю о том, как он вновь обрел веру.

— Наверное, для вас удивительно было бы узнать, что в прошлом я был совершенным безбожником, однако это так, — начал священник свой рассказ. — Но однажды я встретил очень старенького монаха. В ответ на мои доводы о том, что Бога не существует, он сказал: «А ты попробуй, Саша, вспомнить, когда и почему ты захотел, чтобы Бога не было». В тот день я вернулся домой озадаченный. Стал перебирать в уме всю свою жизнь, а когда дошел до шестилетнего возраста, то вдруг начал что-то понимать. Тогда я жил с родителями в другом городе и каждое воскресенье бывал в церкви. Родители давали мне монетки для нищего, сидевшего на паперти, и для меня это тогда много значило: я входил в храм с мыслью, что сделал доброе дело, проявил милосердие, к которому призывал меня Бог.

Но как-то раз мне ужасно захотелось купить лошадку — она стоила не так дорого, но папа сказал, что пока я могу обойтись и без нее. И тогда в ближайшее воскресенье я решил, что если не бросать нищему в шапку монетки, то я смогу скопить на лошадку и моя мечта исполнится. И в то воскресенье я прошел мимо несчастного. Потом настало следующее воскресенье и еще одно. В четвертый раз я подумал: а почему бы не позаимствовать несколько монет из шапки нищего? — ведь там их у него не так-то уж и мало. Потом я верну ему монеты, зато смогу купить лошадку пораньше. Я так и сделал, благо это было нетрудно: нищий был слепым. Но когда я вошел после этого в храм, то вдруг почувствовал, что не могу больше смотреть на иконы, на которых был изображен Бог, — мне стало казаться, что Он глядит на меня строго и осуждающе. Так я и провел всю обедню, забившись в какой-то угол. И когда через несколько дней вернулся из столицы мой брат-студент и высмеял меня за мои постоянные походы в церковь — ведь Бога-то нет, — я немедленно ухватился за эту идею. Шли годы, я тоже поступил учиться в университет, изучил философию и разные науки, из которых почерпнул множество доводов в защиту своего неверия. Стена отчуждения от Бога все росла и готова была уже достигнуть неба, когда вдруг рухнула от одного честного вопроса старенького монаха.

— Вот так-то, дорогие мои, — закончил свой рассказ батюшка, — не ум нужно будить в атеисте, а совесть.

391
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru