Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

Сыны Божии и сыны человеческие

На вопросы читателей отвечает cвященник Александр Шантаев.


В Библии, в Книге Бытия, 6, 1-6 пишется: "Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал".
Кто это — сыны Божии? Ангелы?
Ирина, Башкирия



Для уяснения верного смысла ст. 1-6, 6 главы Книги Бытия необходимо обратиться к 4 главе, и привлечь к рассмотрению цепь событий, или обстоятельств, предшествующих тому времени, когда сыны Божии стали брать себе дочерей человеческих, и в итоге оказались уничтожены потопом. Убив Авеля, Каин отлучается от лица Божия, поселившись в земле Нод, на восток от Едема (Быт. 4, 8-17). Каин познает жену свою и род каинитов разрастается. Они строят города, изобретают музыкальные инструменты, совершенствуются в изготовлении орудий из меди и железа (Быт. 4, 17-23). Они делают свою жизнь исполненной приятностей, увеселений и при этом, как это бывало много раз и в последующем: полагаются на защиту технических изобретений «из меди и железа», в том числе, надо полагать, — оружия. Каиниты бросают вызов Богу и сотворенным Им людям, потомкам Сифа, именовавшимися сынами Божьими, которые «вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом… потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XXII).
За скупым библейским перечнем Каинова рода и новшеств, что были привнесены каинитами (Иувал… был отец всех играющих на гуслях и свирели; Тувалкаин был ковачом всех орудий из меди и железа…) скрывается путь самонадеянности и дерзости. И Ламех уже говорит: «если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз семеро» (Быт. 4, 24). Уже не Господь дает Ламеху меру мести, как в свое время Каину (Быт. 4,15-16), но Ламех сам полагает эту меру, — кто меня тронет, тому отомстится в семьдесят раз семеро. Вместе с самоуверенностью и безбожием, в потомках Каина прогрессирует необычайная жестокость.
В шестой главе Книги Бытия, повествуется, что с умножением рода людей, потомки Адама, те, кто по прямой преемственности именовались «сынами Божьими», стали утрачивать послушание и богобоязненность, «обмирщатся». Их привлекали соблазны и удовольствия проклятого каинова рода, и особенно женщины этого рода, — «дочери человеческие» (кстати, имя одной из них, сестры Тувалкаина, Ноема — изящная)… Как пишет блаженный Феодорит Кирский: «потомки Сифовы, как благочестивые, именовались сынами Божиими… Но по прошествии многого времени, увидев благообразных дочерей из потомства Каинова и обольстившись, вероятно, изобретенными у них музыкальными орудиями…, смесились с ними, и растлили собственное благородство».
Уже не только потомки Каина, но и те, кто ходили под Господом, род Сифа, сыны Божии, предались многим порокам и разврату: «И увидел Господь[Бог], что велико развращение человеков… и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6,5-6).
И далее следует история праведного Ноя и всемирного потопа…
У многих людей читающих Ветхий Завет, в частности, рассматриваемые здесь 1-6 ст. шестой главы Книги Бытия, возникают вопросы: почему первые люди именуются исполинами, и отчего столь долгий век жили первые потомки Адама?
Святые отцы единогласно отмечают, что исполинами они названы в силу их роста, превосходившего теперешний человеческий рост. Позднее, искоренняя кичливость и воспрещая высокомерие, Бог сократил рост людей до обычной меры.
Древние жили долго, чтобы, по словам блаж. Феодорита, — более размножится, когда же наполнили вселенную, число лет было умалено…
Хотел бы также отметить, что по мнению опытных духовников, чтение книг Ветхого Завета требует определенной подготовки и достаточно серьезной степени воцерковления. И даже в этом случае, приступая к чтению, лучше опираться на мудрое водительство святых отцов. Например, читая Книгу Бытия, хорошо было бы одновременно положить рядом с собой Толкование на Книгу Бытия Св. Иоанна Златоустого, и, по мере возникновения вопросов и каких-либо неясностей, смотреть, как истолковывает эти трудные места Святитель.


Священник Александр Шантаев.

На рисунке: Каин убивает Авеля.

26.03.2004
1123
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru