‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

А если нет крестного?..

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Меня зовут Алина, по крещению — Ангелина. Так получилось, что моей крестной, когда я была младенцем, стала моя родная мама. Пожалуйста, поясните: при такой ситуации считается ли мое крещение состоявшимся? Мне советуют окреститься еще раз, но сейчас я еще не готова к этому. Или я все же крещеная?

Здравствуйте, Ангелина. По существующей практике над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.
От тех, кто взрослым приступает к таинству крещения, требуются вера и покаяние. Крещение — это вступление в Церковь Христову. При этом человек, вступающий в Церковь, принимает на себя образ покаяния, обещает всю последующую жизнь хранить незапятнанной и непорочной одежду, данную ему Господом в крещении, преодолевать свои греховные наклонности и просит для этого благодатной помощи у Бога.

Что касается крещения взрослых, учитывается возраст крещаемого — не столько по плоти, сколько его духовный возраст. Если человек подходит к крещению осознанно, знает основы веры и сам может в дальнейшем духовно возрастать и совершенствоваться без постороннего руководства, то решение о присутствии или отсутствии восприемника лежит на священнике, а если человек приходит ко крещению с совершенно неприемлемыми представлениями о Православии, с мирскими мерками, не как к таинству, а как к какому-то магическому обряду, после которого должно ему стать легче жить в мире, — то такому восприемник нужен обязательно. Таковы основные нормы современной церковной дисциплины относительно восприемников.
С древних времен крестные выступали поручителями за своего крестника перед Всевышним. Сегодня крестными могут стать те люди, которые имеют непосредственное отношение к Церкви, готовятся совершить это действо по всем предписанным правилам, с соблюдением традиций по подготовке к обряду.
Когда ребенка при крещении держит на руках родная мать, в силу какой-то необходимости, она не является крестной. В этом случае крестных можно выбрать заочно. Это будут те люди, которые возьмут на себя ответственность за религиозное воспитание ребенка. Что же касается заданного вопроса, то, конечно, Крещение состоялось, в этом не может быть никаких сомнений. Это зависит не от того, кто был крестным, а от действия Божественной благодати, посылаемой Богом крещаемому. Внешние обстоятельства здесь не играют роли. А вот насколько вы смогли воспринять эту благодать, зависит от того, как вы практикуете церковную жизнь, от вашей решимости служить Богу.

"Совсем недавно по каналу "ТВ-3" показали фильм "Одержимый дьяволом", где показана практика изгнания бесов в Католической церкви. Существует ли подобный ритуал экзорцизма в истории Русской Православной Церкви? Что делать одержимым злыми духами, куда обращаться за помощью?
Антон Мазнов, г. Новокуйбышевск Самарской обл.


Интерес к отчитке (изгнанию злых духов) чрезвычайно усилился в последнее время. Чем это вызвано? Ведь представляете, как легко: человек думает, что он одержим злым духом, приезжает к священнику, который этим занимается, три раза отчитывается, соборуется, причащается, и злой дух отходит. Но самое главное, что почти никакого труда для этого не требуется. И вот тысячи людей едут отчитываться в надежде без труда избавиться от одержимости, психозов, наркомании, алкоголизма, прочих болезней, которые цветут в нашем современном обществе махровым цветом.
Тысячу лет не знала этого чина наша Русская Церковь. Ни один священник этим не занимался. Все знали, что только святой человек может повелеть бесу выйти. И не ритуалом, а силой Божией. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Только тот, кто в себе искоренил страсти, победил духов зла в себе самом, может изгнать его из другого человека. Если же этого нет, то происходит беда, что произошла с семью сыновьями иудейского первосвященника, изгонявшими злых духов, которым бесноватый ответил: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" (Деян. 19, 15), -избил их, разорвал на них одежду, и они в таком виде бежали от него по улице. Опыт показывает, что те, кто занимается такими вещами, приходят в бедственное духовное состояние.
Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов. Только достигший безстрастия способен без вреда для больных и для себя вступать в открытую борьбу с духами тьмы.
Бесов могли изгонять святые, и не всех подряд демонов, а лишь тех, на которых указывал им Сам Господь. Ведь это были чудеса, единичные явления, а если нет, то они могли бы исцелить всех бесноватых. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней, совершая таинство Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального чинопоследования, поскольку оно уже совершается над каждым верующим перед таинством Крещения и является освящением их акта отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п.
В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "... посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".
У преп. Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее. "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими".
Преп. Варсонуфий Великий: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он им же противоречит".
Еще хочется напомнить предостережение Преподобного Феофилакта Болгарского: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправятся". Это в духе евангельской притчи о выметенном доме и семи злейших бесах.
Болезни, в том числе и одержимость, попускаются Богом не потому, что Он хочет, чтобы мы болели (так думать кощунственно!), а потому, что болезнь бывает необходима нам для того, чтобы мы пришли в себя, вспомнили о единственном Подателе жизни, нашем Спасителе и Целителе — Отце Небесном — и своим посильным трудом сделали первый шаг навстречу Ему.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На снимке: фото из книги "Самарский батюшка протоиерей Иоанн Букоткин".

20.08.2004
1125
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru