Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

"Помни день субботний, чтобы святить его…"

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В вашей рубрике я прочитала ответ на вопрос: «Можно ли работать в праздники?» Спасибо. Но у меня вопрос в продолжение этой темы, если позволите. Я работаю каждый день с понедельника по пятницу, домой возвращаюсь около 8-9 часов вечера. У меня семья и ребенок. В воскресенье мы обязательно утром ходим на службу, иногда (но очень редко) получается попасть на субботнюю вечернюю службу. Часто приходится слышать, что христианин обязан быть на службе и вечером — в субботу, и утром — в воскресенье, кроме того, в воскресенье нельзя работать и ходить по магазинам. А у меня получается так, что все домашние дела ложатся на субботу и воскресенье. На душе очень неспокойно, не покидает чувство растерянности и вины. Но на мне лежит ответственность за семью. Подскажите, пожалуйста, как поступать. Я думаю, что в такой ситуации я не одинока.
С уважением, Галина.


На такие вопросы приходится отвечать часто, так как для очень многих единственная возможность заняться домашними делами — использовать для этого «день субботний» (у нас — воскресенье).
Заповедь о субботнем дне дана Богом еврейскому народу в глубокой древности. Почитание субботы осознавалось, как одно из знамений завета между Богом и людьми. По ветхозаветному закону побивали до смерти камнями нарушителей субботы (Числ. 15, 32). Иудеи так строго соблюдали покой праздничного дня, что однажды дали себя избить врагам, напавшим на них в день субботний, не взявшись за оружие. «Мы все умрем в невинности нашей», сказали они: и около 1000 человек допустили умертвить себя, не взявшись за оружие (1 Мак. 2, 37). Нужно помнить, что в Ветхом Завете именно буквальное исполнение закона вменялось в праведность. Книжники и фарисеи, учителя и исполнители закона, считались самыми благочестивыми представителями народа иудейского.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).
Христиане, исполняя заповедь о почитании седьмого дня, празднуют день воскресный, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, победив Своей смертью смерть, ад и дьявола, и всему человечеству даровал жизнь вечную. И Святые Отцы говорят, что дело спасения человека (боговоплощение, страдания, смерть, воскресение и вознесение Христовы) превышает по своей значимости сотворение мира. То есть, спасение человека — это акт большей любви Божией к человеку, чем даже творение мира. Поэтому мы празднуем день воскресный. Почитание воскресного дня началось со времени Воскресения Христова. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, Христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели, или воскресный день, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства причащения (Деян. 20, 7). В Апокалипсисе Иоанна Богослова также упоминается «день недельный», или воскресный (Апок. 1, 10).
Евангельское повествование очень часто говорит о том, что законники и фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы. Это обвинение в «разорении закона» они считали одним из самых важных, когда осудили Его на смерть. Христос проповедовал, что в субботу можно исцелять больных, изгонять бесов, творить дела милосердия, делать самое необходимое, подходить к почитанию субботы с точки зрения здравого смысла, а не буквы закона: «...сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу» (Лк. 14, 5), «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
Господь Иисус Христос, устанавливая новый Завет со Своим народом, к которому мы, Христиане, относимся, дает более возвышенный, духовный закон: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).
Очевидно, и нам следует подходить к этому вопросу в духе евангельских заповедей. В условиях современной жизни посвятить праздничный день Богу — значит прийти ко всенощной службе накануне праздника, в самый праздник молиться на Божественной литургии, исповедаться, причаститься св. Христовых Таин. Придя же домой, принимаясь за домашние дела, не включить телевизор, не поругаться с соседями, а постараться сохранить душевный покой, ту духовную радость, которая так щедро подается нам в храме Божием.

Моя подруга глубоко верующая и много молится. Но она верит, будто в каждом доме есть домовой. Я ее убеждала, что домовой — это нечистая сила, но это не помогло. Пожалуйста, напишите в газете про это. Многие и сейчас продолжают верить во всяких «барабашек». Вам-то она поверит, она выписывает газету «Благовест».
Валентина Найденова, Татарстан, Камско-Устинский район, деревня Варварино.


Домовой — это еще одно суеверие, доставшееся нам в наследство от древнерусского язычества. Домовой — домашний божок, «идеальный хозяин», якобы помогающий семье. Своими корнями это суеверие уходит в почитание духов предков, известных под именем «чурила» или «щур». В случае беды к чуру обращались за помощью. Домового старались задобрить, ему делались жертвоприношения — каша, пироги.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем, как о почетном госте, и тогда, как думали, он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Он — причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, а уж кого невзлюбит — так выживет и, чего доброго, со свету сживет. Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец-другой по селу. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, свивает гриву в колтун и т.д.
В народе есть поверья о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть (Толковый словарь В. Даля).
Даже при беглом взгляде можно заметить, что это одно из самых распространенных «божеств» в системе языческих верований древних славян — дух первопредка-хозяина. Это суеверие оказалось настолько стойким и живучим, что даже века христианства на Руси, которые смогли поколебать многие другие особенности языческого сознания, мало коснулись веры в домового, доверия к нему. Этого мало. В связи с вымиранием русских деревень и ростом городов демон-искуситель переселился в городские квартиры, общежития, принял новое обличие, поменял имя. Теперь он — барабашка, но дела его прежние. Он продолжает хулиганить, запирается в тумбочках, хлопает дверями, наводит страх на своих новых, беззащитных перед всякой нечистью хозяев. Как и в случаях с другими суевериями, вырабатывается ритуал поклонения твари вместо Творца, жизнь по системе правил, навязанной нам враждебной духовной реальностью. Происходит это от слабой веры в будущую жизнь и во всемогущество Божие, ведь обращение к духам и отступление от Бога происходит для того, чтобы удобно и безмятежно прожить в этой временной жизни, не трудясь над спасением безсмертной души. Земное благополучие покупается слишком дорого: ценой душевной погибели. Нужно помнить, что древних язычников, которые не знали Христа, Господь будет судить менее строго, чем нас, которые были призваны, дали обет при святом Крещении «отречься от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и служения» и сочетаться Христу. Поэтому для Православного христианина обращение к язычеству, поклонение всевозможным «духам» является тягчайшим грехом, равносильным отречению от веры Христовой.
Это к таким «православным» относятся Евангельские слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12, 47 — 48).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

24.09.2004
910
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru