Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


"Помни день субботний, чтобы святить его…"

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В вашей рубрике я прочитала ответ на вопрос: «Можно ли работать в праздники?» Спасибо. Но у меня вопрос в продолжение этой темы, если позволите. Я работаю каждый день с понедельника по пятницу, домой возвращаюсь около 8-9 часов вечера. У меня семья и ребенок. В воскресенье мы обязательно утром ходим на службу, иногда (но очень редко) получается попасть на субботнюю вечернюю службу. Часто приходится слышать, что христианин обязан быть на службе и вечером — в субботу, и утром — в воскресенье, кроме того, в воскресенье нельзя работать и ходить по магазинам. А у меня получается так, что все домашние дела ложатся на субботу и воскресенье. На душе очень неспокойно, не покидает чувство растерянности и вины. Но на мне лежит ответственность за семью. Подскажите, пожалуйста, как поступать. Я думаю, что в такой ситуации я не одинока.
С уважением, Галина.


На такие вопросы приходится отвечать часто, так как для очень многих единственная возможность заняться домашними делами — использовать для этого «день субботний» (у нас — воскресенье).
Заповедь о субботнем дне дана Богом еврейскому народу в глубокой древности. Почитание субботы осознавалось, как одно из знамений завета между Богом и людьми. По ветхозаветному закону побивали до смерти камнями нарушителей субботы (Числ. 15, 32). Иудеи так строго соблюдали покой праздничного дня, что однажды дали себя избить врагам, напавшим на них в день субботний, не взявшись за оружие. «Мы все умрем в невинности нашей», сказали они: и около 1000 человек допустили умертвить себя, не взявшись за оружие (1 Мак. 2, 37). Нужно помнить, что в Ветхом Завете именно буквальное исполнение закона вменялось в праведность. Книжники и фарисеи, учителя и исполнители закона, считались самыми благочестивыми представителями народа иудейского.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).
Христиане, исполняя заповедь о почитании седьмого дня, празднуют день воскресный, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, победив Своей смертью смерть, ад и дьявола, и всему человечеству даровал жизнь вечную. И Святые Отцы говорят, что дело спасения человека (боговоплощение, страдания, смерть, воскресение и вознесение Христовы) превышает по своей значимости сотворение мира. То есть, спасение человека — это акт большей любви Божией к человеку, чем даже творение мира. Поэтому мы празднуем день воскресный. Почитание воскресного дня началось со времени Воскресения Христова. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, Христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели, или воскресный день, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства причащения (Деян. 20, 7). В Апокалипсисе Иоанна Богослова также упоминается «день недельный», или воскресный (Апок. 1, 10).
Евангельское повествование очень часто говорит о том, что законники и фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы. Это обвинение в «разорении закона» они считали одним из самых важных, когда осудили Его на смерть. Христос проповедовал, что в субботу можно исцелять больных, изгонять бесов, творить дела милосердия, делать самое необходимое, подходить к почитанию субботы с точки зрения здравого смысла, а не буквы закона: «...сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу» (Лк. 14, 5), «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
Господь Иисус Христос, устанавливая новый Завет со Своим народом, к которому мы, Христиане, относимся, дает более возвышенный, духовный закон: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).
Очевидно, и нам следует подходить к этому вопросу в духе евангельских заповедей. В условиях современной жизни посвятить праздничный день Богу — значит прийти ко всенощной службе накануне праздника, в самый праздник молиться на Божественной литургии, исповедаться, причаститься св. Христовых Таин. Придя же домой, принимаясь за домашние дела, не включить телевизор, не поругаться с соседями, а постараться сохранить душевный покой, ту духовную радость, которая так щедро подается нам в храме Божием.

Моя подруга глубоко верующая и много молится. Но она верит, будто в каждом доме есть домовой. Я ее убеждала, что домовой — это нечистая сила, но это не помогло. Пожалуйста, напишите в газете про это. Многие и сейчас продолжают верить во всяких «барабашек». Вам-то она поверит, она выписывает газету «Благовест».
Валентина Найденова, Татарстан, Камско-Устинский район, деревня Варварино.


Домовой — это еще одно суеверие, доставшееся нам в наследство от древнерусского язычества. Домовой — домашний божок, «идеальный хозяин», якобы помогающий семье. Своими корнями это суеверие уходит в почитание духов предков, известных под именем «чурила» или «щур». В случае беды к чуру обращались за помощью. Домового старались задобрить, ему делались жертвоприношения — каша, пироги.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем, как о почетном госте, и тогда, как думали, он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Он — причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, а уж кого невзлюбит — так выживет и, чего доброго, со свету сживет. Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец-другой по селу. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, свивает гриву в колтун и т.д.
В народе есть поверья о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть (Толковый словарь В. Даля).
Даже при беглом взгляде можно заметить, что это одно из самых распространенных «божеств» в системе языческих верований древних славян — дух первопредка-хозяина. Это суеверие оказалось настолько стойким и живучим, что даже века христианства на Руси, которые смогли поколебать многие другие особенности языческого сознания, мало коснулись веры в домового, доверия к нему. Этого мало. В связи с вымиранием русских деревень и ростом городов демон-искуситель переселился в городские квартиры, общежития, принял новое обличие, поменял имя. Теперь он — барабашка, но дела его прежние. Он продолжает хулиганить, запирается в тумбочках, хлопает дверями, наводит страх на своих новых, беззащитных перед всякой нечистью хозяев. Как и в случаях с другими суевериями, вырабатывается ритуал поклонения твари вместо Творца, жизнь по системе правил, навязанной нам враждебной духовной реальностью. Происходит это от слабой веры в будущую жизнь и во всемогущество Божие, ведь обращение к духам и отступление от Бога происходит для того, чтобы удобно и безмятежно прожить в этой временной жизни, не трудясь над спасением безсмертной души. Земное благополучие покупается слишком дорого: ценой душевной погибели. Нужно помнить, что древних язычников, которые не знали Христа, Господь будет судить менее строго, чем нас, которые были призваны, дали обет при святом Крещении «отречься от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и служения» и сочетаться Христу. Поэтому для Православного христианина обращение к язычеству, поклонение всевозможным «духам» является тягчайшим грехом, равносильным отречению от веры Христовой.
Это к таким «православным» относятся Евангельские слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12, 47 — 48).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

24.09.2004
Дата: 24 сентября 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru