‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Наркомана можно исцелить!»

— так считают в реабилитационном центре "Радонеж".


В работе Самарского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радонеж» принимают участие духовенство и Православные врачи.
О том, как проходит духовно-нравственное возрождение больных, нашим читателям рассказывает священник Игорь Турутин, директор центра.

— Ваше преподобие, как возникло решение о создании Центра?
— В конце 90-х годов прошлого века при храме в честь Сергия Радонежского возникла община, объединившая группу наркозависимых и алкоголиков. Настоятель храма протоиерей Евгений Шестун (ныне игумен Георгий) по благословению Владыки Сергия начал трудную работу по оказанию духовной помощи страждущим молодым людям.
Позднее, в 2000 году, когда Самару и область захлестнула волна наркомании, руководителями города, области и Самарской епархии было принято совместное решение о создании такого реабилитационного Центра, в котором вместе с профильными специалистами работали бы и священнослужители. К тому времени общество пришло к пониманию, что только медикаментозными методами наркоманов не вылечить, поскольку причина болезни находится в душевной сфере.
Нам отдали здание бывшего детского садика. Потребовалось время и немалые средства из городского и областного бюджетов, чтобы привести здание в нормальный вид. Сейчас здесь находится домовая церковь в честь святого Иосифа Обручника. Мы ведем постоянный прием больных. За последние два года к нам обратилось почти полторы тысячи человек.
— С какими проблемами к вам идут люди?
— Приходят люди, страдающие наркотической, компьютерной, алкогольной зависимостью. Приходят старики, испытывающие страх одиночества. Обращаются родители, утратившие контакт со своими детьми. Приходят дети с жалобами на родителей и учителей. Как-то пожилая женщина попросила повлиять на дочь, которая проигрывает в игровом зале «Лас-Вегас» большие деньги…
— Отец Игорь, что является основой лечения наркоманов?
— Мы разработали и применяем программу реабилитации наркозависимых. Основана она на понимании наркомании как болезни духовной, как следствия греховного образа жизни. Программа направлена на нравственное возрождение личности.
— Несколько лет назад руководитель Департамента здравоохранения области Галина Гусарова с высокой трибуны объявила, что полное излечение наркоманов возможно только при участии Православных священнослужителей. Для общественности это прозвучало тогда как сенсация.
— К тому времени в реабилитационном центре и в храме во имя Преподобного Сергия Радонежского удалось избавить от героиновой зависимости нескольких наркоманов. Общество в этом факте увидело своеобразный урок, получило надежду на благополучный исход борьбы со страшным недугом.
Поскольку наркомания является болезнью духа, священники знают, что те силы, с которыми человек встречается в наркотическом опыте, превосходят всякую человеческую способность противостоять им. Это одна из многих причин, по которой требуется, прежде всего, помощь Божия, подаваемая через священника.
— А какова роль священника?
— Священник должен помочь больному — алкоголику, наркоману — дойти до Христа и обрести с Ним живые личные отношения. Это задача очень непростая. Но если она будет решена, совершится самое главное — начнется процесс выздоровления.
После того как наркозависимый выведен из состояния наркотизации и физической ломки, мы стараемся помочь больному осознать греховность его состояния, понять, что наркомания не болезнь в медико-биологическом смысле, а результат греховного образа жизни. Потом может начаться воцерковление нашего пациента, развитие в нем покаянного чувства. Следующий шаг — покаяние и Причастие. Но при этом мы учитываем, что работа священника и специалистов центра должны быть неразрывно связаны, должны дополнять друг друга.
Расскажу такой случай. К нам обратилась женщина, чей великовозрастный сын пристрастился к наркотикам, стал занимать и тратить большие деньги. Убитая горем женщина пришла с вопросом: что делать, как жить дальше? После бесед с психотерапевтом и психологом она согласилась поговорить со мной. Итог наших нескольких встреч был таким: женщина приняла решение исповедаться, принести покаяние в собственных грехах. Покаяние было глубоким и искренним. С этого, собственно, и начался процесс ее духовного выздоровления. Женщина стала бывать в церкви. Постепенно меняла свою жизнь.
Глядя на мать, о своей непутевой жизни стал задумываться и сын. И вскоре они вместе пришли на исповедь. Юноша исповедовался у меня около часа и все это время его родительница, припав к иконе Серафима Саровского, безудержно плакала. Плакала от счастья. Потом к ней подошел сын и начал ее успокаивать: «Мама, мамочка, успокойся, все будет хорошо…». Домой возвращались совершенно другие люди. Мать словно заново обрела сына, а в общество вернулся человек с конкретной жизненной целью и твердым намерением никогда не употреблять наркотики.
Должен сказать, покаяние и прощение для наркомана являются очень сильным лекарством. Покаяние — это процесс отказа от ложного ради истинного. Прощение — оставление старого груза ради движения к Богу.
До начала приема наркотиков человек испытывал чувство безсмысленности и серости собственного существования. Именно это чувство неудовлетворенности и безсмысленности мешает наркоману бросить наркотик. Но когда окружающие помогают ему осознать, что в этой жизни для него есть задачи более важные, чем пребывание в виртуальном мире, появляется реальная надежда на спасение.
Приведу и такой пример. У нас проходили лечение несколько групп молодых людей-наркоманов. Работу с ними я начал с того, что стал учить ребят умению принимать жизнь с ее опасностями, трудностями, потерями. Учил реализовывать в повседневной жизни вложенные Богом потребности в любви, дружбе, взаимной поддержке. При этом самой важной, считаю, была помощь в осознании смысла жизни и своего предназначения, своей жизненной миссии.
В центр приходили и родители этих ребят. И так вышло, что взрослые и дети словно бы заново учились у нас общению, нормальному, уважительному разговору.
Потом эти ребята уезжали в Санаксарский монастырь, где им предоставлялась возможность и пожить, и потрудиться во славу Божию. Один из молодых людей подарил нам редкую икону «Святое семейство», которую он привез из Иерусалима.
— Как сложилась дальнейшая судьба этих ребят?
— Молодые люди нашли себя в работе, в учебе, создали семьи. Мы храним письма от этих ребят со словами искренней благодарности «за спасение жизни». Некоторые звонят, сообщают, что у них все идет благополучно.
— Батюшка, можно ли утверждать, что бывший наркоман окончательно исцелен?
— Вопрос вы задаете очень непростой. Дело в том, что, скажем, после трех лет употребления зелья наркоману требуется значительное время, чтобы преодолеть постнаркотический синдром. Если в глубине человеческого сердца произойдет осознание наркомании как нравственного преступления перед Богом, то это можно считать началом нравственного возрождения.
— Наверное, у специалистов Центра в работе с наркоманами есть какие-то свои секреты?
— Наши сотрудники — врач-психотерапевт Александр Леонидович Третьяков, психолог Елена Борисовна Хомченко, социальный педагог Наталья Александровна Иерусалимова — обладают даром сострадательной любви. А искренние, сердечные слова любви и одобрения, как известно, очень поддерживают страждущего человека, помогают ему, например, увидеть те стороны своей души, которые он сам долгое время предпочитал игнорировать.
— С какими проблемами к вам обращаются родители?
— В основном это проблемы внутрисемейных отношений. Родители не понимают детей, дети — родителей. Эта проблема является настолько серьезной, что мы вынуждены были в январе провести конференцию «Семья — основа государства, семья — малая Церковь». Между прочим, один из выводов, к которому пришли сами родители, такой: семья должна вести Православный образ жизни, быть воцерковленной. В этом — путь к нравственному и духовному здоровью, в этом защита и от наркомании, и от алкоголизма, и от депрессивного состояния…
Представьте ситуацию: к лечебному центру подъехала машина, и из нее вышли мать и двое сыновей. Приехали они к нам на исправление. В это время в центре было много посетителей. Люди испытали настоящий шок, наблюдая, как ведут себя эти неуправляемые подростки. Ну а потом начались беседы, терпеливые разговоры. Долго мы занимались с этими мальчиками. Прошло время, и их было не узнать. Теперь они и их мама сами приходят к нам для разговора «по душам».
Но все же главное в нашей работе — это профилактика болезней…
— В чем она состоит?
— Конечно, наши сотрудники не ходят по улицам с плакатами, на которых изображен перечеркнутый шприц. Главное — ориентировать человека на нормальный образ жизни, прежде всего — на Православные ценности.
Но работа по профилактике должна вестись масштабно и исходить из осознания обществом ведущего фактора духовности в жизни народа. Воцерковление и одухотворение семьи и школы играют решающую роль в профилактике наркомании и алкоголизма. Это наглядно показывает и опыт работы нашей епархии. Разнообразные формы и методы работы священнослужителей с молодежью, работа воскресных школ для взрослых и детей, влияние церковных СМИ — все это положительно отражается на нравственном фоне региона. К примеру, изучение предмета «Основы Православной культуры» в школах поможет формированию у учащихся таких качеств как внимательность к людям и доброта, сострадание и милосердие.
Сошлюсь на пример школы № 138. Когда мы по просьбе педагогов начали общаться с детьми, для них слова психолога, священника оказались словно бы из другого мира. Первый же результат нашей работы был такой: дети стали меняться в своем поведении. Они стали более прилежно вести себя в школе. В положительную сторону изменилось их отношение к родителям. Затем у них появился интерес к труду. Ребята стали приходить к нам потрудиться в швейной и столярной мастерских…
— У центра «Радонеж» в перспективе много работы?
— К сожалению, много. Нынешнее состояние общества таково, что страждущих людей, нуждающихся в нашей помощи, не становится меньше. Но мы готовы по мере сил всем оказать необходимую помощь.

Социально-реабилитационный центр «Радонеж» находится по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 67. Тел. в Самаре: 55-10-26.

На снимке: директор социально-реабилитационного центра священник Игорь Турутин.

Олег Бедула.
15.04.2005
2507
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru