Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Муж и жена — одна сторона!

Оказывается, известная всем пословица издавна звучала именно так…


Навсегда запомнится мне встреча с игуменией Иоанной, настоятельницей Самарского Иверского женского монастыря. Это был серьезный, добрый разговор, после которого я, тогда корреспондент светского издания, летела в редакцию как на крыльях, прижимая к груди матушкин подарок — книгу о предназначении женщины-христианки.
О том, как Христианство спасло женщину от униженного положения в языческом обществе — роли игрушки, вещи, вернуло ей истинное достоинство — быть женой и матерью в Христианском значении этих слов, защитило ее природные права — быть кроткой, смиренной, терпеливой и чуткой…


В этой книге говорилось: «В нравственном отношении тип женщины является также с характером кротости, скромности, чувствительности, преданности, покорности…» Так вот, оказывается, какой должна быть женщина! Сейчас смешно и горько вспоминать, но тогда для меня это было открытием. Быть не «пробивной», а кроткой, такой, которая, по словам наших учителей — руководителей — начальников, в современном мире никогда ничего не добьется, обладать теми качествами, над которыми нас учили смеяться с первых классов школы. Получается, что Господь уже заложил в женскую природу все предпосылки для развития этих свойств. Насколько же мы умудрились исказить нормальный ход жизни, изуродовать женское естество, чтобы три поколения людей в нашей стране в большинстве своем узнавали о существовании кротких, терпеливых женщин только из книжек «про старину»?
Потеряв веру, мы потеряли и то, что дало женщине Христианство: подлинное, а не мнимое раскрепощение. Раскрепощение от «вторичной роли» по сравнению с мужчиной, освобождение от этакой «неполноценности». Мужчина и женщина перед Господом равны, а в земной жизни имеют не «главное» и «второстепенное», а каждый — свое собственное предназначение. Но кто об этом вспомнит, если большинство из нас росли без веры? И вот «раскрепощенная» современная мама, «деловая женщина», или даже и не женщина, а… «вумен», умотавшись на двух работах, забирает из садика двухлетнюю плачущую дочурку. Обе в штанах и с короткой стрижкой, так ведь удобнее! Прибегает она домой, кричит на мужа, который действительно, вместо того чтобы помочь супруге, сидит у телевизора… Какой женой и матерью станет эта двухлетняя дочурка? Откуда ей научиться понимать, что мужчина, муж — это глава семьи, сильный, готовый защитить, а женщина, жена — добрая хранительница семейного очага? Величайшее благо — вырасти в верующей семье, свято сохранившей все прежние устои. Но ведь большинство сегодняшних прихожан — те самые «дети из садика», которых по вечерам уводила домой, ругаясь и всхлипывая от усталости, мама в брюках и с тяжелыми авоськами. Мальчику вырасти в такой семье еще страшнее: роли для него меняются местами, он растет слабым, привыкшим, что командует, а заодно и берет на себя ответственность за семью — женщина. Каким мужем он станет? Всем известная, но почему-то игнорируемая миром истина: мужчина может быть только главой семьи, если же он уступает это место, семье грозит беда. Пытаясь командовать внутри семьи, женщина может подтолкнуть мужа на пьянство, прелюбодеяние, а самой превратиться в типичную героиню российских сериалов переломного времени: сигарета в руке, вечные истерики и потерянные, не понятые матерью «уличные дети»…
Некогда я познакомилась с ровесницей из малоцерковной семьи. С самого начала поразил откровенно презрительный тон, которым Е. разговаривала с отцом, и, напротив, подобострастие и готовность подчиниться чему угодно — по отношению к матери. Оказалось, эта хрупкая пожилая женщина смогла так поставить себя в кругу родных, что ее слово всегда оставалось последним. Когда же обращались за советом к ее мужу, он только разводил руками: «Ну, как «царица» решила, так и делайте». Внешне подчиняясь властной жене, он искал утешения в бутылке. Мама считала, что ее дочери получили лучшее в мире воспитание. Вот только… Старшая — разведена, средняя пытается строить жизнь в браке так же, как ее мать, результатом чего уже стали нервная неуравновешенность женщины и пьянство мужа. Младшая, Е., развелась через два месяца после пышной свадьбы. Теперь иконы, подаренные молодой семье, висят в ее «девичьей» комнате, а она все не может понять: «За что?»
А раньше дочерей воспитывали иначе… Причем главное, без чего ни одна женская добродетель не будет добродетелью, — целомудрие, и об этом очень хорошо знали наши богобоязненные предки. Девичья честь и супружеская верность — без этого кто осмелится назвать себя Христианкой? А сейчас подавляющее большинство женщин пытаются создать семью, уже «наломав дров». А дети растут на примере матери и отца, которые нередко вовсе не скрывают от них того, что должно бы быть сокровенным, смотрят по телевизору вместе с родителями развратные шоу, читают соответствующие журналы. Знаю случаи, когда родители открыто насмехались над невинностью своих чад-подростков и сами подстрекали их к порочным связям. А в одной знакомой семье дед выговаривал своей дочери за то, что у его внука в девятнадцать лет «до сих пор» (?!) нет любовницы! Пройдя «огонь, воду и медные трубы», некоторые из этих изувеченных ребят находят душевный покой в Церкви. Покаявшись и осознав весь ужас прежнего существования, молодые люди хотят создать настоящие Православные семейные союзы, воспитывать в вере детишек. То, что естественно для молодых, выросших в Православных семьях, для этих юношей и девушек становится тяжким бременем: ведь у них никогда не было настоящей семьи! Огромное счастье, если видят они образ жизни своего духовного отца и прихожан своего храма, обращаются к ним за советом или помощью (часто еще и преодолевая сопротивление неверующих родителей!), тогда им все-таки легче построить свой Дом. Если не будут слушать «доброжелателей», подстрекающих к разводу. Как сетовала одна моя подруга: «Раньше родители, если видели ссору дочки с супругом, делали все, чтобы они помирились, чтобы брак не распался. А сейчас только увидят малейшую размолвку — сразу бросаются: да разводись, да ты себе лучше найдешь, да зачем он тебе, да он тебя не стоит…» Супруги есть «одна плоть» (Быт. 2, 24). И как важно об этом помнить в семейной жизни! Православным супругам, как бы странно это ни прозвучало, здесь проще. Потому что каждый заведомо знает: его «половинка» не предаст, он (или она) хоть и сердится сейчас, хоть и совершили ошибку, однако он (она) искренне хочет помириться и никогда-никогда не помыслит о разводе: в настоящих Православных семьях это слово под запретом. Ведь, как замечательно говорит нам с мужем наш духовный отец, «муж и жена — одна сторона». Вот как на самом деле, оказывается, звучит эта пословица. А не как кощунственно употребляют ее в миру…

…Мой крохотный сыночек сладко посапывает в кроватке, уткнувшись носиком в одеяло. Если бы он знал, каково его маме и папе, воспитанным в далеко не Православных традициях, каждую секунду поверять свои мысли, чувства, поступки верой — да и вера еще так слаба… Сколько нас таких, до недавнего времени знавших о Православных семьях только из книг! И сколько носиков-курносиков сопят под одеяльцем, не ведая, что за них молятся их мамы и папы: «Господи, это Твое по благодати чадо, воспитай его Сам и вразуми нас, грешных его родителей…»

Юлия Кулакова
г. Самара.
16.09.2005
Дата: 16 сентября 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru