‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На что имеет право мой ребенок?

«Защитить права ребенка», «сохранить ребенку детство». Добрые, гуманные лозунги постоянно звучат с телеэкрана… Вот только какие именно права и какое детство нас призывают защищать?


— Моя сноха у ребенка детство отнимает! — горячится бабулечка в разноцветной шапочке, старательно обходя ручей. — Вот я ему говорю: внучек, отдохни, телевизор посмотри, что там твои ровесники-то смотрят? В клуб сходи с друзьями, с девочками потанцуй! А мамаша заявляет: нечего шататься, пусть учится! Обязанности ему по дому придумала, самой, наверно, лень! Говорит, что надо думать, где работать будет, чем семью кормить. Какая еще семья, пусть гуляет мальчик! Право имеет!
— А сколько лет ребеночку-то? — недоумевает собеседница в платочке, поддерживая бабулю под руку.
— Да дите еще! Четырнадцать!

«Защитить права ребенка», «сохранить ребенку детство». Добрые, гуманные лозунги не сходят с газетных страниц, постоянно звучат с телеэкрана и — как следствие — из уст рядовых граждан. Не поспоришь: разумеется, все это нужно… Вот только какие именно права и какое детство нас призывают защищать?
…Анна, беременная вторым ребенком, пришла на прием к врачу. Заполнив графу о доходах родителей (любопытно, кстати, с какой целью она введена в опросник), гинеколог вдруг откладывает ручку и начинает «нравоучения»: «И о чем вы думаете? Вы же не прокормите двоих! У ребенка есть права! Он должен быть хорошо обут-одет…»
Многочисленные цветные журнальчики для молодых родителей с непременной рекламой игрушек и модной одежды многотысячной стоимости, дорогого детского (не всегда полезного) питания, дизайном интерьеров для детской и т.д. призваны, по словам их издателей, утвердить семью и рождение детей как ценность. Лукавят ли они или просто заблуждаются, однако налицо обратный результат. Закрывая журнал, читатель задумывается: значит, если у меня нет денег на то, что тут рекламируют, не стоит и рожать? Тем более что на одних страницах с фотографиями улыбающихся лялечек — пропаганда абортивных (!) противозачаточных средств. Итак, надо не «родить», не «воспитать», а «купить»! Страшно: рекламные листки, замаскированные под «пособие для мамочек», формируют жизненные ценности взрослых.
Недавно, беседуя с одной любительницей таких изданий, услышала следующее: «Детям без отца просто незачем жить!» Причем разговор до сих пор шел о нашей близкой подруге, матери-одиночке. «Правозащитницу» не смутил ни этот факт, ни, кстати, то, что автор этих строк тоже выросла без отца. «Такие дети не будут материально обезпечены!» — кричат «моралисты», не понимая, что ставят придуманное ими право дитяти на дорогие тряпки выше его же права на жизнь. И вот «обезпеченный ребенок» растет, растут и его аппетиты. Рассказывают «прабабушки со стажем»: «Если в послевоенные годы ребенок в магазине не слушает матери и истошно кричит: «Купи! Купи!» — взрослые пристыдят его, поддержат авторитет матери, скажут, что так вести себя нельзя. А сейчас — вот только что слышали, одна подходит к матери — «Купи ему, вишь, как просит, жалко, что ли? А нет денег — нечего было рожать!»
Дошкольный возраст. Маму убеждают отдать ребенка в детсад. Бедная мама радуется своей самостоятельности («Зарабатываю!»), не видя, между прочим, что ее зарплата в девяноста случаев из ста еле-еле покрывает стоимость пребывания малыша в госучреждении. А ребеночек, оторванный от матери, уже затаил обиду («Бросили!»), и эту обиду лет через восемь-десять в нем искусственно всколыхнет столкновение с культом молодежной обособленности: «Родители меня всегда бросали, всегда не понимали…» И будут родители ходить по психологам (если не по экстрасенсам), чтобы их непослушное, не ночующее дома и замкнутое в себе чадо вдруг изменилось и стало ласковым и открытым.
Но главный удар по детям, точнее основные «усилия по защите прав детей», приходится на школьный возраст. Как отмечают ученые, детство у человека и так, с точки зрения биологии, затянулось. Однако — школьная программа так и норовит растянуться до двенадцати лет, для подростков придумывают все новые и новые «миры», отличные от мира взрослых, будь то книги, фильмы, компьютерные игры, концепции молодежных клубов… «Ты не такой, как твои родители, ты лучше, ты особенный», — это подросток слышит со всех сторон. «Защищай свои права!» — говорят ему в школе. От кого защищать? От мамы с папой, конечно! Можно, оказывается, и в суд на родивших тебя подать, целые уроки этому посвящены.
Итак, от родителя требуют обезпечить ребенка, а потом дать ему полную свободу действий, чтобы он наслаждался детством. А «детством» ли? Странное существо — «правильно воспитанный» сегодня подросток. Он не может позаботиться о себе, его не приучили к труду, себя он осознает «ребенком», а вот понятия и потребности уже далеко не детские. О формировании и развитии таковых в школе тоже позаботились. Ученик может плохо знать таблицу умножения, но вот как не забеременеть — знает лучше доктора. То, о чем раньше узнавали из похабных анекдотов (и потому стыдились), сегодня разбирается на классных часах, и вещи, за которые в прежние годы сажали в тюрьму, подростку предлагается… попробовать — в качестве «поиска себя». Призналась верующая мать: чадушко в очередной раз потребовало денег на развлечения, пришлось честно ответить, что денег нет. «Так заработай!» — был ответ. «Где?» — от растерянности спросила родительница. «Да хоть на улице!» — ответил «просвещенный» сын. Я лично пыталась поговорить с этим мальчиком, однако на все вопросы он отвечал: «Я еще маленький! Мне всего тринадцать!»
Рассказал генерал-майор запаса, бывший, по его словам, «московский хулиган»: «Всякое бывало. Но чтобы с родителей деньги трясти на свои проделки — никогда, свои бы и засмеяли, и побили. Кто ж на мамины деньги гуляет? Я лично вагоны разгружал…» «Улица» — вот уж действительно устаревшее понятие, когда в учебнике для девятого класса предлагается пройти тест, насколько ты предаешься различным извращениям и не надо ли тебе заниматься этим почаще… И, видимо, чиновные взрослые всерьез обезпокоены: а вдруг родители, эдакие глупцы, не дадут детям деньги на всякую гнусь?
Недавно в двери медицинского кабинета впорхнула стайка девочек лет двенадцати-тринадцати, врач с ласковой улыбкой закрыла за ними дверь. А я прочла на дверях: «Здесь подростки могут получить контрацептивы безплатно!»
Права на труд для подростка не предусмотрено. И на ответственность — тоже. А на Руси взрослое состояние человека всегда определялось умением взять на себя ответственность. Шестилетняя дочь следила за новорожденным братом, сын шел помогать отцу в поле — и делали это не только по необходимости, но и с гордостью: я взрослый! Восьмилетний княжич выезжал на военный совет, купец оставлял сына-отрока в лавке за старшего. Сыновья священника алтарничали в храме. В литературе прежних веков мы встречаем четырнадцатилетних воинов, пятнадцатилетних чиновников, нет числа двенадцатилетним стряпухам и мастерам, и они вряд ли желали бы подать в суд на родителей за «лишение детства». Да, не от хорошей жизни юные надрывались на тяжелых работах, но они, Христиане, сознавали: их подвиг жертвенной любви необходим для родных.
А что сегодня? Большинство родителей, оправдываясь перед собой «любовью» к ребенку, воспитывают его по модели: «Ты все равно не сможешь, лучше я сам все сделаю».
«Одеты-обуты не хуже других», — такими словами, помнится по книгам, вспоминала о детстве своих чадушек мать новомученика Трофима Оптинского. Только для этого мать вместе с детьми трудилась не покладая рук. Летом соседи упрекали мать, что, дескать, «детство отняла» у ребятишек. А осенью завистливо оглядывали младших Татарниковых, шедших в школу в обновках. Леонид Татарников, будущий инок Трофим, еще до воцерковления прославился — честностью и трудолюбием.
В советские времена появилось презрение к ранним бракам: причем «ранним» считали замужество и в восемнадцать, и в двадцать лет. Старшее поколение убеждено, что создать семью в таком возрасте как минимум легкомысленно. «Ах, какие ранние были браки!» — ужасается и молодой современник, читающий о дореволюционных годах, — не задумываясь о том, что в 14-15 лет наши предки были уже морально и духовно зрелыми людьми. Мои ровесники еще в школьные годы твердо усвоили: нечего о свадьбе думать, вот надо выучиться, поработать, а там уж посмотреть, нужно ли тебе вообще это «ярмо»! Конечно, если «выучиться» получается годам к двадцати-двадцати двум, «поработать» (а сегодня это понятие заменено на «много заработать») — ладно если к тридцати пяти, то семья такому человеку уже и не нужна. Родители сегодня редко задумываются о целомудрии чада, вот зарабатывать сын или дочь должны, а что «гуляют» — так это их дело. Верующим отцам и матерям сегодня еще сложнее: как уберечь уже тринадцатилетнего ребенка от растления? Так, может, правы были наши предки, когда, обучив сына — ремеслу, а дочь — хозяйству, начинали подыскивать подходящую партию? Стоит ли, читая с ребенком-школьником «Евгения Онегина», жалеть бедную няню Татьяны, выданную замуж отроковицей? Учитель на уроке и так не преминет отметить «мракобесие» во времена царизма. А для меня и моих подруг — тоже матерей — неожиданным открытием и поддержкой стали недавно прочитанные строки Святителя Иоанна Златоуста: «Чтобы отсечь самые корни зла, пусть те, которые имеют детей, находящихся в юном возрасте, и намереваются ввести их в мирскую жизнь, скорее соединяют их узами брака». Вот вам и «рецепт гармонии», за которым наши современники вотще лезут в гороскопы.
Семья — серьезнейшая школа взросления, где каждый день учит отсекать эгоизм, праздность, малодушное желание скрыться от ответственности. Два совершеннолетних человека — семейный и несемейный — говорят между собой на разных языках. «Была на встрече выпускников, — рассказывает незамужняя дама двадцати шести лет. — В нашем классе все свободные, только две замуж вышли, понарожали детей, раскудахтались там про своих отпрысков, весь вечер испортили! Скучно!» Далее шло «нескучное» повествование о банкетах, случайных связях и «красивой жизни» бывших одноклассников.
В разные годы я имела возможность задать разным людям простой вопрос: какое определение к слову «жизнь» первым приходит в голову? «Церковная», — сияя, ответила немолодая женщина: ее муж и взрослые дети только что крестились… «Семейная», — смутились молодые влюбленные, направлявшиеся к священнику договориться о венчании. «Во Христе!» — бодро сказал мужчина, прижимавший к себе заветную книгу Иоанна Кронштадтского. «Трудовая!» — с достоинством ответил седой ветеран. А вот с подростками из неверующих семей оказалось «скучно». Они придумали только один эпитет: «половая»…
Сколько людей обокрали самих себя, не принеся в семью самого главного — душевной и телесной чистоты, которая тысячелетиями скрепляла брачные узы, делала семью малой Церковью! А долго ли продержится семья современная, если молодая жена для мужа — не единственная, а, простите за грубость, «очередная»? Кто-то из великих сказал: «Целомудрие — это право не знать». А сегодня мир кричит нам: «Ребенок имеет право знать!..» Право на греховные развлечения, на существование в плотской грязи, не имея отродясь понятия о другой жизни, чистой, духовной.
Последствия видны любому, желающему видеть. Народ, где мужчины не хотят работать, а женщины — рожать (и на таких принципах растут малочисленные и больные новые поколения), обречен. Лишь Православная Церковь в наши дни противостоит навязыванию ложных прав. А вместо этого утверждает право на Отчую любовь, право и обязанность быть человеком.

Юлия Кулакова,
г. Самара

На снимке: автор статьи — Юлия Кулакова.

23.04.2006
847
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru