Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Первый раз в первый класс…

Советы Православного психолога родителям первоклашек.


Советы Православного психолога родителям первоклашек.

Когда ребенок идет в первый раз в первый класс, родители снова возвращаются в школу. С какими трудностями может столкнуться новоначальный ученик и его мама и папа? Как привыкнуть к школе, как делать домашнее задание и стоит ли ругать за плохие оценки? Обо всем об этом мы беседуем с клиническим психологом Самарской детской городской больницы № 1, кандидатом психологических наук Екатериной Викторовной Хохловой.

— Екатерина Викторовна, с какими сложностями в первую очередь сталкиваются родители первоклашек и как их преодолеть?
— Во-первых, надо уяснить, что ребенок сразу к школе не привыкнет. Период адаптации к школе у него займет примерно два-три месяца. И это нормально. К нам, к сожалению, месяца через полтора начинают родители обращаться и жаловаться, что их ребенок никак не может привыкнуть к школьной дисциплине, ему тяжело сидеть на уроках, он плачет, не может делать уроки дома. Но в принципе, это нормально. Тем более что сейчас очень много детей, не посещавших детские сады и бывших на домашнем воспитании. И для них такое огромное количество информации, перемен, детей вокруг — большой-большой стресс. Даже если ребенок ходил на подготовительные курсы, все равно к школе ему будет сложно привыкать. Потому что шесть лет и семь лет в физиологическом развитии ребенка — это огромная разница. Даже если в шесть лет он спокойно ходил на подготовительные занятия и никаких проблем не возникало, в семь лет он может плохо адаптироваться. Родители недоумевают: «В прошлом году ты же ходил и тебе нравилось». А уже все пошло на спад, ему уже тяжело это все.
— Как правильно организовать день первоклассника?
— Первый класс — это первая смена. Утром, к восьми или к половине девятого ребенок пошел на уроки, конечно, с собой ему нужно дать что-нибудь на перекус (бутерброд, яблоко, йогурт). Школа для ребенка — большой стресс. Потому что все новое — новый класс, новые дисциплины, новые лица. Огромный пласт информации. И когда он придет домой, первое, что ему нужно сделать, — это, конечно же, отдохнуть. Большая ошибка родителей сразу спрашивать: «Что вы там сегодня проходили?», — когда они ведут ребенка из школы. Ребенок еще не переключился с одного на другое, он умом еще в школе, укладывает только еще информацию, которую ему преподнесли. Поэтому обязательно надо дать ему время помолчать, прийти в себя, просто побыть в тишине полчасика — со своими игрушками, с тем, к чему он привык до школы. Если ему захочется, он сам начнет рассказывать обо всем. Но какой-то период времени до этого должен пройти.
После отдыха нужно обязательно дать ему покушать. Можно в первое время даже побаловать его, подчеркнуть, какой он молодец, уже школьник. Очень важен режим. И во сне, и в питании. Нужно завтрак, обед и ужин стараться проводить в одно и то же время. Допустим, если вы знаете, что ребенок в час приходит, полчаса он отдыхает, и где-нибудь в два часа вы садитесь вместе с ним за стол кушать. Обязательно вместе с ним.
Отдохнув, ребенок может сам начать вам что-то рассказывать, делиться впечатлениями, задавать вопросы. Постарайтесь терпеливо на все отвечать, потому что для него это очень важно. А вопросов будет очень много. И ребенок будет сравнивать, что ему говорят в школе и что скажут на это родители. Ведь теперь у него два авторитета — родители и учитель. Обычно учитель — это очень сильный авторитет для школьника. И лучше не надо родителям соревноваться в этом плане с учителем.
После обеда тоже нельзя нагружать ребенка. Но и отдых должен быть разумным. У телевизора и компьютера, конечно, не отдых. Это опять напряжение на головной мозг. Лучше пусть погуляет на улице, порисует, поиграет со своими игрушками.
Во всем нужно подавать пример. Все, что вы требуете от ребенка, вы должны и сами делать. Иногда мне жалуются родители: мой ребенок не читает, или мой ребенок не хочет на завтрак есть кашу. Не молится… А вы сами кашу едите? Книги читаете? Исполняете утреннее и вечернее молитвенные правила? Чтобы ребенок видел, что его мама и папа это делают. Сам ребенок, автоматически ничему не научится. Все должно прививаться родителями на собственном примере.
— Как лучше проводить выходные дни?
— Не надо, скажем так, информационно наполнять выходные — походы в музеи, театры. Очень часто родители первоклашек отдают их сразу в воскресную школу. А это большая нагрузка, ребенок еще не привык к такой школе, а его отдают и в воскресную, то есть в выходные он опять учится. Пусть сначала привыкнет к обычной школе, и тогда уже отдавайте его в воскресную при храме. То же и с кружками и секциями, не надо ребенка перегружать. В советское время была хорошая практика — первый год ребенок только учится, привыкает к школе, а со второго его отдавали в музыкальную или художественную школу. По такому же принципу можно построить и поход в воскресную школу. Нужно стараться не перенапрягать детскую нервную систему. Отложите все дополнительное образование хотя бы на полгода.
Еще один момент для более удобного привыкания к школе. Постарайтесь приглашать одноклассников вашего ребенка домой. Во-первых, и родители посмотрят, что из себя представляют ребята, с которыми вместе учится и дружит сын или дочка. И заодно ваш ребенок научится принимать гостей, играть, общаться не только по каким-то школьным делам, а просто дружить.
— Чтобы знать все, что происходит в жизни ребенка, с ним должны быть очень доверительные отношения…
— Доверительные отношения между родителем и ребенком должны закладываться с самого раннего детства. Ко мне буквально вчера подошла одна мама и попросила посоветовать ей правильную книжку по воспитанию ребенка. Но это же невозможно ни прочитать, ни выучить. В первую очередь это должно быть в сердце, потом — в голове. Доверительные отношения с ребенком складываются из многих составляющих. Сколько вы занимались ребенком, когда он был маленький. Когда у него были трудности, а вы в этот момент решали свои проблемы, смогли ли вы ему помочь. Потому что если маленький ребенок хотел, чтобы вы ему помогли, а вас в этот момент не было, — один раз он сможет забыть. Но если это повторяется — он отдалится. И очень сложно будет потом найти ту точку соприкосновения с ребенком, ту точку доверия, чтобы он делился с вами в первую очередь своими переживаниями, проблемами, мыслями.
— Делать уроки лучше вместе с ребенком или учить его самостоятельности? Как реагировать на его первые отметки?
— Делает ваш ребенок уроки, получается у него быть усидчивым — хорошо. Не может усидеть на месте и сосредоточиться — надо выяснить, по какой причине. Может быть, это вы ему мешаете своими разговорами в соседней комнате. А может, именно сегодня у него произошло какое-то очень эмоциональное событие, и он до сих пор не может успокоиться. Ничего страшного, если один день он не сделает уроки. Помогите ему, выберите главное — и сделайте вместе. А то, что не так важно, — оставьте на потом. Заставлять ребенка корпеть над учебниками, не вставать из-за стола, пока все не закончит — нельзя, это ошибка наших родителей. Нужно прививать желание учиться. Я помню, как мне родители сказали: ты учишься для себя. И я хорошо помню: первая моя оценка была «тройка». Я совершенно спокойно к ней отнеслась. Это не помешало мне стать кандидатом наук. Оценки, конечно, отражают уровень знаний. Но иногда носят и субъективный характер.
— Родитель всегда должен быть на стороне ребенка?
— Я считаю, что да. Конечно, не с шашкой наголо. Но ребенок должен чувствовать, что вы хотите его защитить. Здесь должна быть очень мудрая политика родителей. Если говорить «мой ребенок всегда прав», то это может привести к избалованности ребенка. Но в то же время, если он видит, что вы его на людях не даете в обиду, а дома дали ему хорошую взбучку за то, что он сделал (или сказал) неправильно, знает, что наказания за плохой поступок он не избежит, то на следующий раз он не будет поступать плохо.
— Можно ругать ребенка за плохие оценки?
— Ситуация ситуации рознь. Если ваш ребенок накануне бил баклуши, смотрел телевизор, и вы не могли его оттащить, а на следующий день получил законную «двойку», то это одно. Надо дать ему понять, что он поступил плохо, в конце концов, лишить его чего-то, тех же мультфильмов. А если ваш ребенок учил и знает этот предмет, но, может, его спросили не то, что он готовил, или он просто растерялся у доски, а вы знаете, что он готовился, то это совсем другая ситуация. Родитель должен быть помощником. Обязательно надо каждую ситуацию рассматривать отдельно.
Родители всегда говорят: мы пошли в школу. И это должно быть действительно — «мы». Это родительская обязанность.

Беседовала Татьяна Горбачева
03.09.2010
Дата: 3 сентября 2010
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru