Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Последний священник Костычевской обители

В Октябрьске Самарской области обретены нетленные мощи умученного в годы репрессий священника Василия Тепловодского.


В Октябрьске обретены нетленные мощи умученного в годы репрессий священника Василия Тепловодского.

…Впереди Крестного хода шли семь отроковиц — дорогу от разоренного кладбища бывшего Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря к храму Смоленской иконы Божией Матери они устилали живыми цветами. Гроб с мощами несли благочинный Сызранского округа протоиерей Григорий Коберник и глава администрации Октябрьска Сергей Викторович Родионов. За ними с пением молитв и тропарей шли четыре тысячи человек, приехавшие в Октябрьск со всего Средне-Волжского региона, а также из Москвы. Над городом плыли торжественные звуки церковных колоколов.
За свою историю небольшой Октябрьск, наверное, переживал не много столь волнующих событий. Но чтобы понять значение и масштабы Православного торжества для этой земли, перелистаем страницы ныне подзабытой истории.

Монастырь

...Последние годы жизни протоиерея Василия Федоровича Тепловодского были связаны со Старо-Костычевским Смоленским женским монастырем. Здесь он служил священником до того, как в 1926 году его арестовали представители новой богоборческой  власти. 
Основан монастырь был в 1869 году близ села Старые Костычи (ныне восточная часть Октябрьска) схимонахом Пантелеимоном (бывшим зажиточным крестьянином Петром Савельевичем Прохоровым).
Когда в 1992 году в Октябрьске был открыт первый Православный приход, его настоятель священник Евгений Матвеев начал собирать дополнительные сведения о монастыре и насельницах.
— Удивительно, но в городском архиве не сохранилось никакой интересующей нас информации, — рассказывал отец Евгений. — Не нашли мы нужных сведений и в городском музее, в библиотеках. Помогли тогда еще живые последняя воспитанница монастыря Екатерина Петровна Никишина и Прасковья Петровна Казберова...
Так, удалось установить, что в 1910 году в монастыре находились 122 насельницы: 12 манатейных монахинь, 14 рясофорных и «указных» послушниц и   103 послушницы. Сестры занимались в основном земледелием.
В первые годы советской власти в обители была организована трудовая промысловая артель. В 1923 году она была реорганизована в сельскохозяйственную артель «Работница», в которую были переведены 120 монахинь из обители. Возглавляла артель бывшая игумения. 23 ноября 1928 года постановлением малого президиума Средневолжского облисполкома монастырь был закрыт. Все монастырские постройки и церковь были переданы в распоряжение Сызранского окружного исполкома.
По крупицам собирались сведения и о схимонахе Пантелеимоне. Родился он в 1811 году в крестьянской семье села Старые Костычи. Был женат, имел двоих сыновей. Считался одним из самых богатых крестьян в округе. В 1840 году совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, после чего решил оставить семью и уйти на Афон. Три года прожил в Одессе. После испытаний был пострижен в рясофор с именем Пахомий. Уже на Афоне при пострижении в мантию ему было объявлено, что местом его подвигов должна стать родина.
Вернувшись домой, старец посвятил себя делам благочестия и молитвенному подвигу. Долго хлопотал о создании женской общины. Известие о том, что принято наконец решение о ее открытии, схимонаху Пантелеимону сообщили за две недели до его смерти. Скончался старец 3 января 1884 года, на 78-м году жизни.
— Мы знали, что похоронен схимонах Пантелеимон на монастырском кладбище, — продолжает протоиерей Евгений. — Но поиски места его захоронения осложнялись размерами бывшего монастыря — его территория составляла два гектара. К тому же за годы безбожной власти бывшая обитель была превращена в городскую свалку, а кладбище полностью уничтожено. Мы пытались определить место захоронения хотя бы по месторасположению храма, но все монастырские здания были разрушены до основания, не сохранился даже их фундамент...
После долгих поисков захоронение обнаружили — в том месте, где отец Евгений собственными руками установил поклонный крест. Тогда же были найдены три безвестные могилы. В одной из них находились нетленные мощи, как позднее будет установлено, протоиерея Василия Федоровича Тепловодского. Нетленными оказались также его облачение, Евангелие, большой напрестольный металлический крест, нательный крестик на деревянной цепочке. Дивное благоухание исходило из гроба.
По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 22 апреля 2004 года мощи старца Пантелеимона были перенесены в Смоленский храм Октябрьска, а нетленные мощи священника Василия Тепловодского решено было оставить до времени «в месте их пребывания».

Храм чудес Божиих

После того как мощи старца Пантелеимона внесли в церковь, в Божием доме начали происходить чудеса. «Их случилось уже так много, что рассказывать обо всех чудесах нужно не меньше трех часов», — говорит отец Евгений. И все же упомянем о нескольких удивительных случаях.
Здесь помнят, как девушки-журналистки самарского телеканала ГТРК, присутствовавшие в 2004 году на поднятии мощей старца Пантелеимона, принародно засомневались в реальности чудес. Но когда через час девушек пригласили на чай, по трапезной храма неожиданно разлился такой сильный неземной аромат, что потрясенные телевизионщицы тут же раскаялись в своем неверии.
В склепе, который до этого хранил мощи старца, сразу же забил родник. Когда этой водой умыли бесноватую женщину из Жигулевска, из ее рта фонтаном ударила мутная жидкость. После этого больная полностью исцелилась.
В специальной церковной книге записаны имена выздоровевших — от паралича ног, удушья, зубной боли и болей позвоночника, гнойных ран, нервного тика, онемения рук... Последний случай — выздоровела женщина из Тольятти, у которой был страшный диагноз — лейкемия.
«Вот уже несколько лет в алтаре храма на Пасхальной седмице мироточат яйца, — рассказывает отец Евгений. — Как-то я крестообразно помазал таким мироточащим яйцом себе лоб и сразу почувствовал, что телесное недомогание ушло, а появились удивительная бодрость и сила. В другой раз — 1 января 2006 года, во время водосвятного молебна, я увидел, что вода в чаше вдруг сильно уплотнилась, потом начала «играть» и бить снизу ключом, рассыпаясь радужным бисером по краям».
Жительница Октябрьска Наталья Тараканова 12 декабря 2005 года увидела над бывшим монастырем двух Ангелов в белых одеждах, которые держали большую икону.
Братья Нефедовы из Самары, жительница Бугуруслана Ольга Меджидова рассказали, что слышали удивительное по звучанию церковное пение в тот вечерний час, когда храм был уже закрыт.
Людей же неверующих, в особенности автомобилистов, потряс случай, когда священник Евгений Матвеев на большой скорости вылетел в кювет, при этом сам не пострадал и на машине не оказалось ни одной царапины. В тот день батюшка ехал в Москву за ракой для мощей схимонаха Пантелеимона.
— Господь посылает нам чудеса промыслительно, — говорит отец Евгений. — Уже многие жители нашего города пришли к вере благодаря чудесным событиям, случившимся с ними или с их близкими в нашем храме.

«Святой святого поднял»

Сведений о священнике Василии Тепловодском пока собрано немного. В монастыре он начал служить в 1925 году, за три года до его закрытия. В отделе записей актов гражданского состояния Октябрьска нашли «Запись о смерти умершего гражданина Тепловодского В.Ф.» Из нее следует, что отец Василий «умер от порока сердца 15 мая 1926
года в возрасте 44 лет». Как сегодня известно, подобные сообщения о смерти своих близких нередко получали «из органов» семьи репрессированных. Отец Василий был арестован органами НКВД, скорее всего, по страшной 58-й статье (контрреволюционная пропаганда). Содержался он в тюрьме Октябрьска, в строгой изоляции. Монахиням не разрешили, сколько они ни пытались, передать ему ни одной продуктовой посылки.
— Можно предположить, что священник, не пошедший на сделку с властями, был жестоко замучен, — говорит отец Евгений. — Его тело отдали монахиням, которые похоронили страдальца на монастырском кладбище.
При жизни схимонах Пантелеимон и протоиерей Василий Тепловодский не знали друг друга. Но восемь десятилетий их могилы были рядом. Теперь они снова вместе — красивые раки угодников Божиих в церкви находятся в нескольких метрах друг от друга.
«Святой святого поднял», — говорят верующие.
Церковное прославление замечательных сыновей России пока не произошло, но уже начат сбор материала, на основании которого будет, как надеются люди, со временем совершена их канонизация.

На снимках: Смоленский храм в городе Октябрьске; перенесение мощей священника Василия Тепловодского.

Олег Бедула
пресс-служба Самарской епархии
29.08.2008
Дата: 29 августа 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru