Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

На Монастырской улице

Будни и праздники Воскресенского Горицкого монастыря на Вологодчине.

Будни и праздники Воскресенского Горицкого монастыря на Вологодчине.


Сейчас, когда пишутся эти строки, наверное, нет уже в Горицком монастыре послушниц Людмилы и Иулии. Есть они же, но — уже мантийные сестры с другими именами, данными им в постриге, который должен был состояться Великим постом. Когда — заранее никто из сестер не знает.

— Мы и о том, что будут их постригать, до последнего дня не узнали бы, если бы не надо было им мантии шить, — сказала послушница Маргарита. — Я вот о своей камилавке и не ведала, а 5 января на Всенощной одели…
Я видела одну еще недошитую мантию на столе в архиерейской комнате, где ежедневно проходит монастырское молитвенное правило. «Одежды тщеславия», — с легкой иронией отозвался о них отец Венедикт, единственный священник Горицкого женского монастыря. Хотя как раз тщеславия-то я за два дня, проведенных в монастыре, не заметила ни в ком.
Горицкий Воскресенский монастырь… Когда-то это была известная не только на Вологодчине обитель, основанная еще в середине XVI века княгиней Евфросинией Андреевной, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди тогда совсем юного Царя Иоанна IV, впоследствии стяжавшего имя — Грозный. Простившись с мужем, павшим жертвой боярской смуты, Евфросиния посвятила свою жизнь делам благотворительным и богоугодным. Прежде всего — устройству женской иноческой обители в семи верстах от Кирилло-Белозерского мужского монастыря, на левом гористом берегу реки Шексны. Здесь, в селении Горицы, уже была деревянная Воскресенская церковь; княгиня, принявшая в иночестве имя Евдокии, заменила этот храм пятиглавым каменным, с приделом преподобного Кирилла, Белозерского Чудотворца. Ныне Воскресенский собор пуст и печален, видимо, нескоро еще он будет восстановлен в подобающем благолепии. Еще печальнее участь стоящего вплотную с ним Троицкого собора: в нем до сих пор размещается Дом культуры!
От матушки Иларии, старшей над сестрами в отсутствие возглавляющей обитель монахини Евфалии, я узнала, что уже давно принято решение о возвращении монастырю Троицкого собора, но пока исполнение этого благого решения тормозится отсутствием в поселке помещения для Дома культуры.
Но если бы все дело было только в этом… Беда, когда миряне берутся судить, кто достоин быть игуменьей, а кого надо «выжить» из монастыря. И делают для этого все, что только могут… Не помогают — так хоть не мешали бы!
Сама территория монастыря, обнесенная высокой каменной стеной, лишь отчасти возвращена обители. Во многих домах на Монастырской улице все еще живут местные жители. С большим трудом, преодолевая немалые искушения, возрождается монашеская жизнь. Но — возрождается. Полным ходом идет реставрация Покровской (некогда больничной) церкви, восстановлен игуменский корпус, готовятся семена и рассада для посева на раскорчеванном монастырском огороде…
— Посмотрела я, как они там в Горицкой обители трудятся, сколько камней своими руками из земли повыворотили! — говорила мне Людмила, хозяйка странноприимного дома Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды. — Такие труды на себя приняли — и матушка наравне с рядовыми сестрами.
Да ведь и всех-то насельниц монастыря — шесть человек. Матушку Евфалию позвал восстанавливать монастырь Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Владыке хотелось, чтобы во главе возрождающейся обители стояла местная, вологодская монахиня, которая примет всем сердцем — и по-монашески безропотно понесет это нелегкое бремя. Сама матушка Евфалия родом из вологодских мест, до этого подвизалась в Золотоноше, на Украине, — в той же обители, где постигала монашескую жизнь и игумения нашего Самарского Иверского монастыря Иоанна. Тесен мир Православный…
Встретиться с матушкой Евфалией мне не довелось, как раз в эти дни она была в отъезде. Но отсутствие матушки не было заметно — жизнь в монастыре шла своим чередом, творилось молитвенное правило, не прекращались повседневные труды. Говорят, что это верный признак умелого руководства — когда заданный руководителем ритм и без него не дает сбоев. О матушке говорили как о человеке строгом, прежде всего к себе. Но вот добиваться справедливости или требовать к себе особого отношения — не в ее духе. И в этом она так похожа на одну из прежних настоятельниц монастыря, игумению Маврикию, что на смертном одре признавалась в одолевавшем ее страхе: «Как было мне совестно, что я… смею стоять на таком месте». Вот и у матушки Евфалии нет особого «игуменского» места, в молитве и в трудах, за обеденным столом — нигде она не выделяется среди сестер. Только ответственность несет неизмеримо большую, чем другие.

Мы говорили об этом с матушкой Маргаритой — регентом и казначеей обители. Зашли в Покровскую церковь, трижды пропели тропарь Владычице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Своим омофором». И оттуда направились на гору Мауру.
Именно здесь более семи столетий назад преподобный Кирилл увидел луч света, указавший ему место будущих подвигов, и услышал глас Пресвятой Богородицы, повелевший идти и устроить там монастырь… Прославленный в веках Кирилло-Белозерский монастырь. Об этом и ныне напоминает Поклонный крест, воздвигнутый (конечно, уже в недавние дни) близ камня, на котором молился преподобный старец и на котором остался отпечаток его стопы. А рядом — еще не утратившая свежей желтизны бревенчатая часовня, срубленная протоиереем Алексием Фомичевым, живущим неподалеку, в городе Кириллове. (Этот неутомимый батюшка своими руками обустроил и Смоленский источник, таящийся в лесной глуши по дороге от Вологды к Кириллову).
Мы поднялись на колоколенку часовни — и дух занялся от открывшейся взору картины. Вековые ели словно бы расступились, как живые врата в Горнее Царство — столь близкое здесь, вдали от мира. Как легко возносится отсюда молитва… В семи верстах отсюда, за лесом и рекой виден Кирилло-Белозерский монастырь.
От матушки Маргариты я услышала о горицких святынях — прежние, прославленные чудотворениями иконы утрачены или находятся где-то в музейных запасниках, но уже принесенные в монастырь образа одарили обитель новыми чудесами.
— На Казанскую служили у нас батюшки московские, из Троице-Сергиевой Лавры и из Москвы, — рассказала матушка Маргарита. — Тихвинская икона у нас уже мироточила, но мы об этом молчали. И вдруг во время Божественной литургии смотрим — батюшки заметили мироточение! Собрали в бутылочки миро… Икона Святителя Николая источала миро крестообразно и в прошлом году после Рождества Иоанна Предтечи, и долго после этого дня. И в этом году повторялось мироточение, на Евангелии были заметны следы мироточения. Обе эти иконы обновились. Они были темные, лики очень плохо просматривались, а тут стало четко видно даже рисунок одежды..
Большое торжество бывает в обители на праздник Тихвинской иконы, сестры вместе с батюшкой Венедиктом крестным ходом идут на Тихвинский источник, что на берегу. И не знала я, что вода, которую используют для питья и приготовления пищи в монастыре, поступает сюда из святого источника. Для многих остается загадкой, как без механических приспособлений вода поднимается в обитель. Вот где чудо Божие…
Много праздников было раньше в обители. Много святынь… Ныне все только возрождается, только начинается заново порушенная монастырская жизнь. Но сердцу верится — еще зазвучат во всю мощь колокола в Горицах, и не на дискотеку или киносеанс — на Божественную литургию потянется местный народ в очищенный от мирской скверны Троицкий собор.

Ольга Ларькина

г. Вологда — г. Самара


На снимке слева (фото автора):
Поклонный Крест на горе Мауре.


06.05.2002
Дата: 6 мая 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
10
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru