Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Тихвинская обитель

В августе исполнилось 155 лет со времени основания в г. Бузулуке Оренбургской области женской Тихвинско-Богородицкой обители.


В августе исполнилось 155 лет со времени основания в г. Бузулуке Оренбургской области женской Тихвинско-Богородицкой обители.
…Однажды благочестивой девице Евфимии Герасимовне Овсянниковой привиделся вещий сон: ее взорам представился благоустроенный монастырь, затем явился ей Ангел и сказал: "Это твой монастырь". Посланник Божий возложил ей на плечи тяжелый крест со словами: "Неси его". Она с великим трудом пошла в этот монастырь, едва не падая под тяжестью возложенного на нее креста. Евфимия Овсянникова и стала наяву основательницей и первой настоятельницей девичьей обители в Бузулуке. Сама она более двадцати лет прожила в женской общине г. Кирсанова Тамбовской губернии, еще двенадцатилетней девочкой путешествовала в Саровскую пустынь и, по преданию, была ласково встречена Преподобным Серафимом.


Мало что осталось сегодня в Бузулуке от прежней обители. Старинный храм Николая Чудотворца разрушен, в пятиглавом трехпрестольном Тихвинском соборе находятся котельная, гараж и душевые Западных электросетей, а храм во имя Святой Троицы занимают гараж и складские помещения энергетиков…
Монастырь возрождается — с немалыми тяготами. Буквально в нескольких метрах от прежнего места обитель вновь возникла — теперь при кладбищенской церкви Всех Святых. В годы самых суровых гонений на Церковь, когда монастырь был закрыт и разграблен, а монашеские кельи превратились в тюремные камеры, — уцелевшие сестры обители держались вместе. И мало кто знал, что старые насельницы тайно сохранили главную святыню г. Бузулука — чудотворную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.

Рассказывает настоятельница Тихвинской женской обители монахиня Феофилакта:
— Этот список с явленной Тихвинской иконы Божией Матери был храмовым образом в Тихвинском соборе монастыря. Схимонахиня Ева и матушка Елена сшили на икону атласную ризу. Веря, что придет день, когда монастырь вновь откроется, они заповедали, чтобы на икону тогда сделали новую ризу — на века. Люди понесли в дар свои украшения, но когда мы решили посоветоваться с ювелирами, как лучше сделать новую ризу, то услышали, что из собранных украшений делать ее нельзя: переплавленный металл через какое-то время рассыплется на мелкие-мелкие кусочки. В молекулярных ячейках возникнет эффект взрыва, и все рассыплется. Уж если делать новую металлическую ризу, так только из однородного сплава. Но мы отдали икону на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру, и теперь она прекрасно восстановлена… Икона вернулась с реставрации 9 июля 2001 года, в день своего празднования. Насельницы с трепетом и радостью встречали чудотворную икону у въезда в город, к ним присоединилось множество молящихся. Вся природа ликовала — был ясный, солнечный день. Под пение тропарей и величаний Царице Небесной сестры несли свою Заступницу по улицам города, не чувствуя усталости. А на следующий день состоялся крестный ход к поруганным святыням прежнего монастыря, Царица Небесная побывала и в Своем некогда величественном Тихвинском соборе. И вновь, как когда-то, здесь — хотя и среди обезображенных стен — прозвучал акафист Тихвинской иконе Божией Матери.
Когда Епископ Чкаловский Мануил (Лемешевский)(позднее Митрополит Куйбышевский) в 1947 году добился открытия Всехсвятской церкви, служившие в Петропавловском храме сестры сказали настоятелю: "Мы уходим в "свой монастырь" и икону Царицы Небесной забираем с собой". С тех пор чудотворный образ находился в храме Всех Святых, а при храме незримо для человеческих глаз возникла общинка из бывших насельниц Тихвинской обители. Все они теперь уже почили о Господе, некоторые из них погребены здесь, на кладбище. Последней умерла инокиня Александра.
Их-то молитвами и по ходатайству Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина весной 2000 года в Бузулук переведена настоятельница Иверского Выксунского женского монастыря Нижегородской епархии монахиня Феофилакта (Левенкова) с несколькими сестрами — для восстановления Тихвинского Бузулукского женского монастыря. И здесь не обошлось без Божьего чуда. Еще в Выксе сестры Иверской обители расчищали поруганный Троицкий собор — и в его развалинах нашли Тихвинскую икону Божией Матери… Сама Матерь Божия как Небесная Игумения благословила на новое служение.
День вчерашний и нынешний тесно переплелись в монастырской жизни. Открываешь калитку в ограде — и ты уже на кладбище, где под сенью крестов лежат подвизавшиеся в монастыре сестры и узники пересыльной тюрьмы, в которую была превращена обитель. Самая протоптанная тропинка ведет к могилке схимонаха Максима. Этот слепой старец, подвизавшийся в Преображенском мужском монастыре, был известен при жизни далеко за пределами Бузулука, к нему шли и ехали за молитвами и духовными советами. Большевики не пощадили его старческую немощь, даже слепой схимник был для них опасен. И старца заключили в острог… Теперь на могиле схимонаха Максима каждый день служат литию, и как к живому, к нему на могилу приходят многие страждущие и обремененные — и по вере получают просимое.
А среди бережно хранящихся в обители старых фотографий мы увидели снимок совсем юной насельницы монастыря. На обороте его только дата: 1913 год. Кто была эта инокиня с таким чистым и одухотворенным лицом, как сложилась ее судьба в грозовое время? С уверенностью можно сказать только одно: эта девица до конца исполнила свои иноческие обеты и сохранила верность Богу. Об этом свидетельствует чудо, происшедшее уже в редакции. Мы заметили, что на этом снимке появилось едва заметное маслянистое пятнышко, от которого исходил тонкий аромат, подобный благоуханию мироточащих икон. И хотя со временем пятнышко стерлось, запах все еще ощущается.
Монастырь в Бузулуке вновь становится центром духовной жизни. Сестер пока мало, и жить им приходится по частным домам. Но каждый день служится Литургия, каждый день совершаются крестные ходы со святыми иконами. И творится молитва ко Господу — о граде Бузулуке и о всей стране Российской.

На фото: Монастырский храм Всех Святых г. Бузулука; Мы не знаем имени этой инокини, на обороте фотографии стоит только дата: 1913 год. Но, видимо, на снимке запечатлена будущая новомученица, так как ее фотография мироточила и продолжает благоухать; Настоятельница Тихвинского монастыря монахиня Феофилакта у могилы старца схимонаха Максима.

Ольга Ларькина
22.11.2002
Дата: 22 ноября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
7
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru